Настоящий Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Татарстан
Правовое регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Татарстан осуществляется федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Статья 2. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
контроль за соблюдением законодательства Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
утверждение республиканских долгосрочных целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с федеральным законом.
Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
нормативное правовое регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
разработка и реализация республиканских целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных в соответствии с федеральным законом с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участие в проведении социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Татарстан;
введение и отмена на территории Республики Татарстан ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды;
утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
обеспечение своевременного информирования населения Республики Татарстан о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
принятие мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, если они представляют опасность для здоровья населения, в пределах компетенции;
принятие мер по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам в соответствии со своими полномочиями;
введение в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) дополнительных показаний к проведению медицинских осмотров работников;
участие в осуществлении контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
участие в организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.
Статья 4. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Функции, полномочия, а также принципы и порядок деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяются положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 5. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Республики Татарстан, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории Республики Татарстан, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее – медицинские осмотры).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется в соответствии с федеральным законодательством.
4. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Статья 6. Социально-гигиенический мониторинг
1. Социально-гигиенический мониторинг – это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
2. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с федеральным законодательством.Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностные лица, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Президент Республики Татарстан М.Ш.ШАЙМИЕВ.
Казань, Кремль. 20 июня 2006 года.
№42-ЗРТ.