На днях в Общественной палате РФ в Москве прошли слушания, посвященные проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.
В заседании приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Российской академии транспорта, научного сообщества, отечественных и зарубежных машиностроительных предприятий, бизнес-сообщества. Проект, представленный на слушаниях, затрагивает интересы семи регионов – Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии, Марий Эл и Татарстана. Учитывая высокую социальную значимость проекта, Общественная палата (ОП) РФ на своем сайте организовала его предварительное обсуждение.
По словам руководителя рабочей группы ОП по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Владимира Белозерова, результаты обсуждения на сайте ОП показывают значительный общественный интерес к данной тематике. «Большинство участников дискуссии осознают необходимость создания крупных инфраструктурных объектов, – констатировал он. – Многие имеют личную потребность в высокоскоростном сообщении по указанному маршруту и другим направлениям». Член ОП признался, что наряду с положительными отзывами были и отрицательные, которые касались высокой стоимости как самого проекта, так и проезда на высокоскоростных поездах.
Как сообщили в пресс-службе ОП РФ, первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин напомнил, что планируемая протяженность путепровода Москва – Казань должна составить около 770 километров, максимальная скорость движения поездов – 400 километров в час. На трассе предполагается организовать остановки через каждые 50–70 километров. Расчетное время в пути от Москвы до Казани – 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар – всего лишь один час, а до Казани – полтора часа. Ежегодный пассажиропоток на линии оценивается в 10,5 млн человек к 2020 году.
В пресс-службе РЖД отметили, что проект находится в высокой степени готовности. За прошлый год была завершена разработка обоснования инвестиций, получено положительное заключение на него Главгосэкспертизы России и проведен аудит обоснования независимым экспертом – международной корпорацией PricewaterhouseCoopers. Также подготовлены конкурсные документы на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства дороги. Разработана финансовая модель реализации проекта, ее параметры были выверены ведущими экспертами-консультантами, подготовлен инвестиционный меморандум и предварительная инвестиционная декларация проекта, которые были представлены в государственные органы.
Участники слушаний заметили, что к этому проекту уже проявляют интерес иностранные инвесторы и российские компании, специализирующиеся на строительстве объектов инфраструктуры. Его реализация даст высокий мультипликативный эффект для многих отраслей экономики России, позволит укрепить связи между регионами страны и создать значительное количество рабочих мест.
Присутствующие эксперты в целом проект поддержали, подчеркнув, что отправной точкой для его непосредственного выполнения должен стать Указ Президента РФ «О развитии высокоскоростного железнодорожного движения в России», в котором будет нормативно закреплен перечень соответствующих поручений, определены наиболее значимые параметры и предусмотрены источники финансирования. Руководству РЖД рекомендовано уже в этом году приступить к инженерным изысканиям и разработке проектной документации будущей стройки.