В Зеленодольском районе завершается строительство первой очереди Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра – объекта, уникального не только в масштабах Поволжья, но и России. С введением его в эксплуатацию Татарстан станет одним из основных перевалочных пунктов на строящемся международном транспортном маршруте «Европа – Западный Китай».
Сегодня основным транспортным коридором, связывающим страны Евросоюза и Китая, является морской путь через Суэцкий канал. Однако ограниченная пропускная способность канала и срок доставки грузов по нему (40–45 суток) неприемлемы для некоторых групп транзитных товаров. Новая автомагистраль «Европа – Западный Китай» общей протяженностью 8445 км, пролегающая через территории России и Казахстана до европейских границ, окажется самым коротким путем из Китая в Европу и сократит время в пути в два-три раза.
Из более чем двух тысяч «российских» километров этого коридора две трети приходятся на Приволжский федеральный округ, в том числе на Татарстан – в нашей республике между населенными пунктами Шали и Бавлы строится автомагистраль протяженностью почти триста километров.
По всему маршруту автотрассы создается сеть логистических центров и портовая терминально-складская инфраструктура. Наиболее крупные логистические комплексы будут созданы в Московской области, в Мурманске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, во Владивостоке. Однако ключевым транспортно-логистическим центром маршрута «Европа – Западный Китай» будет все же Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ) со своим уникальным географическим положением – на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных путей, международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Европа – Западный Китай», а также в зоне действия маршрута «Север – Юг».
Госзаказчиком проекта является федеральное казенное учреждение «Ространсмодернизация», строительство ведется при поддержке федерального центра, татарстанского бюджета с привлечением частных инвестиций.
«Цена вопроса – 19,9 миллиарда рублей, в том числе из бюджета России выделено 6,3 миллиарда, вклад Татарстана – 3,4 миллиарда, и около 10 миллиардов рублей составляют средства инвесторов», – сообщил заместитель генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Алексей Дробнов.
Первая публичная презентация СММЛЦ состоялась в сентябре на международном транспортно-логистическом форуме в Казани. Вступив в ВТО, Россия получила возможность для раскрытия огромного потенциала международного торгово-экономического сотрудничества и одновременно оказалась в обстановке жесткой экономической конкуренции. Как отметил в своем выступлении на форуме Президент Рустам Минниханов, в этих условиях все более возрастает роль транспортной логистики. «Татарстан сегодня нацелен на экспорт, и дальнейшее наше развитие будет зависеть от возможностей транспортной инфраструктуры», – подчеркнул глава республики.
В перспективе Свияжский центр способен стать не только ядром транспортно-логистической системы грузовых перевозок в российском регионе, но и узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам, в том числе по маршруту «Европа – Западный Китай».