Десять лет назад, 1 июля 2004 года, республиканский парламент утвердил руководящий и аудиторский составы Счетной палаты Татарстана.
Система государственного контроля в Татарстане прошла этапы становления, характерные для всей России. Реформы бюджетной системы потребовали и соответствующей модернизации финансового контроля. Важным шагом на этом пути стало создание в 2004 году Счетной палаты республики.
В соответствии с Конституцией РТ 3 июня Государственный Совет принял Закон «О Счетной палате Республики Татарстан», который вобрал в себя наиболее прогрессивные идеи по организации внешнего государственного финансового контроля. Через четыре дня Президент Минтимер Шаймиев подписал закон в присутствии председателя Счетной палаты России Сергея Степашина.
Все эти десять лет у руля республиканского органа внешнего финансового контроля – своего рода «ока государева», зорко отслеживающего все негативные явления при исполнении бюджета, – находится Алексей Демидов, с которым мы побеседовали по случаю юбилея Счетной палаты Татарстана.
– Алексей Иванович, такая значимая дата предполагает подведение каких-то итогов…
– Итог, как правило, это завершение
На фоне 350-летней истории финансового контроля в России десять лет – срок, конечно же, небольшой, но вполне весомый, чтобы проявить себя, оценить сделанное, яснее видеть перспективу дальнейшего развития. За это время формировались наши традиции, появились первые ветераны, но неизменным оставалось одно – преданность делу, профессионализм, умение за колонками цифр видеть нужды и заботы рядового налогоплательщика.
Если говорить о конкретных результатах, то хлеб свой мы даром не проедаем: эффективность деятельности нашего органа возросла в несколько раз (удельный вес устраненных нарушений в 2004 году составил 15 процентов, в 2013 году – 88 процентов). И за каждой проверкой, каждой сэкономленной суммой стоит кропотливый труд наших аудиторов и инспекторов.
– Ученые утверждают, что к десятилетнему возрасту в ребенке пробуждается важная потребность оценивать ситуацию, рассуждать об увиденном, вести себя как взрослые и стремиться, чтобы таковым его и воспринимали. У Счетной палаты, на ваш взгляд, период взросления уже пройден?
– Если отталкиваться от этого сравнения, то мы растем с заметным опережением и, так сказать, не по годам быстро развиваемся. Динамика и, самое главное, востребованность результатов контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что Счетная палата заняла свое достойное место, стала активным участником бюджетного процесса. Конечно, на начальном этапе нас еще путали, скажем, с Регистрационной палатой или Расчетным центром. Но уже первые результаты контрольных мероприятий позволили Счетной палате заявить о себе в полный голос. Ее повседневный контроль над выполнением в полном объеме доходных и расходных статей республиканского бюджета министерствами и ведомствами, администрациями городов и районов республики направлен на то, чтобы каждый рубль выделенных бюджетных средств использовался строго по назначению.
Много внимания уделяется и экспертизе направляемых Государственным Советом республики проектов законов, затрагивающих вопросы бюджета, и контролю за эффективностью мер поддержки социально незащищенных категорий граждан.
Безусловно, с годами менялись и методы проведения контрольных мероприятий. Сегодня субъектам бюджетного планирования становится невыгодно нарушать предусмотренные процедуры формирования и исполнения бюджета. Значительно легче, например, завысить стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг. В этой связи от традиционных проверок соблюдения адресности и целевого характера бюджетных средств мы переходим к системному контролю эффективности использования государственных ресурсов. Детальное изучение отчетных данных, финансовых (бухгалтерских) документов мы дополняем также социологическими исследованиями, которые позволяют выяснить мнение граждан – конечных получателей мер государственной поддержки, государственных и муниципальных услуг. Несмотря на то что эта оценка по своей сути субъективна, она очень часто отражает истинное положение дел.
Внедрение в деятельность Счетной палаты аудита эффективности использования бюджетных средств позволило сделать новый шаг в развитии. При поддержке Счетной палаты России мы участвовали в российско-канадском и российско-британском проектах по проведению аудита эффективности. Наши сотрудники с целью изучения опыта проведения аудита эффективности прошли стажировку в органах государственного финансового контроля Канады и Великобритании. Это дало Счетной палате Татарстана дополнительный импульс для совершенствования методов и форм работы, приобщения к международным стандартам, способствовало вступлению в Ассоциацию региональных контрольно-счетных органов Европы (ЕВРОРАИ).
Всего в нашем послужном списке сегодня насчитывается полтора десятка аудитов эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие агропромышленного комплекса, ЖКХ, на поддержку малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности и развитие инновационной деятельности, физкультурно-спортивную и оздоровительную работу, природоохранные мероприятия, энергоресурсосбережение в учреждениях образования, культуры и социального обеспечения.
Их результаты рассматриваются на заседаниях парламента и его комитетов. Заключения и выводы Счетной палаты стали более востребованными при принятии управленческих решений на уровне Президента, Государственного Совета и Правительства республики.
– Одним из заметных этапов в истории Счетной палаты, видимо, стала проверка использования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение в Казани Всемирной летней универсиады 2013 года?
– Действительно, эта четырехлетняя совместная со Счетной палатой Российской Федерации деятельность стала примером качественной работы по контролю за расходованием бюджетных средств. Начиная с 2009 года мы осуществляли постоянный мониторинг за их использованием, его результаты ежегодно рассматривались на совместных заседаниях коллегий Счетной палаты России и Счетной палаты Татарстана с участием Президента Рустама Нургалиевича Минниханова и Председателя Счетной палаты России Сергея Вадимовича Степашина.
Наше сотрудничество развивается и в сфере научно-исследовательской работы. Заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ, совместно с которым нами разработан ряд методических документов.
– С этого года ваши отношения со Счетной палатой Российской Федерации и коллегами из регионов строятся в рамках новой организации – Совета при Счетной палате России, который пришел на смену реорганизованной Ассоциации контролеров (АКСОР). Чем вызваны эти перемены?
– За последнее время произошли значительные изменения в законодательном обеспечении деятельности контрольно-счетных органов. Принятие в 2011 году Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» повлекло за собой внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Новый закон о Счетной палате России и последние изменения в законодательстве о некоммерческих организациях не позволили АКСОР функционировать дальше в ее прежнем виде.
Исходя из новой стратегии деятельности Счетной палаты РФ, где одним из приоритетов работы является установление более тесной связи с региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, ее новый руководитель Татьяна Голикова предложила создать при Счетной палате России Совет контрольно-счетных органов. Что, собственно, и было сделано. При этом председатель Счетной палаты РФ выразила уверенность, что переход на новый уровень взаимодействия будет способствовать повышению эффективности внешнего финансового контроля на всей территории страны.
– Алексей Иванович, вы были членом президиума АКСОР и возглавляли ее отделение в Приволжском федеральном округе. А как обстоит дело в новом совете, вошли ли вы в состав его президиума?
– Да, коллеги посчитали, что «коней на переправе не меняют». Причем это решение было принято единогласно.
Отмечу, что после формирования рабочих органов Совета КСО Татьяной Голиковой были обозначены направления развития контроля на ближайшие годы. Они будут определять и дальнейшую деятельность Счетной палаты Татарстана, а также муниципальных контрольно-счетных органов.
– А как в целом вы можете охарактеризовать организацию финансового контроля на уровне муниципальных образований?
– В мае 2007 года с целью повышения эффективности функционирования системы финансового контроля в республике, ее дальнейшего совершенствования был образован Совет контрольно-счетных органов Республики Татарстан, который объединил контрольно-счетные органы всех муниципальных районов и городских округов республики во главе со Счетной палатой.
Представители отдельных муниципальных образований республики и местных счетных палат также работают в составе Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, в рамках которого объединены органы республиканского и федерального подчинения, наделенные полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере. В такой форме в Татарстане решена задача на региональном уровне по созданию единой системы финансового контроля.
Важность организации на местном уровне действенного внешнего финансового контроля была отмечена Президентом республики. При его поддержке у нас завершен процесс совершенствования правового обеспечения муниципальных контрольно-счетных органов, и на сегодняшний день Татарстан – единственный регион в России, где все палаты являются юридическими лицами и членами Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. Они были централизованно оснащены современной оргтехникой. Это позволило обеспечить эффективное информационное взаимодействие со Счетной палатой Татарстана, сообществом органов внешнего финансового контроля России и в полном объеме использовать возможности единой межведомственной системы электронного документооборота, а также других республиканских и федеральных информационных систем.
В мае 2012 года принят Закон «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан», в соответствии с которым председатель контрольно-счетного органа муниципального образования замещает муниципальную должность. Определены размеры оплаты труда руководителей муниципальных КСО. Кстати, это пока единственный такой закон прямого действия в Российской Федерации.
Однако не во всех районах внешний финансовый контроль организован на должном уровне. Это подтверждают результаты контрольных мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях Счетной палатой РТ.
Нашим коллегам в муниципальных образованиях мы оказываем постоянную методическую, правовую, информационную поддержку, содействие в организации эффективного внешнего финансового контроля на уровне поселений, внедрению аудита эффективности, то есть берем на себя роль своеобразного ледокола, который прокладывает путь для остальных судов.
За всеми муниципальными контрольно-счетными органами у нас закреплены кураторы из числа аудиторов и руководителей структурных подразделений. Они находятся в постоянном взаимодействии с председателями палат на местах, и мы оперативно рассматриваем проблемные вопросы, возникающие в деятельности муниципальных коллег.
– Но вернемся к основным направлениям в деятельности Счетной палаты…
– На сегодняшний день в условиях разграничения на законодательном уровне полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нам, безусловно, приходится пересматривать подходы к организации контрольной деятельности. В этой связи можно отметить следующие актуальные задачи, стоящие перед контрольно-счетными органами.
Первая. Расширение сфер, совершенствование методов проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, оказание содействия в его внедрении в деятельность муниципальных контрольно-счетных палат.
Вторая. Усиление контроля за бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства. И здесь наша задача не только в проверке обоснованности сметной стоимости объектов, но и в оценке эффективности их использования.
Третья. Предварительная экспертиза и последующий контроль исполнения государственных программ, оценка достижения их плановых назначений.
Четвертая. Усиление контроля за полнотой и своевременностью принятия мер по итогам контрольных мероприятий, в том числе рекомендаций по итогам аудитов эффективности, проводимых в социально-значимых сферах.
Пятая. Участие в мероприятиях по противодействию коррупции. В этом направлении Счетная палата активно взаимодействует с Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.
– Один из последних посылов федеральных властей – создание в Интернете единого всероссийского портала проверок.
– Действительно, в конце прошлого года на всероссийском совещании контрольно-надзорных органов с такой инициативой выступил руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов. Предполагается, что данные о каждой проверке будут размещаться на портале под отдельным номером и включать информацию о том, кто ее инициаторы, на каком основании и по каким мотивам проводится, сколько времени займет и сколько на нее государство потратит денег.
Кстати, наша Счетная палата придерживается принципа открытости с самого первого дня своей работы. Результаты каждой проверки выкладываются в открытом доступе на нашем официальном сайте, посещаемость которого растет из года в год.
– Ежегодно Счетная палата выявляет значительный объем финансовых нарушений. В чем, по вашему мнению, основные их причины?
– По итогам контрольных мероприятий мы проводим детальный анализ факторов, оказавших влияние на выявленные нарушения. В одних случаях это могут быть упущения на этапе планирования государственных и муниципальных закупок, в других – недостаточный контроль со стороны заказчиков при исполнении контрактов, в третьих – халатность либо превышение должностных полномочий.
Здесь надо отметить и достаточно частые изменения в законодательстве, которые вовремя не отслеживаются ответственными исполнителями. В этой связи в профилактических целях органы государственного финансового контроля, правоохранительные и другие структуры ежегодно готовят обзор характерных нарушений и недостатков, который доводится до всех министерств, ведомств и муниципальных образований, а также размещается на официальном сайте Счетной палаты (www.sprt.ru).
На сегодня руководителям и главным бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо быть особенно внимательными. С учетом изменений, внесенных в 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других правовых актов, значительно расширился состав правонарушений, по которым предусмотрены меры административной ответственности, существенно увеличены штрафы.
– Работа в Счетной палате требует не только специальных профессиональных знаний, но и особых моральных качеств. В связи с этим хотелось бы узнать, как у вас осуществляется кадровая политика?
– Работа в области финансового учета и контроля остается одной из самых непростых и ответственных. И без высокого профессионализма, компетентности и аналитических способностей здесь не обойтись.
Сегодня можно сказать, что в палате сформирован работоспособный коллектив, который располагает всей необходимой материально-технической базой. Недавно был проведен социологический опрос сотрудников, результаты которого будут для нас ориентиром в дальнейшей работе.
У нас много молодежи, средний возраст сотрудников – 36 лет, а в управлении экспертизы и методологии – 32 года. В коллективе все с высшим образованием, у многих дипломы с отличием, четыре сотрудника успешно защитили кандидатские диссертации, часть специалистов имеют два высших образования, полученных в том числе и за рубежом. Кто-то вырос по карьерной лестнице в стенах Счетной палаты,
В Счетной палате проводится много мероприятий, где сотрудники могут проявить свою активную гражданскую позицию. Это оказание помощи детям из подшефного приюта «Забота», семейному детскому дому Панкратовых, детям из многодетных и малообеспеченных семей. Искренне желая помочь людям, имеющим проблемы со здоровьем, сотрудники Счетной палаты регулярно принимают участие в акциях по добровольной сдаче крови. Также среди них популярны занятия физкультурой и спортом. Коллектив ежегодно принимает активное участие в массовых спортивных мероприятиях – «Лыжне России», «Кроссе нации», Спартакиаде государственных служащих республики. Наибольшие спортивные достижения связаны с бадминтоном: команда Счетной палаты – неизменный призер всероссийских соревнований среди контрольно-счетных органов России.
Добрые традиции, которые сложились за годы работы Счетной палаты, по проведению общественных и благотворительных мероприятий, уверен, будут и дальше сохраняться и приумножаться.
– Признательны, Алексей Иванович, за беседу. Еще раз примите поздравления, успехов вам и всем сотрудникам Счетной палаты!
– Спасибо. Великий Конфуций
только факты
С момента образования Счетной палаты РТ контрольными мероприятиями было охвачено 4 655 объектов. По итогам проверок устранено финансовых нарушений и возмещено средств в бюджет на общую сумму 13,2 млрд рублей. По материалам проверок возбуждено 25 уголовных дел. С 2007 года, когда Счетная палата получила право применять административные меры воздействия, привлечены к ответственности 160 юридических и физических лиц, наложено штрафов на сумму 3,8 млн рублей.
Многие нарушители финансово-бюджетного законодательства привлекаются к дисциплинарной ответственности: только за последние пять лет привлечены 446 должностных лиц, из них 36 освобождены от должности.
Счетной палатой проведено 816 экспертно-аналитических мероприятий, подготовлено 529 экспертных заключений по вопросам бюджета и финансов, дана экспертиза проектов 13 долгосрочных целевых и 24 государственных программ. В заключениях отмечены резервы увеличения доходной части бюджета и направления оптимизации бюджетных расходов.