Почему выросли цены на топливо и как «Евро-3» продают под видом «Евро-5»
В начале июня в Татарстане подорожали бензин и дизельное топливо. Некоторые СМИ связали рост цен на бензоколонках с произошедшим 15 июня пожаром на Ачинском НПЗ и последующей остановкой завода.
О том, что на самом деле стало причиной повышения цен на топливо, рассказали на брифинге в Доме Правительства.
Начальник Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев пояснил, что бензин на татарстанских заправках подорожал с 10 июня. Причиной этого стал рост оптовых цен на всех российских заводах-изготовителях – цены поднялись на 1100–1200 рублей за тонну. В связи с этим удержать прежние цены на АЗС было
невозможно. На заседании рабочей группы были выработаны рекомендации о возможности повышения цен на бензин А-80 – на 80 копеек, на АИ-92 – на 30 копеек, на АИ-95 – на 60 копеек. Средняя цена 80-го бензина на 18 июня составила 28,5 рубля за литр (в Приволжском федеральном округе средняя цена – 28,55), самого ходового 92-го бензина – 30,4 рубля за литр (в ПФО – 30,48), 95-го – 33,6 рубля за литр (33,69), дизтоплива – 32 рубля за литр (32,8). Таким образом, цены на топливо в Татарстане ниже, чем в среднем по ПФО.
Отвечая на вопросы журналистов, Роберт Гилязиев подчеркнул: повышение цен на бензин никак не связано ни с пожаром на Ачинском НПЗ, ни с пожаром на заводе бензинов «ТАИФ-НК», произошедшим в начале марта. Причин для дальнейшего роста цен в ближайшее время нет.
Также на брифинге начальник управления подвел итоги проходившего в Татарстане с 12 мая по 12 июня месячника по проверке качества моторных топлив. Всего на 534 автозаправочных станциях и 16 нефтебазах было отобрано 1239 проб моторных топлив, из них испытания проведены по 1114 (остальные находятся в работе). В результате выявлено, что 37 проб (3,3 процента) не соответствуют по отдельным показателям качества требованиям ГОСТ. Большая часть несоответствий касается содержания серы – оно выше нормативного. А ведь высокое содержание серы в топливе – это «двойной удар» по двигателю автомобиля и окружающей среде. Кроме того, на некоторых заправках недобросовестные продавцы завышали класс топлива, например, в качестве бензина стандарта «Евро-5» продавали более дешевые «Евро-3» и «Евро-4».
Больше всего нарушений выявляется на частных АЗС – из 486 проб в 30 случаях. У крупных компаний картина совсем другая: по «Татнефти» испытано 170 проб, «Автодорстрою» – 83, «Лукойлу» – 74 и ни одного нарушения не выявлено. По одному несоответствию выявлено: у «Татнефтепродукта» – из 201 пробы, у «ТАИФ-НК» – из 25, у «Карсара» – из 38. Для сравнения Роберт Гилязиев привел итоги аналогичного месячника, который прошел в декабре прошлого года. Тогда было выявлено 47 нарушений. Ни одного несоответствия качества не было по сетям АЗС «Татнефть», «Татнефтепродукт», «ТАИФ-НК», «Автодорстрой». А вот у «Лукойла» было выявлено шесть несоответствий. Начальник управления отметил, что есть заправки, у которых находят нарушения из года в год, и все они из числа несетевых частных АЗС. С именами «антигероев» можно ознакомиться на сайте ter.tatarstan.ru.
В завершении своего выступления Роберт Гилязиев заявил, что год от года снижается количество выявляемых в ходе проверок нарушений. Так, за пять месяцев 2014 года не соответствовали нормам 2,5 процента отобранных проб моторных топлив, в 2013-м году – 2,8, в 2012-м – 3, в 2011-м – 3,5 процента.