Татарстанские корабли защитят от морских пиратов

В Зеленодольске дан старт строительству уникального патрульного судна
С 2000 по 2010 год Зеленодольский завод имени Горького поставил Военно-морскому флоту России по заказу Министерства обороны всего лишь четыре корабля специального назначения.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10110443
В Зеленодольске дан старт строительству уникального патрульного судна

С 2000 по 2010 год Зеленодольский завод имени Горького поставил Военно-морскому флоту России по заказу Министерства обороны всего лишь четыре корабля специального назначения. Столько же единиц такой техники татарстанское судостроительное предприятие сдало ВМФ за один 2013 год. И, похоже, зеленодольцы впредь станут основными поставщиками российского флота.

По крайней мере, такую мысль высказали практически все участники торжественной церемонии, прошедшей в минувшую среду по случаю закладки головного патрульного корабля проекта 22160 – специализированного судна, аналогичного которому еще не было в ВМФ нашей страны.

– Данный корабль уникален по своим характеристикам и предназначению, – констатировал участник торжества, главнокомандующий Военно-морским флотом России, адмирал Виктор Чирков. – Это первое в нашей стране судно, которое будет строиться по модульным технологиям, в результате чего на нем станет возможным быстро менять виды вооружения в зависимости от поставленных перед экипажем задач. Корабль призван нести вахту в Мировом океане, обеспечивая обороноспособность нашего государства. Часто российские корабли противодействуют пиратам, особенно в Аденском заливе близ Сомали. Однако именно специальных патрульных судов в отечественном флоте еще не было.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК

Как сообщалось в прошлом номере «РТ», на это значимое не только для самого предприятия оборонно-промышленного комплекса, но и для всей республики мероприятие прибыли Премьер-министр Ильдар Халиков, директор департамента Министерства обороны по обеспечению гособоронзаказа Андрей Вернигора, генеральный директор холдинговой компании «Ак Барс» состав которой входит Зеленодольский завод имени Горького. – Авт.) Иван Егоров, руководитель Северного проектно-конструкторского бюро (автора проекта 22160, Санкт-Петербург. – Авт.) Владимир Спиридопуло и другие.

По словам генерального директора ОАО «Зеленодольский завод имени Горького» Рената Мистахова, новый современнейший патрульный корабль предназначен для выполнения многих задач, в том числе для поиска пострадавших в морских катастрофах, охраны военно-морских баз, борьбы с контрабандистами и пиратами. Благо «охранник» сможет автономно находиться в морях и океанах до 60 суток, к тому же на нем предусмотрено базирование 12-тонного вертолета и оснащение контрольными катерами.

Главнокомандующий ВМФ сообщил, что завод до 2020 года должен построить шесть кораблей, а далее по мере необходимости будет решаться вопрос о продолжении этого проекта. Местами базирования судов станут Черное и Балтийское моря, а также акватория Дальнего Востока. Один корабль собирается около 30 месяцев, срок сдачи головного – ноябрь 2016 года.

К слову, распоряжением Рособоронзаказа Зеленодольский завод имени Горького включен в реестр этой структуры в качестве единственного поставщика патрульных кораблей проекта 22160.

– Выбор пал на это предприятие неслучайно, – подчеркнул Андрей Вернигора. – Я, как представитель госзаказчика, ответственно заявляю, что зеленодольские судостроители заслужили такое право, поскольку всегда своевременно и качественно выполняли заказы.

ОТМЕТИЛИСЬ НА ОЛИМПИАДЕ

– Благодаря заказам российского государства у этого завода большое будущее, – считает Премьер-министр Ильдар Халиков. – Важно, что четыре из шести выпущенных предприятием в прошлом году судов были переданы ВМФ. Еще более приятно то, что четыре из шести принятых на вооружение в 2013 году Военно-морским флотом кораблей сделаны зеленодольскими судостроителями. Хотелось бы отметить и тот факт, что четыре судна, построенные на заводе имени Горького, обеспечивали безопасность прошедшей в Сочи Олимпиады.

Глава Правительства подчеркнул, что в настоящее время Президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу уделяют большое внимание развитию Военно-морского флота и судостроительной промышленности. Принята солидная по своему объему и содержанию государственная программа развития судостроения в РФ на 2013–2030 годы, в которую вошел и Зеленодольский завод имени Горького.

  • Главнокомандующий ВМФ сообщил, что завод до 2020 года должен построить пока шесть кораблей, а далее будет решаться вопрос о продолжении этого проекта

– Но хочу заметить: вы будете не только строить корабли, но и обслуживать их в течение всего жизненного цикла судов, вплоть до их утилизации. Такая задача ставится сегодня, – сказал адмирал Виктор Чирков, обращаясь к заводчанам. – Кроме того, изначальное обучение патрульного экипажа будет проходить в учебном центре вашего предприятия. Только потом – в Военно-морской академии ВМФ (городе Обнинске Калужской области. – Авт.), Центре подготовки экипажей надводных кораблей в Санкт-Петербурге.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Корреспондент «РТ» поинтересовалась у первого заместителя генерального директора Зеленодольского завода имени Горького Александра Карпова, какие корабли были переданы заказчикам в 2013 году и каковы планы на нынешний год.

– В прошлом году по заказу Минобороны мы сдали два противодиверсионных катера проекта «Грачонок» и два малых ракетных корабля проекта «Буян», которые ушли в Каспийскую флотилию, а также два коммерческих быстроходных пассажирских судна, – ответил он. – В текущем году планируется сдать один малый ракетный корабль под названием «Великий Устюг». Со стапелей должен сойти пограничный сторожевой корабль проекта «Океан», который стал новой вехой в истории нашего завода, поскольку судов такого класса мы еще не строили. Корабль, заказчиком которого выступила Федеральная служба безопасности, будет охранять шельф Северного Ледовитого океана, имеющий богатейшие запасы нефти и газа, в связи с чем ряд стран пытается заявить свои права на эту подводную отмель. Также нынче предполагается передать ВМФ два «Грачонка». Помимо этого, будут достроены два коммерческих быстроходных судна, которые пока собираем на собственные средства, ищем покупателей для данных изделий. Российский гражданский флот на сегодня сильно обветшал, мы хотим заранее найти свою нишу и в гражданском судостроении.

По словам Александра Карпова, объемы производства в последние пять лет стремительно растут: если в 2009 году этот показатель составил пять миллиардов рублей, в 2013-м – 12 млрд, то в нынешнем году планируется выйти на 16 млрд, а к 2020 году – достичь 22 млрд рублей. На территории завода предполагается построить дополнительные открытые цеха, где будут собираться мостовые конструкции, баржи и танкеры. Зеленодольские судостроители намерены ежегодно увеличивать линейку выпускаемой продукции.

В завершение мероприятия на вопрос корреспондента «РТ», выступает ли наш «Татфлот» в качестве заказчика завода, Премьер-министр ответил:

– Пока, к сожалению, нет. Вообще, вопрос, касающийся развития направления гражданских судов, очень важный и острый. На сегодня мы выходим на Правительство России с инициативой по разработке программы, направленной на поддержку гражданского судостроения, – аналогичной реализуемому в Приволжском федеральном округе проекту по поддержке региональной авиации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще