Введение
Главной задачей социальной политики, проводимой в Республике Татарстан, является одновременное обеспечение экономического и социального прогресса, что предполагает стремление к обеспечению эффективной занятости населения и функционирование гибкой государственной системы его социальной поддержки.
Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001 – 2003 годы содержит основные мероприятия, которые направлены на содействие занятости незанятой части экономически активного населения и его социальную защиту от безработицы и обеспечат выполнение показателей системы индикативного управления экономикой в области занятости населения.
1. Занятость и рынок труда в Республике Татарстан
1.1. Анализ ситуации в сфере занятости
Ситуация на рынке труда республики, определяемая состоянием экономики, характеризуется положительными изменениями, тенденции которых сложились в 1999 году.
Индекс физического объема промышленного производства в 2000 году составил 109,8 процента к уровню 1999 года. Инвестиции в основной капитал возросли на 8,0 процента. Наблюдается рост реальных денежных доходов населения.
Изменения в экономике повлияли и на рынок труда республики.
По данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике, численность экономически активного населения составила в декабре 2000 года 1813,1 тыс. человек, включая занятых в личном подсобном хозяйстве. Численность незанятых граждан, активно ищущих работу, классифицируемых по методологии Международной организации труда как безработные, составляет 182,3 тыс. человек.
Начиная с 1999 года отмечается рост численности занятых. Рост занятости отмечался практически во всех отраслях экономики: в сельском хозяйстве, торговле, образовании, здравоохранении, промышленности и других. Снижение численности работающих произошло в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания.
В республике в 2000 году легальную трудовую деятельность осуществляли 2,4 тыс. иностранных работников, из них 1,3 тыс. человек продолжают работать на начало 2001 года, что составляет 0,08 процента от численности занятых в экономике республики.
В 2000 году в режиме неполного рабочего времени работали 30,8 тыс. человек, в административных отпусках находились 36,0 тыс. человек (в 1999 году соответственно 79,1 тыс. и 66,3 тыс. человек).
Уменьшается и численность зарегистрированных безработных. За 2000 год число безработных сократилось на 9,8 тыс. человек и составило на конец декабря 19,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы при этом равен 1,04 процента от численности экономически активного населения республики.
В территориальном разрезе выше среднереспубликанского уровень регистрируемой безработицы в городах Чистополь – 2,68 процента, Набережные Челны – 2,47 процента, Елабуга – 1,87 процента, Зеленодольск – 1,71 процента, Лениногорск – 1,24 процента, в Мамадышском районе – 1,43 процента.
Из зарегистрированных на 1 января 2001 года безработных 89,7 процента назначено пособие по безработице. Средний размер пособия составляет 457 рублей.
Обостряется проблема занятости среди женщин, доля которых в составе безработных возросла до 83,1 процента. Около 5,2 процента безработных проживают в сельской местности. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 30,6 процента общего числа безработных, лица предпенсионного возраста – 13,9 процента. В структуре безработных увеличилась до 6,8 процента доля инвалидов.
В составе безработных 37,8 процента составляют уволившиеся по собственному желанию, почти вдвое меньше (19,9 процента от общей численности) зарегистрировано высвобожденных работников.
Высшее профессиональное образование имеют 14,1 процента общего числа безработных, среднее профессиональное и неполное высшее – 29,9 процента, начальное профессиональное – 18,3 процента. Анализ профессионального состава безработных показывает, что основные профессии, составляющие предложение рабочей силы на рынке труда, практически не меняются в последние несколько лет. Среди представителей рабочих профессий наименее востребованы продавцы, контролеры, швеи, повара. Среди должностей служащих – бухгалтеры, инженеры, техники, экономисты, воспитатели. Не имеют профессии 9 процентов безработных.
Почти каждый второй безработный имеет на иждивении несовершеннолетних детей.
Выпускники различных учебных заведений среди безработных составили 7,2 процента всех безработных, из них 70 процентов – выпускники профессиональных учебных заведений. Статус безработных имеют выпускники 175 профессиональных учебных заведений, в том числе 31 высшего учебного заведения (22 республиканских вузов), 73 учреждений среднего и 71 начального профессионального образования.
К позитивным изменениям на рынке труда относится и увеличение спроса на рабочую силу. Совокупный спрос на рабочую силу (численность занятых и заявленная потребность в кадрах) в 2000 году возрос с 1670,5 тыс. до 1695,9 тыс. человек.
На 1 января 2001 года число заявленных вакансий составило 17,9 тысячи. В результате коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности незанятого населения, состоящего на учете в центрах занятости населения, к заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) снизился с 2,8 человек на одну вакансию в начале 2000 года до 1,2 человек на конец декабря. То есть практически число имеющихся в центрах занятости населения вакансий соответствует численности зарегистрированных безработных.
Увеличение рабочих мест, безусловно, количественно сбалансировало рынок труда, но не решило проблему своевременного изменения количества, качества и цены рабочей силы. Происходил рост вакансий с предлагаемой низкой оплатой труда, либо по которым имели место задержки выплаты заработной платы, отсутствовали льготы, гарантии и стабильная занятость. Немало свободных вакансий не возмещалось по причине их несоответствия имеющимся профессиональным навыкам и квалификации безработных. Преобладание в общей потребности чисто “мужских” рабочих мест (80 процентов) затрудняло их заполняемость из-за того, что 83 процента безработных – женщины. В результате средний период безработицы составил на 1 января 2001 года 6,8 месяца.
Все острее проявляется проблема нехватки квалифицированных кадров и их старения. Наиболее мобильные квалифицированные кадры в период спада производства ушли в малый и средний бизнес либо на “серый” рынок труда, где доходы выше и стабильнее. Необходимо повысить привлекательность производства, престиж рабочей профессии, особенно среди молодежи.
1.2. Перспективы развития сферы занятости
По прогнозам Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, в 2001-2003 годах объем промышленной продукции будет расти. Заметное влияние на занятость окажут меры, принимаемые Правительством республики по активизации инвестиционной деятельности, оздоровлению базовых отраслей экономики, введению механизма экономической самодостаточности предприятий.
В ближайшие годы ставится задача достижения роста уровня занятости населения (доли работающего населения в численности экономически активного населения) и снижения уровня общей безработицы. Прогнозируется, что к концу 2003 года уровень общей безработицы снизится до 8,3 процента, а уровень занятости соответственно возрастет до 91,7 процента.
В прогнозируемом периоде рынок труда будет характеризоваться динамическими изменениями состояния рабочей силы (занятости, безработицы, экономической неактивности).
Основным контингентом, составляющим предложение рабочей силы, будет незанятое население, преимущественно ранее уволившееся по собственному желанию, и высвобожденные работники. По прогнозам, совокупное предложение незанятой рабочей силы с учетом “переходящего” количества зарегистрированных безработных будет составлять 96-97 тыс. человек.
По различным направлениям содействия занятости будут перераспределяться порядка 72-76 процентов фиксируемого предложения рабочей силы.
Резервом пополнения числа регистрируемых безработных является нерегистрируемое предложение рабочей силы. В 2000 году результаты выборочного обследования показали, что нерегистрируемые трудовые отношения имеют 280 тыс. человек, что меньше, чем в 1999 году. Меры, принимаемые Правительством по увеличению оплаты труда, контроль за условиями и охраной труда, налоговые реформы на федеральном уровне в перспективе еще должны сократить масштабы неформальной занятости и неучтенных доходов населения. Адаптация “серого” рынка труда в экономику республики позволила бы перевести нелегальных работников в разряд “официально” занятых, не вызывая роста регистрируемой безработицы.
2. Основные цели и задачи Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Основной целью Программы является содействие занятости и обеспечение социальной защиты незанятого населения в период поиска работы. Исходя из этого определяются следующие задачи, на решение которых ориентирована Программа:
– совершенствование нормативной базы, регулирующей процессы на рынке труда;
– формирование благоприятных условий для роста занятости населения посредством активизации взаимодействия с работодателями;
– расширение возможностей трудоустройства для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе молодежи, выпускников учебных заведений;
– социальная защита незанятого населения путем профессионального обучения, профессиональной ориентации, обеспечения адресности мер поддержки безработных и членов их семей, смягчения последствий долговременной безработицы, обеспечения социальных гарантий и квотирования рабочих мест.
3. Поддержка и развитие занятости
Государственная политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
– достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
– предупреждение резкого роста безработицы;
– создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;
– развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
– рост мобильности трудовых ресурсов.
С этой целью необходимы:
– преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
– экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
– разработка специальных программ по стабилизации занятости в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда, в монопрофильных городах;
– дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
– улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;
– сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
– проведение социальных экспертиз целевых и инвестиционных программ с точки зрения их влияния на занятость населения.
3.1. Содействие в трудоустройстве
Основные усилия центров занятости населения будут направлены на совершенствование форм взаимодействия с работодателями и пополнение банка данных вакансий, его эффективное использование, сокращение времени поиска гражданами подходящей работы и периода длительной безработицы.
Предполагается, что в 2001 году всего будут трудоустроены 155,0 тыс. человек, в 2002-2003 годах – не менее 95,0 тыс. человек.
Деятельность центров занятости населения будет направлена на:
– совершенствование работы по формированию и поддержке банка данных вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
– подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя;
– организацию и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;
– обучение навыкам активного поиска работы и психологическую поддержку безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в рамках специальных программ содействия занятости длительно безработных граждан “Клуб ищущих работу”, “Новый старт”;
– реализацию специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
– совершенствование действующего порядка работы городских и районных центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
Временная занятость несовершеннолетних граждан
В целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустраивать на временную работу в 2001 году 129,0 тыс., в 2002 году – 58,1 тыс., в 2003 году – 120,0 тыс. несовершеннолетних граждан.
В этих целях будет продолжена работа по совершенствованию порядка и условий трудоустройства, привлечению к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, местные органы исполнительной власти, органы системы образования, комитеты по делам детей и молодежи и др.).
Организация общественных работ
Из методов регулирования рынка труда временное трудоустройство граждан, в первую очередь на общественные работы, относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Общественными работами предполагается охватить в 2001 году 4,0 тыс. человек, в 2002-2003 годах – по 5,0 тыс. человек. При этом преимущественным правом будут пользоваться безработные граждане, не получающие пособие по безработице, а также состоящие на учете в центрах занятости населения свыше 6 месяцев.
Приоритетными направлениями проведения общественных работ определены:
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
озеленение и благоустройство территорий;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения;
работы по проведению Всероссийской переписи населения в 2002 году и другие доступные виды трудовой деятельности.
Источниками финансирования общественных работ должны являться средства Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов и собственные средства предприятий.
Поддержка предпринимательской инициативы незанятого населения
Развитие малого предпринимательства снижает зависимость занятости населения от крупных, экономически нестабильных и неперспективных предприятий, снижает риск безработицы, способствует созданию дополнительных рабочих мест. Центрами занятости населения будет ежегодно оказана поддержка предпринимательской инициативы 300 безработным гражданам.
В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы определены:
– консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
– обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, профессиям и специальностям, способствующим развитию предпринимательства и самозанятости;
– оказание информационной, финансовой и организационной поддержки безработным на начальной стадии становления предпринимательской деятельности;
– расширение деятельности социально-деловых центров по оказанию образовательных, консультационных услуг и организационной помощи начинающим предпринимателям;
– осуществление взаимодействия и сотрудничества с заинтересованными организациями по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства.
3.2. Развитие качества рабочей силы
Одной из основных задач государственной политики содействия занятости населения является повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда путём профессионального обучения и непрерывного профессионального образования кадров. Для осуществления этой задачи необходимо:
– обеспечение развития системы образовательных услуг для безработных граждан;
– регулирование объёмов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования;
– развитие внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации кадров;
– содействие в организации опережающего обучения высвобождаемых работников;
– подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса.
Реализация прав безработных граждан на профессиональное обучение в первую очередь будет направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации категорий граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите. Предусматривается обучение безработных граждан как по заказам работодателей под конкретные рабочие места, так и по профессиям, дающим возможность заняться предпринимательством и индивидуальной трудовой деятельностью.
Одним из важных направлений работы центров занятости населения является ежегодное определение объемов и профилей республиканской потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов исходя из перспектив развития отраслей экономики республики и согласование объёмов и профилей их подготовки в учреждениях профессионального образования.
В целях развития системы внутрипроизводственного обучения будут оказаны информационные и образовательные услуги работодателям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве. Предусматривается проведение работы по созданию системы сертификации персонала республики на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
В целях сокращения периода вынужденной безработицы и смягчения социальной напряженности на рынке труда предполагается оказывать содействие работодателям в организации опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, путем предоставления консультационных и образовательных услуг.
3.3. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения являются действенным механизмом социальной защиты и эффективной занятости населения, одной из форм регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики и способствуют развитию качества рабочей силы.
Для обеспечения функционирования государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения предусматриваются следующие меры:
– расширение взаимодействия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки с заинтересованными структурами: министерствами, ведомствами, комитетами, научными и образовательными учреждениями;
– обеспечение комплекса услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в центрах занятости населения республики;
– активизация профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений;
– профориентация инвалидов, военнослужащих, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
– оказание услуг работодателям по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки и профотбору работников.
За период с 2001 по 2003 годы планируется оказать услуги по профориентации и психологической поддержке более 240,0 тыс. граждан, обратившимся в службу занятости, в том числе – 61,0 тыс. граждан в 2001 году.
Для этого необходимо предусмотреть кадровое обеспечение и создание условий в центрах занятости населения для оказания гражданам следующих профориентационных услуг:
– предоставление профессиональной информации о ситуации на рынке труда, о возможностях профессионального обучения и трудоустройства;
– проведение профессиональной консультации по выбору сферы деятельности, направления профессионального обучения, подбору подходящей работы;
– оказание психологической поддержки в целях адаптации на рынке труда и обучения навыкам эффективного поиска работы.
3.4. Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями
Занятость молодежи
Одной из основных задач является создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Для содействия занятости молодежи предусматриваются следующие меры:
– введение в образовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы;
– информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможностях обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии (специальности) для последующего трудоустройства, в том числе с помощью организации ярмарок вакансий и учебных мест для молодежи;
– развитие системы профориентационных услуг;
– организация временной занятости безработной молодежи;
– уточнение перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, и количества выпускаемых молодых специалистов с учетом спроса на рынке труда;
– активное содействие молодежи в организации предпринимательской деятельности.
Занятость инвалидов
Государственная политика в области поддержки граждан с ограниченной трудоспособностью направлена на создание необходимых условий для реализации их потенциальных возможностей.
Дополнительными мерами для достижения этой цели являются:
– создание условий, способствующих занятости инвалидов, их профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудовой деятельности;
– укрепление базы специализированных предприятий;
– стимулирование работодателей, создающих новые и сохраняющих действующие рабочие места для инвалидов;
– частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов;
– координация действий государственных и общественных объединений в области содействия занятости инвалидов;
– стимулирование и поддержка форм надомного труда и самозанятости;
– введение квоты для приема на работу инвалидов, что позволит обеспечивать занятость 320-350 инвалидов.
Занятость женщин
Основные задачи государственной политики в области занятости женщин связаны с необходимостью:
– создания организационных, экономических и правовых гарантий для реализации их трудовых прав;
– обеспечения профилактики женской безработицы;
– сохранения и создания новых рабочих мест;
– обеспечения конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, основам предпринимательской деятельности;
– преодоления отставания по уровню квалификации и оплаты труда;
– материальной поддержки и обеспечения социальных гарантий безработных женщин.
В целях решения проблем женской безработицы предусмотрены следующие меры:
– оказание психологической поддержки безработным женщинам по программам “Клуб ищущих работу” и “Новый старт” в адаптации к рынку труда (не менее 1,0 тыс. человек ежегодно);
– оказание профориентационных услуг по вопросам ситуации на рынке труда, потребности в профессиях, возможности переобучения (не менее 30,0 тыс. человек ежегодно);
– трудоустройство на имеющиеся вакансии и на квотируемые рабочие места;
– организация временных и общественных работ (для не менее 8,0 тыс. женщин ежегодно);
– организация профессионального обучения, в том числе основам предпринимательской деятельности, профессиям и специальностям, способствующим развитию предпринимательства и самозанятости (не менее 4,5 тыс. человек ежегодно);
– оказание консультационной, организационной поддержки и сопровождение на начальной стадии становления предпринимательской деятельности;
– организация и проведение конференций, семинаров по развитию предпринимательства и самозанятости, проведение ярмарок, отражающих женское творчество и способствующих занятию женщин предпринимательской деятельностью;
– проведение конкурсов женских предпринимательских инициатив;
– консультирование по вопросам правовой защиты в социальной и трудовой сферах;
– проведение анализа действующих законодательных и нормативных правовых актов в сфере труда и занятости по вопросам защищенности женщин, работающих по найму в частном секторе, для внесения в них изменений и дополнений и подготовки предложений по их совершенствованию.
Занятость граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание
Наряду с содействием занятости на общих основаниях предполагается осуществление следующих мер:
– квотирование рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание;
– оказание профориентационных услуг и психологической поддержки, направление на профессиональное обучение лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, в том числе в связи с амнистией, а также их приоритетное трудоустройство по отдельным видам специализированных программ временного трудоустройства;
– разработка и реализация целевых программ содействия занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы.
3.5. Поддержка военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Основными направлениями поддержки военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей должны быть:
– проведение исследований и анализа потребности в трудоустройстве и переобучении военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей;
– расширение мероприятий, направленных на информирование граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей о льготах и правах в вопросах трудоустройства и переобучения, а также о ситуации на рынке труда республики;
– оказание содействия работодателям в создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан из числа уволенных с военной службы и членов их семей;
– проработка механизма квотирования рабочих мест для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государственных организациях и предприятиях;
– приоритетное направление на профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
– организация обучения профессиям, ориентированным на предпринимательство и самозанятость, консультирования и помощи в разработке бизнес-планов для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также оказания им после окончания обучения необходимой финансовой поддержки в открытии собственного дела;
– реализация мер, направленных на совершенствование подготовки специалистов, работающих в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
– совершенствование взаимодействия с военкоматами в целях обеспечения совместного процесса работы с бывшими военнослужащими и членами их семей по улучшению профориентации, профобучения и трудоустройства;
– систематический контроль за ходом реализации льгот и гарантий, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей со стороны городских и районных центров занятости населения;
– повышение эффективности совместной работы с общественными объединениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по трудоустройству и переобучению данной категории граждан.
3.6. Содействие занятости в монопрофильных городах
В городах с преобладанием моноэкономической структуры производства политика занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных.
Одним из направлений сдерживания безработицы является создание новых рабочих мест. В 2001 году в данных городах за счет средств работодателей предполагается создать не менее 8,1 тыс. рабочих мест.
Государственная политика занятости на местных рынках труда в основном реализуется в соответствии с городскими и районными программами содействия занятости и социальной защиты незанятого населения.
В случае массового высвобождения работников предприятий предусматривается разработка:
– социальных планов, включающих меры по опережающей целевой подготовке высвобождаемых работников профессиям для трудоустройства на новые рабочие места как на данном предприятии, так и вне его, обеспечению временной занятости этих работников;
– программ поэтапного вывода избыточной численности работников предприятий.
В случае возникновения кризисных явлений на рынке труда республики, роста масштабов безработицы будут реализованы следующие меры:
– перераспределение средств, выделенных на реализацию мероприятий по содействию занятости, в первую очередь для городов и районов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда, для обеспечения гарантированных Законом Республики Татарстан “О занятости населения” норм социальной поддержки безработных;
– пересмотр структуры расходов с преимущественным направлением средств на материальную поддержку безработных граждан;
– разработка и создание системы добровольного страхования населения от безработицы;
– развитие услуг государственной службы занятости по обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения;
– расширение объемов организации общественных работ и временной занятости с привлечением средств работодателей и местных бюджетов;
– реализация системы специализированных программ профессионального обучения;
– развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.
4. Улучшение функционирования рынка труда
4.1. Социальное партнерство на рынке труда
Изменение социальной роли работников, работодателей и государства объективно требует ускоренного решения вопросов становления и развития системы социального партнерства как эффективного механизма договорного регулирования социально-трудовых отношений, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
В настоящее время возрастает ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, внутрипроизводственное обучение работников, защиту работников от безработицы, предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам.
Переход к рыночной экономике означает также переход к оплате труда согласно цене на рабочую силу. Центральным звеном рыночной модели организации заработной платы в этом случае является система коллективно-договорного регулирования оплаты труда. Она позволяет на основе прямых переговоров между работодателями и представителями работников (профсоюзами) на различных уровнях, включая и уровень отдельного предприятия, отразить влияние на размеры оплаты труда множества факторов, например, изменения величины необходимого продукта в обществе, изменения спроса на рабочую силу и ее предложения, регулирующего воздействия государства на рынок труда и т. д.
В этих условиях необходимо повышать роль общественных объединений, представляющих интересы различных групп населения (работодателей, женщин, молодежи, инвалидов и т. д.), в содействии, совместно со службой занятости населения, снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды путем их привлечения, в том числе на договорных условиях, к решению специальных проблем: содействию трудоустройству отдельных групп населения, проведению общественных работ, работе с подростками и молодежью и т. п.
4.2. Информационная поддержка политики занятости населения
Постоянное изменение ситуации на рынке труда требует предоставления новых информационных услуг населению. Так, имеются дополнительные возможности улучшения ситуации на рынке труда посредством информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства, обучения и переобучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в кадровой политике предприятий. Все это предполагает расширение информации, распространяемой центрами занятости населения, о возможностях трудоустройства, о занятиях и карьере, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы.
В целях оперативного и гибкого реагирования на изменения конъюнктуры в сфере занятости необходимо продолжить формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей:
– совершенствование мониторинга в социально-трудовой сфере;
– развитие системы индикативного управления вопросами труда и занятости;
– координацию и проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам занятости;
– реализацию мероприятий по модификации и улучшению системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и функционировании службы занятости;
– информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через электронные средства информации;
– дальнейшую информатизацию службы занятости для повышения качества обслуживания граждан, обращающихся в службу занятости, обеспечения правильного и своевременного начисления пособий по безработице.
Наметившаяся в последнее время тенденция подъема экономики требует на рынке труда новой рабочей силы, которую необходимо привлечь или подготовить. Вместе с тем возрастает необходимость максимально эффективно использовать имеющийся потенциал вакантных рабочих мест, чтобы сократить время поиска гражданином работы и период заполнения вакансий на предприятии. С этой целью предполагается продолжить работы по:
– поддержке банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
– формированию и ведению банка вакансий высококвалифицированных специалистов;
– введению системы дополнительных индикаторов для совершенствования взаимодействия центров занятости населения и работодателей;
– подбору подходящих рабочих мест и подходящих работников по запросу работодателей;
– эксплуатации новых современных технологий обмена информацией, таких как Интернет, электронная почта (E-mail);
– проведению “ярмарок вакансий” и “ярмарок специалистов”.
Основными принципами организации работы по содействию в трудоустройстве остаются: индивидуальный подход к гражданам, обращающимся в службу занятости, стремление оказать им квалифицированную помощь, то есть реализация обязательных функций, предусмотренных действующим законодательством о занятости населения.
В 2001-2003 годах информационно-издательская деятельность будет направлена на:
– повышение информированности населения и работодателей о состоянии рынка труда, ходе реализации Программы занятости населения республики через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания службы занятости;
– содействие самостоятельному поиску работы через издание и распространение буклетов, брошюр, информационных листков и других периодических изданий для клиентов центров занятости населения и работодателей;
– содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах.
5. Поддержка доходов безработных граждан
Государственная поддержка доходов безработных граждан в период их активного поиска работы осуществляется в следующих направлениях:
– выплата пособия по безработице;
– доплаты на иждивенцев;
– материальная и иная помощь безработным, включая организацию летнего отдыха детей безработных граждан;
– досрочное оформление пенсии безработным гражданам.
Выплата пособия по безработице будет ежемесячно осуществляться в 2001году 18,4 тыс., в 2002 году – 19,6 тыс., в 2003 году – 20,0 тыс. безработных граждан.
Материальную и иную помощь получат в 2001 году 3,5 тыс. человек, в 2002 году – 3,3 тыс., в 2003 году – 3,0 тыс. безработных.
Одним из направлений деятельности центров занятости населения по поддержке доходов безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан.
Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Возмещение затрат на досрочные пенсии будет осуществляться в 2001 году на 3,0 тыс., в 2002 году – на 2,5 тыс., в 2003 году – на 2,0 тыс. граждан.
6. Финансирование Программы
Затраты на финансирование Программы определены на основе методики Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В связи с реформированием налогового законодательства реализация Программы осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и Республиканского бюджета Республики Татарстан. Предполагаемые расходы на реализацию Программы составят 1404,1 млн. рублей,
в том числе:
на 2001 год на сумму 378,96 млн. руб.
на 2002 год на сумму 440,20 млн. руб.
на 2003 год на сумму 584,94 млн. руб.
Около 49 процентов средств будут направлены на реализацию программ материальной поддержки лиц, признанных безработными, 34 процента – на программы активной политики занятости и 17 процентов – на прочие программы.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и Республиканского бюджета Республики Татарстан будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
Приложение №1 к Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Прогноз занятости населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы* ( в среднегодовом исчислении)
(Посмотреть в формате GIF – 99 К)
Приложение №2 к Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Перечень основных действий государственной службы занятости Республики Татарстан на 2001-2003 годы
(Посмотреть в формате GIF – 125 К)
Приложение №3 к Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Показатели социально-экономического развития монопрофильных городов
(Посмотреть в формате GIF – 104 К)
Приложение №4 к Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Сведения по созданию новых рабочих мест в 2001 году по монопрофильным городам
(Посмотреть в формате GIF – 104 К)
Приложение №5 к Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2001-2003 годы
Бюджет финансирования мероприятий по содействию занятости населения по Республике Татарстан на 2001-2003 годы (источники финансирования: Федеральный бюджет и Республиканский бюджет Республики Татарстан)
(Посмотреть в формате GIF – 105 К)