В Бавлах, населенных пунктах района немало предпринимателей, активно изыскивающих нестандартные способы зарабатывания дополнительной прибыли. Но даже их удивил проект, разработанный в местном ООО «Жилсервис». Дело в том, что коммунальщики для повышения своего финансового благополучия надумали заняться… заготовкой и переработкой молока. Это вызвало разные пересуды. Причем преобладало такое мнение: если «Жилсервису» и удастся реализовать задуманное, то вряд ли новорожденное предприятие просуществует долго.
Скептики были недалеки от истины, но ошиблись. Прошло больше года, а перерабатывающий завод по-прежнему действует. Хотя испытывает проблемы одна серьезнее другой.
Поначалу это были довольно продолжительные поиски кредитов на строительство объекта. Потом, когда при энергичном содействии Бавлинской администрации коммунальщики все-таки разжились средствами, немало сил пришлось затратить на возведение двухэтажного производственного корпуса, монтаж и отладку современных технологических линий для выпуска кефира, творога, сметаны, катыка.
Молочная продукция нового производства быстро завоевала признание. Ее закупают потребители даже из соседних регионов. Да и сами бавлинцы предпочитают молочную продукцию «Жилсервиса» потому, что, по их словам, она и вкуснее, и дешевле завозной.
К сожалению, не все проблемы устранимы усилиями лишь бавлинцев. Особенно в тех случаях, когда дело касается поддержки нестандартно мыслящих предпринимателей. Поскольку деньги на необычные проекты выделяются менее охотно и на более жестких условиях, чем под реализацию идей широко распространенных, традиционных и не таких рискованных
Казалось бы, это должно добавить производителям хорошего настроения, но… При проектной мощности 20 тонн в сутки завод даже в летнее время перерабатывал молока раза в четыре меньше. Нынче же объем сырья сократился чуть ли не до критического уровня – местные производители молока продолжают сдавать его переработчикам из соседнего Башкортостана. Хотя «Жилсервис», несмотря на серьезные денежные затруднения, старался развернуть молочную реку в свою сторону, закупая сырье сначала на 50 копеек, а затем и на рубль дороже, чем заезжие заготовители. Этот парадокс объясняется тем, что заготовители из Башкортостана в свое время «подсадили» сельхозпроизводителей на авансы под будущую продукцию, чего «Жилсервис» из-за безденежья позволить себе пока не может. А авансы нужны сельчанам постоянно, особенно в период посевной, уборки.
Как снять поставщиков сырья с этого авансового крючка? Над этим думают и в ООО, и местные власти, учитывая, что бавлинские сельхозпроизводители получают субсидии на молоко не из соседнего региона, а из бюджета республики. Изыскиваются рычаги, чтобы развернуть ситуацию и не в ущерб собственникам дойных гуртов, и в пользу «Жилсервиса». Потеряв лет десять назад прежний молокозавод, район не хочет вновь остаться без собственной переработки.
В «Жилсервисе» тем временем продолжают верить в лучшее для себя будущее. Не случайно сделали пристрой к основному корпусу – планируют организовать еще и производство сыра.
Нельзя не сказать и о том, что в ООО избежали соблазна укрепить свое экономическое благополучие за счет более широкого использования искусственных наполнителей, как это нередко делается на аналогичных предприятиях. Заманить потребителей вкусом и натуральностью своей продукции, чтобы затем, наглея, экономить на качестве – не их принцип. Более того, здесь не используют даже официально разрешенное сухое молоко.
«У нас нет пока больших денег, – признает директор предприятия Р.Садыков, – зато есть доверие потребителей, широко известное, не запятнанное пока имя завода. Это и является главным нашим достоянием, растранжирить которое – все равно что потерять лицо».
Примером того, как не стоит бояться даже самых смелых решений при организации бизнеса, может служить и опыт Сагита Лутфуллина. Его предприятие оказывает спектр услуг в сфере наружной, интерьерной рекламы. В свое время Сагит Мирсаитович многие годы трудился на нефтепромыслах Западной Сибири, где приобрел богатый хозяйственный, управленческий опыт. В родных местах надумал расширить сферу приложения своих сил и вместе с четырьмя сыновьями наладил… кузнечное производство.
Казалось бы, где рекламные щиты, а где пышущие жаром горны? Однако связь между ними существует. Размещать рекламу на собственных металлоконструкциях гораздо выгоднее, чем на заказанных в другой фирме. К тому же ничего подобного рядом не оказалось. Это прежде кузнецы были чуть ли не в каждой деревне, а нынче стали большой редкостью, и не только в Бавлинском районе. Сориентировавшись в рыночной конъюнктуре, Лутфуллины, как и ООО «Жилсервис», нашли свою нишу.
Правда, не сразу. Сперва они, как и жилищники, рассмотрели несколько вариантов расширения своего бизнеса. Подумали было о том, чтобы наладить производство, установку пластиковых окон. Но потом решили, что кузнечное дело все-таки перспективнее.
Кстати, с этим согласны далеко не все представители местного делового сообщества. «Да, – говорят скептики, – ворота, изгороди, прочие ажурные изделия Лутфуллиных можно назвать товаром первого класса. И спрос на него пока есть. Но надолго ли? Бавлы – не столица, и в нашем небольшом городе не так много состоятельных людей, которые могут заказать, например, узорчатый металлический забор ценой под сотню тысяч рублей. Ну выполнят Лутфуллины их заказы, поставят кое-где изгороди по городу, предположим, на средства администрации, а дальше что?»
Вопрос резонный. Ответ же Сагит Мирсаитович и его сыновья нашли еще до того, как начали закупать кузнечное оборудование. Приобретали только те механизмы, которые наряду с элитными изделиями художественной ковки позволят производить и контейнеры, баки, урны, ведра, ломы, топоры, прочий товар, рассчитанный на широкое потребление.
Теперь семья все заметнее поворачивается лицом в сторону села. «Дело до смешного дошло, – недоумевает Сагит Мирсаитович, – в хозяйственных магазинах даже обычные скобы не всегда купишь. Как и другие мелкие, но крайне необходимые на подворьях металлические изделия». Вот кузница Лутфуллиных и готова ликвидировать этот дефицит. Заодно создав дополнительные рабочие места, что очень важно для Бавлов, где проблема занятости носит весьма болезненный характер. В решение ее семья собирается сделать очередной вклад – открыть на своем предприятии также и станочный цех.
Что же касается района в целом, то любопытный бизнес-проект реализуется нынче в Александровке. Если сугубо городской коллектив «Жилсервиса» занялся молоком, то в этом селе налаживают производство шлакоблоков. Инициатором их изготовления стал двадцативосьмилетний Александр Сычев. Его тяга к предпринимательству проявилась еще в школе, по ее окончании Александр создал мастерскую по шиномонтажу, успешно действующую уже восемь лет.
«Когда я организовывал первый свой бизнес, – признался молодой предприниматель, – местные чиновники не столько помогали решать возникающие проблемы, сколько создавали их для меня. Сейчас ситуация совсем иная: все вопросы решаются настолько быстро, что я, приготовившись к разным препонам, поначалу был этим буквально ошеломлен. Бумагу с просьбой выделить мне земельный участок под производство глава нашей администрации Альберт Галимзянович Хабибуллин подписал в день ее подачи. Так же оперативно решил вопрос и с помещением под технологическое оборудование. Заместитель руководителя исполкома Ильдар Ренатович Сайфиев съездил со мной в Министерство экономики, другие ведомства, чтобы побыстрее были соблюдены все необходимые формальности и не возникло проволочек с утверждением моего проекта, выделением денег под его реализацию. В общем, я впервые ощутил себя по-настоящему нужным району, людям».
Надеясь на власти, Сычев и сам не плошает, благо разворотливости ему не занимать. Вот и свой новый бизнес он разместил с умом, возле автомагистрали федерального значения, с учетом удобных подъездных путей к будущему производству керамзитных шлакоблоков.
Спрос на них ожидается активным. По двум причинам. Во-первых, уже теперь земляки Александра Николаевича порой по месяцу ждут своей очереди, чтобы закупить наконец шлакоблоки, да к тому же вынуждены ездить за ними в Башкортостан. Во-вторых, Сычев в соперничестве с конкурентами за рынки сбыта собирается делать весьма серьезные скидки на свою продукцию для многодетных семей, ветеранов труда, тем, кто будет строить из блоков жилье на средства из материнского капитала.
Обнадеживает односельчан Сычева и его желание оборудовать на своем предприятии еще и пилораму. Раньше в Александровке, когда там был совхоз, действовал спиртзавод, работы хватало. Сейчас нет ни того, ни другого, и поэтому каждая рабочая вакансия на малой родине молодого бизнесмена имеет особую цену.
Не так давно о новых возможностях трудоустройства узнали и десятки жителей райцентра. Когда в трубках их домашних телефонов зазвучал вдруг голос руководителя одного из предприятий города Ровшана Сахибали-оглы Агаева. В свое время приехал он в Бавлы погостить у брата, да так и остался, покоренный красотой здешних мест. Сначала работал торговым представителем астраханской кондитерской фабрики, потом выкупил у райсельхозтехники оптовый склад. И сам организовал производство прежде завозимой продукции, отремонтировав и оборудовав помещение необходимыми механизмами.
Провалить дело не боялся, поскольку, кроме него, сахарное печенье на юго-востоке республики никто больше не производил. А вскоре спрос на продукцию Агаева увеличился. Оценив по достоинству высокое качество восточного лакомства, за ним стали приезжать оптовики не только из Казани, других городов Татарстана, но и из соседних российских регионов.
Надо было расширяться, и Ровшан Сахибали-оглы остановил свое предприятие на основательную реконструкцию, а также для того, чтобы заодно подвести сюда газ. Пока сладкое производство готовилось к открытию, Агаев сходил в службу занятости населения, получил там телефоны людей, ищущих работу, обзвонил их с предложением трудиться на его модернизированном предприятии, которому потребовалась дополнительная рабочая сила.
Выпускник московского экономического вуза Ровшан Сахибали-оглы прежде был сотрудником азербайджанского Госплана. Его деловой почерк ощущается и в расчетах, касающихся очередного бизнес-проекта, на этот раз производства комбикормов. Потребность в них на бавлинских подворьях постоянно растет.
– Еще недавно частным бизнесом у нас занимались десятки предпринимателей, а сейчас их уже 823, – говорит заместитель главы района Миннифоат Хасиятуллин. – Благодаря этому бюджеты разных уровней, в том числе и местный, пополнились в прошлом году на 172 миллиона рублей, это более 30 процентов всех поступивших туда средств.
То, что показатели за последнее время существенно выросли, радует, но полного удовлетворения пока нет. Да, в городе чаще создаются частные предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством пластмассовых изделий, компьютерным программированием, строительством, оказанием коммунальных, транспортных услуг. Но все же основная часть бизнеса здесь – торговая. И такая его структура меняется не теми темпами, как бы хотелось, признает Миннифоат Хасиятуллин. Наряду с недостаточно развитой производственной сферой в частном секторе проблемой остается невысокая, а нередко и просто низкая, по сравнению со средней в городе, зарплата. Во всяком случае, таковой она значится в отчетных документах, но ведь есть еще и расчеты «в конвертах»…
Надо полагать, в тех районах, где сталкиваются с аналогичной проблемой, поддержат предложение бавлинцев о формировании при местных администрациях фондов, специально предназначенных для финансирования по определенной схеме креативных бизнес-проектов
Словом, есть над чем работать, не довольствуясь достигнутым. Причем в тесном взаимодействии с общественным Советом предпринимателей, созданным в районе для более эффективного решения проблем в развитии малого и среднего бизнеса. К сожалению, не все они устранимы усилиями лишь бавлинцев.
Особенно в тех случаях, когда дело касается поддержки нестандартно мыслящих предпринимателей. Поскольку деньги на необычные проекты выделяются менее охотно и на более жестких условиях, чем под реализацию идей широко распространенных, традиционных и не таких рискованных. По этой причине никак не может раскрутиться ООО «Бавлинский осетр», созданное группой инициативных людей в селе Николашкино, хотя там для разведения столь ценной во всех отношениях рыбы есть и помещения, и технология – не хватает лишь средств.
Надо полагать, в тех районах, где сталкиваются с аналогичной проблемой, поддержат предложение бавлинцев о формировании при местных администрациях фондов, специально предназначенных для финансирования по определенной схеме креативных бизнес-проектов. Разумеется, тут необходимо решение властей иного уровня. Но в итоге его реализация способна значительно увеличить и доходы людей, и налоговые поступления.