26 сентября 2023

О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан

Опубликовано: 02.03.2002 0:00

Статья 1. Внести в Конституцию Республики Татарстан (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, № 9-10; 1994, № 11; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1995, № 2-3, № 12; 1996, № 11; 1999, № 6, № 8 (I часть); 2000, № 3, № 6, № 12 (часть I); 2001, № 7-8) изменения и дополнения, изложив ее в следующей редакции:


«Конституция Республики Татарстан


Раздел I


ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Республика Татарстан — демократическое, правовое, социальное государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся полноправным субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.


Статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации. Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия.


В пределах своей компетенции Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических отношениях.


Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Республики Татарстан.


Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.


Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.


Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным Советом Республики Татарстан или путем референдума.


Никто не может присвоить власть в Республике Татарстан. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.


Статья 4. Республика Татарстан самостоятельно решает вопросы государственного строительства, экономического и социально-культурного развития, осуществляет собственное правовое регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан.


В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан, изданным по предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, действует нормативный правовой акт Республики Татарстан.


Статья 5. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна.


Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации устанавливаются и изменяются по соглашению сторон.


Статья 6. Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические отношения и связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.


Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.


Статья 7. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.


Статья 8. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.


Статья 9. Общественные объединения вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти и органах местного самоуправления.


Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и целостности Республики Татарстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещается использование в этих целях средств массовой информации, а также иных средств.


Статья 10. Государство строит свою деятельность на основе принципа социальной справедливости, создает необходимые условия для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения, социально-экономического и культурного прогресса общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.


Статья 11. Республика Татарстан оказывает содействие в развитии культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.


Статья 12. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.


В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.


Статья 13. Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир, а также средства бюджета Республики Татарстан, государственное имущество, культурные и исторические ценности народа Татарстана и другое имущество, обеспечивающее экономическую самодостаточность республики, сохранение материальной и духовной культуры, являются общенародным достоянием, составляют основу жизни и деятельности народа Республики Татарстан.


Статья 14. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты.


Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.


Государство регулирует хозяйственную деятельность в интересах общества и в пределах, установленных законом.


Статья 15. В Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


В частной собственности могут находиться земельные участки и другие объекты, используемые в любой не запрещенной законом сфере деятельности.


В Республике Татарстан допускается собственность субъектов Российской Федерации, федеральная собственность.


В Республике Татарстан допускаются собственность субъектов и административно-территориальных образований иностранных государств, иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства.


Статья 16. Собственность неприкосновенна. Ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.


Собственность не должна использоваться во вред государственным и общественным интересам, правам, свободам и достоинству человека.


Принудительное изъятие объектов собственности не допускается, кроме случаев, установленных законом.


Статья 17. Правовой режим имущества юридических лиц и граждан иностранных государств, лиц без гражданства, иностранных государств, входящих в их состав субъектов или административно-территориальных образований, а также международных организаций, определяется законом и международными договорами.


Статья 18. Экономика Республики Татарстан функционирует на основе принципов рыночного хозяйствования.


Республика Татарстан в пределах своей компетенции регулирует развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, кредитной, ценовой и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов.


Административное ограничение деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


Статья 19. Торгово-экономические отношения Республики Татарстан с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами строятся на договорной основе.


Статья 20. Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав. Потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.


Статья 21. Республика Татарстан имеет свое гражданство.


Граждане Республики Татарстан одновременно являются гражданами Российской Федерации.


Каждое лицо имеет право выбора гражданства и право изменять его. Лишение гражданства или права на изменение гражданства запрещается.


Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются законами Российской Федерации.


Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Татарстан регулируются законом Республики Татарстан.


Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иностранных государств в соответствии с федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.


Статья 22. Граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.


Статья 23. Республика Татарстан вступает в отношения с другими субъектами Российской Федерации, заключает договоры и соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности совместных организаций.


Статья 24. Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан. Законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан.


Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие и иные организации, учреждения, должностные лица и граждане Республики Татарстан обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.


Законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.


Статья 25. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» — составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан.


Раздел II


ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 26. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.


Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.


Каждому гражданину Республики Татарстан, находящемуся за ее пределами, гарантируются правовая защита и помощь Республики Татарстан.


Статья 27. В Республике Татарстан гарантируются равные права, свободы и равные обязанности для граждан.


В Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.


Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.


Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.


Права, свободы и обязанности граждан, предусмотренные Конституцией Республики Татарстан, являются непосредственно действующими.


Все равны перед законом и судом и имеют право на равную защиту закона.


Порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей устанавливается законами.


Статья 28. Прямое или косвенное ограничение прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам наказываются по закону.


Статья 29. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются всеми конституционными правами и свободами, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Находящиеся на территории Республики Татарстан иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.


Статья 30. Граждане в Республике Татарстан обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, предусмотренных настоящей Конституцией.


Статья 31. Каждый человек имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.


Жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства.


Статья 32. В Республике Татарстан гарантируются свобода и неприкосновенность личности.


Никто не может быть подвергнут аресту и лишен свободы иначе как на основаниях, установленных федеральным законом. В случае ареста или задержания каждый имеет право на немедленное судебное обжалование этих действий.


Каждый привлекаемый к ответственности за правонарушение считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону и в рамках надлежащей правовой процедуры.


В Республике Татарстан гарантируется право на защиту.


Статья 33. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.


Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Статья 34. В Республике Татарстан гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.


Статья 35. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.


Статья 36. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными вероисповеданиями запрещается.


Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства и равны перед законом.


Статья 37. Семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства.


Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины; супруги равноправны в семейных отношениях.


Государство проявляет заботу о семье, уделяет особое внимание обеспечению здоровья матери и ребенка и воспитанию детей.


Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.


Граждане в Республике Татарстан несут ответственность за воспитание своих детей.


Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях и оказывать им помощь.


Статья 38. В пределах территории Республики Татарстан гарантируется право на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом.


Статья 39. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также общественных объединений.


Каждый в Республике Татарстан имеет право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество.


Статья 40. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также общественных объединений могут быть обжалованы в суд.


Статья 41. В Республике Татарстан каждому гарантируется право на свободу слова, печати, мнений и убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение.


Статья 42. Граждане в Республике Татарстан имеют право в соответствии с законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.


Статья 43. Граждане в Республике Татарстан имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения, участвовать в публичных мероприятиях в порядке гражданской инициативы в рамках законодательства. Государство оказывает им содействие в выполнении уставных задач.


Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.


Деятельность политических партий и других общественных объединений может быть прекращена на основании судебного решения в случаях, предусмотренных законом.


Статья 44. Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении проектов законов и решений общереспубликанского и местного значения.


Граждане Республики Татарстан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.


Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Статья 45. Каждый в Республике Татарстан имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.


Статья 46. Каждому гражданину в соответствии с законом гарантируется равное право доступа к государственной службе.


Статья 47. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.


Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.


Статья 48. В Республике Татарстан каждому гарантируется право на собственность и ее наследование.


Статья 49. В Республике Татарстан гарантируется право на труд, свободу выбора профессии и места работы. Свобода трудового договора гарантируется.


Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.


Государство гарантирует справедливые условия найма, увольнения и охраны труда, защиту трудовых прав и свободу представительства интересов работников на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.


Государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, лицами с физическими и психическими недостатками, гарантирует социальную защиту инвалидов, малообеспеченных и не имеющих постоянной работы граждан, в необходимых случаях организует их обучение и переквалификацию.


Принудительный труд запрещен.


Статья 50. В Республике Татарстан гарантируется право на отдых. Это право обеспечивается законодательным установлением рабочего времени, выходных и праздничных дней, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, созданием условий для рационального использования свободного времени.


Статья 51. Каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке.


Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта.


Статья 52. Каждый в Республике Татарстан имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Государство принимает меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды.


Статья 53. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.


Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.


Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.


Статья 54. Граждане в Республике Татарстан имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием социального жилищного фонда, содействием социальному, кооперативному и индивидуальному жилищному строительству. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища.


Статья 55. Каждый в Республике Татарстан имеет право на образование.


Граждане в Республике Татарстан имеют право на получение бесплатного среднего общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на обучение в школе на родном языке.


Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.


Граждане в Республике Татарстан вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное и высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.


Статья 56. Каждый в Республике Татарстан имеет право пользоваться достижениями культуры. Каждому человеку гарантируется свобода научного, технического, художественного и других видов творчества.


Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.


Статья 57. Граждане в Республике Татарстан в целях защиты своих экономических и социальных интересов имеют право на забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового спора, предусмотренную законом.


Никто не может быть принужден к участию в забастовке.


Забастовка не допускается, если она может создать угрозу жизни, здоровью и безопасности людей, а также в иных случаях, предусмотренных законом.


Статья 58. Использование провозглашенных Конституцией Республики Татарстан прав и свобод не должно наносить ущерба государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, правам и свободам других лиц.


Статья 59. Каждый в Республике Татарстан обязан соблюдать Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.


Статья 60. Каждый в Республике Татарстан обязан уважать права и законные интересы других лиц.


Долг каждого гражданина в Республике Татарстан — уважать честь и национальное достоинство других лиц.


Статья 61. Граждане в Республике Татарстан обязаны платить налоги и сборы в размерах и порядке, установленном законом.


Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.


Статья 62. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам.


Статья 63. Сохранение культурных ценностей, исторических памятников — долг и обязанность граждан в Республике Татарстан.


Порча и уничтожение памятников культуры наказываются по закону.


Статья 64. Долг граждан в Республике Татарстан — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению мира на основе общепризнанных принципов и норм международного права.


Статья 65. Граждане в Республике Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом.


Порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы, устанавливается законом.


Статья 66. Долг каждого в Республике Татарстан — уважительно относиться к государственным символам Российской Федерации и Республики Татарстан.


Раздел III


АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 67. Территория Республики Татарстан включает в себя районы и города республиканского значения в качестве административно-территориальных единиц республики. Территория города республиканского значения может состоять из районов.


Республика Татарстан состоит из административно-территориальных единиц:


районов — Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алексеевский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бавлинский, Балтасинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Заинский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камскоустьинский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбнослободский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский, Черемшанский, Чистопольский, Ютазинский;


городов республиканского подчинения — Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Буинск, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Казань, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Чистополь.


Город Казань состоит из районов — Авиастроительного, Вахитовского, Кировского, Московского, Ново-Савиновского, Советского, Приволжского.


Статья 68. Административно-территориальное устройство, в том числе порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселений республики к городским и сельским населенным пунктам, регулируются законом.


Раздел IV


ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 69. Государственный Совет Республики Татарстан — парламент Республики Татарстан — является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.


Статья 70. Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.


Статья 71. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 60 депутатов.


Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан, достигший 21 года.


Порядок выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.


Статья 72. Депутаты Государственного Совета работают на профессиональной постоянной основе.


Депутат Государственного Совета не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутат Государственного Совета не может быть судьей.


Депутат Государственного Совета не может занимать иные государственные должности Республики Татарстан и Российской Федерации, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.


Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.


Статья 73. Депутат Государственного Совета в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу без согласия Государственного Совета Республики Татарстан, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.


Неприкосновенность депутата Государственного Совета распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.


Указанные в настоящей статье ограничения не распространяются на действия депутата Государственного Совета, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата Государственного Совета, не связанные с осуществлением им своих полномочий.


Вопрос о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности решается Государственным Советом по представлению Прокурора Республики Татарстан.


Статья 74. Депутат Государственного Совета на заседаниях Государственного Совета имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министру, министрам, руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию депутата Государственного Совета, письменный ответ в Государственном Совете не позднее чем на его очередном заседании.


Статья 75. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета.


Первое после выборов заседание Государственного Совета Республики Татарстан открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Совета старейший по возрасту депутат Государственного Совета.


Статья 76. Основной формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета.


Для обеспечения работы Государственного Совета Республики Татарстан избирается Президиум и образуются комитеты Государственного Совета.


Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется настоящей Конституцией и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.


Заседания Государственного Совета являются открытыми. В случаях, предусмотренных законом и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан, проводятся закрытые заседания.


Статья 77. К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:


1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;


2) принятие законов Республики Татарстан, внесение в них изменений и дополнений;


3) толкование законов Республики Татарстан;


4) участие в определении внутренней политики и внешней деятельности Республики Татарстан;


5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении;


6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Татарстан;


7) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;


8) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;


9) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти;


10) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;


11) избрание из числа депутатов Президиума Государственного Совета, образование и избрание из числа депутатов комитетов Государственного Совета;


12) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента Республики Татарстан о назначении состава Кабинета Министров Республики Татарстан, об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;


13) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Татарстан и членам Кабинета Министров Республики Татарстан по собственной инициативе или по предложению Президента Республики Татарстан;


14) назначение референдума Республики Татарстан;


15) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;


16) назначение выборов Президента Республики Татарстан;


17) принятие решения о недоверии Президенту Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;


18) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления и определение порядка деятельности органов местного самоуправления;


19) избрание судей Конституционного суда Республики Татарстан; назначение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан;


20) избрание мировых судей Республики Татарстан;


21) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;


22) назначение половины персонального состава Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;


23) утверждение схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;


24) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;


25) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;


26) согласование назначения Прокурора Республики Татарстан;


27) согласование назначения судей Верховного суда Республики Татарстан, Арбитражного суда Республики Татарстан, районных и городских судов;


28) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;


29) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.


Статья 78. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.


Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты в части, зачисляемой в Республиканский бюджет Республики Татарстан, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан или Кабинета Министров Республики Татарстан либо при наличии соответствующего их заключения. Указанное заключение Президента Республики Татарстан либо Кабинета Министров Республики Татарстан представляется в тридцатидневный срок после внесения законопроекта в Государственный Совет.


Статья 79. Законы Республики Татарстан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.


Постановления Государственного Совета Республики Татарстан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета.


Статья 80. Проекты законов Республики Татарстан и другие наиболее важные вопросы государственной жизни республики решением Государственного Совета могут быть вынесены на народное обсуждение Республики Татарстан.


Статья 81. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан либо отклоняет указанный закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.


В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета.


Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит обнародованию в семидневный срок.


Статья 82. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.


Статья 83. Государственный Совет Республики Татарстан в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан, исполнением Республиканского бюджета Республики Татарстан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан.


Статья 84. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет и председательствует на его заседаниях, организует работу Государственного Совета, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, парламентами других государств, общественными объединениями, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.


Заместители Председателя Государственного Совета выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.


Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета.


Статья 85. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета. Президиум подотчетен Государственному Совету.


В состав Президиума Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и депутаты Государственного Совета, избираемые Государственным Советом.


Президиум Государственного Совета возглавляет Председатель Государственного Совета.


Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.


Статья 86. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:


1) созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;


2) координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;


3) оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;


4) организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики;


5) публикует постановления Государственного Совета и постановления Президиума Государственного Совета;


6) решает другие вопросы организации работы Государственного Совета.


Статья 87. По истечении срока полномочий Государственного Совета Президиум Государственного Совета Республики Татарстан организует созыв и подготовку первого после выборов заседания Государственного Совета Республики Татарстан.


Статья 88. Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.


Порядок образования, организации, деятельности и компетенция комитетов Государственного Совета определяются законом.


Государственный Совет при необходимости проводит парламентские расследования, создает ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.


Статья 89. Для осуществления государственного контроля за исполнением Республиканского бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав и порядок деятельности которой определяются законом.


Статья 90. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно в случае:


1) принятия Государственным Советом решения о самороспуске;


2) роспуска Государственного Совета Президентом Республики Татарстан;


3) в иных случаях, предусмотренных законом.


Решение Государственного Совета Республики Татарстан о самороспуске принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета.


При принятии решения о самороспуске Государственный Совет Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня вступления в силу решения о самороспуске Государственного Совета Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в случае принятия Государственным Советом закона Республики Татарстан, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Республики Татарстан, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», если такие противоречия установлены судебным решением, а Государственный Совет Республики Татарстан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.


Решение Президента Республики Татарстан о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан принимается в форме указа. При досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан Президент Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.


Глава 2. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 91. Главой государства — Республики Татарстан — является Президент Республики Татарстан.


Статья 92. Президент Республики Татарстан выступает гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, суверенитета республики в соответствии со статьей 1 Конституции Республики Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных соглашений Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и договоров Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации.


Статья 93. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан избирается гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


Президент Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.


Выборы Президента Республики Татарстан проводятся на альтернативной основе и считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.


Порядок выборов Президента Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.


Статья 94. Президент Республики Татарстан не может быть одновременно депутатом представительного органа государственной власти и представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Статья 95. Президент Республики Татарстан вступает в должность не позднее одного месяца со дня официального объявления о результатах выборов Президента Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан при вступлении в должность приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Татарстан. Текст присяги Президента Республики Татарстан при вступлении в должность утверждается Государственным Советом Республики Татарстан.


Присяга приносится в торжественной обстановке на двух государственных языках в присутствии депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, членов Кабинета Министров Республики Татарстан, судей Конституционного суда Республики Татарстан и других приглашенных лиц.


Статья 96. Президент Республики Татарстан:


1) обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, суверенитет Республики Татарстан, общественную безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;


2) возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан;


3) определяет внутреннюю политику и внешнюю деятельность Республики Татарстан;


4) представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение и утверждение проект бюджета Республики Татарстан, а также отчет о его исполнении;


5) представляет Государственному Совету Республики Татарстан программы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также отчеты об их исполнении;


6) обращается к Государственному Совету Республики Татарстан с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет о важных вопросах жизни республики;


7) представляет Государственному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру Премьер-министра Республики Татарстан. По согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит в его состав изменения, освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Президент вправе отправлять Кабинет Министров в отставку. Вносит Государственному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;


8) формирует систему органов государственного управления, органы государственного управления в районах и городах республиканского подчинения в соответствии с законом;


9) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;


10) представляет Государственному Совету Республики Татарстан половину персонального состава Конституционного суда Республики Татарстан;


11) назначает половину персонального состава Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;


12) согласовывает кандидатуру Прокурора Республики Татарстан;


13) представляет Республику Татарстан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей; при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях;


14) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан;


15) подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан. В случае отклонения закона Президент представляет его со своими возражениями в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного рассмотрения. Если Президент в четырнадцатидневный срок не вернул закон на повторное рассмотрение, он обязан подписать закон. Подписанные законы обнародуются Президентом;


16) отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан в случае противоречия их Конституции и законам Республики Татарстан, указам Президента Республики Татарстан;


17) награждает государственными наградами Республики Татарстан;


18) учреждает и вручает премии Республики Татарстан;


19) рассматривает ходатайства о помиловании;


20) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Татарстан;


21) вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума;


22) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, федеральными законами, а также вытекающие из международных и внешнеэкономических обязательств Республики Татарстан.


Статья 97. Президент Республики Татарстан на основании и во исполнение Конституции Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», законов Республики Татарстан издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.


Президент Республики Татарстан для осуществления своих функций образует Администрацию Президента.


Статья 98. Честь и достоинство Президента Республики Татарстан охраняются законом.


Статья 99. Полномочия Президента Республики Татарстан прекращаются досрочно в случае:


1) его отставки по собственному желанию;


2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Татарстан;


3) его отзыва избирателями;


4) в иных случаях, предусмотренных законом.


Государственный Совет Республики Татарстан вправе выразить недоверие Президенту Республики Татарстан в случае:


издания им актов, противоречащих Конституции Республики Татарстан, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», если такие противоречия установлены судебным решением, а Президент Республики Татарстан не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;


иного грубого нарушения Конституции Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.


Решение Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Президенту Республики Татарстан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.


Решение Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Президенту влечет за собой отставку Президента Республики Татарстан.


В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Татарстан Государственный Совет Республики Татарстан назначает внеочередные выборы Президента Республики Татарстан, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента Республики Татарстан.


Статья 100. В случае временного отсутствия Президент Республики Татарстан может возложить исполнение своих обязанностей на Премьер-министра Республики Татарстан.


Во всех случаях, когда Президент Республики Татарстан не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Премьер-министр Республики Татарстан.


Исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан не имеет права распускать Государственный Совет Республики Татарстан, вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, принимать решение о проведении референдума и инициировать его проведение, а также по собственной инициативе освобождать членов Кабинета Министров Республики Татарстан.


Глава 3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 101. Кабинет Министров Республики Татарстан — Правительство Республики Татарстан — является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан.


Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с органами государственной власти Республики Татарстан определяются законом Республики Татарстан.


Статья 102. Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.


Статья 103. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан.


Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.


Кабинет Министров Республики Татарстан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Советом Республики Татарстан.


Государственный Совет Республики Татарстан как по собственной инициативе, так и по предложению Президента Республики Татарстан может выразить недоверие Кабинету Министров Республики Татарстан либо отдельным его членам, что влечет их отставку. Постановления по этим вопросам принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан.


Статья 104. Кабинет Министров Республики Татарстан:


1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;


2) разрабатывает проект бюджета Республики Татарстан, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Татарстан;


3) обеспечивает исполнение бюджета Республики Татарстан и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Татарстан;


4) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан, обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, культуры, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, охраны природы и экологии; способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики, реализации общегосударственной политики ценообразования, оплаты труда, социального обеспечения;


5) управляет и распоряжается собственностью Республики Татарстан в соответствии с законами Республики Татарстан, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Татарстан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;


6) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;


7) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров;


8) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах Республики Татарстан;


9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Татарстан, а также вправе обратиться в суд;


10) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;


11) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.


Статья 105. Кабинет Министров Республики Татарстан на основе и во исполнение Конституции Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.


Статья 106. Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.


Статья 107. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.


Министерства, государственные комитеты и другие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан реализуют государственную политику в соответствующих отраслях управления или на межотраслевом уровне.


Глава 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. ПРОКУРАТУРА

Статья 108. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом.


Судьи независимы и подчиняются только закону.


Статья 109. Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями.


Вступившие в законную силу решения судебных органов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Татарстан.


Статья 110. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из 6 судей Конституционного суда, избираемых из числа граждан Республики Татарстан не моложе 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.


Кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.


Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда.


Статья 111. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его Президиума и комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления рассматривает дела о конституционности:


1) законов Республики Татарстан;


2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;


3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;


4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.


Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.


Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:


1) между органами государственной власти Республики Татарстан;


2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;


3) между органами местного самоуправления.


Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.


Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.


Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.


Статья 112. Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда, статус его судей определяются законом Республики Татарстан.


Статья 113. Федеральными судами общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Татарстан и районные (городские) суды.


Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции определяются федеральными законами.


Статья 114. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.


Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются законом.


Статья 115. Арбитражный суд Республики Татарстан является судебным органом, осуществляющим правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.


Арбитражный суд Республики Татарстан в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.


Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда Республики Татарстан устанавливаются федеральным конституционным законом.


Статья 116. Судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся на татарском или русском языке либо на языке большинства населения данной местности.


Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.


Статья 117. Прокурор Республики Татарстан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.


Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан, законов Республики Татарстан в соответствии со статьей 1 Конституции Республики Татарстан.


Полномочия, порядок организации и деятельности прокуратуры Республики Татарстан устанавливаются федеральным законом.


Статья 118. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных законом, — другие юридические организации и отдельные граждане.


Порядок организации и деятельности адвокатуры в Республике Татарстан определяется законом.


Раздел V


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 119. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное в соответствии с законом решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.


Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.


Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления и порядок деятельности органов местного самоуправления устанавливаются законом.


Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.


Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.


Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.


Статья 120. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.


Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.


Статья 121. Местное самоуправление в Республике Татарстан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных настоящей Конституцией и законами.


Статья 122. Акты органов местного самоуправления, противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам и законам Республики Татарстан, подлежат отмене в судебном порядке.


Раздел VI


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 123. Республика Татарстан имеет Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн — официальные символы, выражающие суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана.


Описание государственных символов Республики Татарстан и порядок их официального использования устанавливаются законом Республики Татарстан.


Статья 124. Столицей Республики Татарстан является город Казань. Статус столицы Республики Татарстан устанавливается законом Республики Татарстан.


Раздел VII


ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 125. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.


В случае отклонения Презиентом Республики Татарстан Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Ресублики Татарстан Президентом Республики Татарстан и Госуарственным Советом Респубики Татарстан на паритетных началах создается согласительая комиссия.


Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, принятый повторно большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, подлежит обязательному подписанию и обнародованию Президентом Рес- публики Татарстан.».


 


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан и его органы, Кабинет Министров Республики Татарстан, другие органы государственной власти и управления действуют до истечения сроков полномочий, осуществляя их в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.


Комитет парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан действует до образования Счетной палаты Республики Татарстан.


Законы и другие нормативные правовые акты Республики Татарстан, действовавшие до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Татарстан.


Выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления назначаются в соответствии с законодательством и проводятся не позднее десяти дней после истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан.


Президенту Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Конституцией Республики Татарстан в срок не позднее шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона.


Добавить комментарий

22.09.2023

Закон Республики Татарстан №75-ЗРТ от 14 сентября 2023 года

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и статьи 3 и 4 Закона Республики Татарстан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Республики Татарстан и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Татарстан в 2023 году»

28.07.2023

Закон Республики Татарстан №74-ЗРТ от 21 июля 2023 года

О внесении изменений в статьи 9 и 14 Закона Республики Татарстан  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан»

28.07.2023

Закон Республики Татарстан №73-ЗРТ от 21 июля 2023 года

О внесении изменения в статью 101 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан»

28.07.2023

Закон Республики Татарстан №72-ЗРТ от 21 июля 2023 года

О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»

28.07.2023

Закон Республики Татарстан №64-ЗРТ от 21 июля 2023 года

О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О ветеринарном деле в Республике Татарстан»

  • Мы в соцсетях

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru