1. Общие положения
1.1. Настоящая Временная инструкция разработана в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан. Инструкция определяет порядок передачи в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности (или приобретаемые в собственность) граждан или юридических лиц, а также государственные унитарные предприятия.
1.2. Компетенция уполномоченных органов по распоряжению земельными участками определяется действующим законодательством.
Решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду принимает:
а) Кабинет Министров Республики Татарстан из земель:
– лесного фонда для целей, не связанных с лесохозяйственным использованием;
– занятых зелеными зонами городов, водоохранными и защитными зонами;
– находящихся в государственной собственности для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, военно-учебных заведений, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск других министерств и ведомств, выполняющих задачи в области обороны и безопасности;
– пригородных зон;
б) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) из земель:
– находящихся под приватизируемыми и приватизированными на основании решения Министерства (ранее Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом) предприятиями;
в) глава администрации района (города) Республики Татарстан (далее – глава администрации) из земель:
-находящихся в собственности Республики Татарстан, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и других целей;
– занимаемых предприятиями, решение о приватизации которых принималось главой администрации.
1.3. Подготовка документов для оформления права собственности или аренды на земельный участок осуществляется:
а) Министерством в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, аренду Кабинетом Министров Республики Татарстан или Министерством, за исключением земельных участков, занятых организациями, отнесенных к ведению территориальных органов Министерства земельных и имущественных отношений в городах и районах Республики Татарстан (далее – территориальный орган);
б) территориальными органами в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, аренду главой администрации или Министерством в отношении земельных участков, на которых расположены организации, отнесенные к ведению территориальных органов в соответствии с постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 20 ноября 2001г. № 113 “Об утверждении перечней организаций, отнесенных к ведению территориальных органов Министерства и организаций республиканского значения”.
1.4. Переоформление (предоставление) права на земельный участок включает в себя:
– подачу заявления юридическим лицом или гражданином о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве;
– принятие решения уполномоченным органом (Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством, главой администрации) о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
– заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка;
– государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по местонахождению земельного участка.
1.5. Юридические лица, за исключением государственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, обязаны в срок до 1 января 2004 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
1.6. Юридические лица и граждане, являющиеся собственниками объектов недвижимости, имеют исключительное право на приватизацию занимаемых ими земельных участков или приобретение на них права аренды.
1.7. Государственные унитарные предприятия должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на занимаемые ими земельные участки на право аренды.
1.8. Срок предоставления в аренду земельных участков, относящихся к государственной собственности, под приватизируемыми (приватизированными) государственными унитарными предприятиями, объектами недвижимости, должен быть не более 49 лет.
1.9. Граждане, обладающие земельными участками на праве бессрочного (постоянного) пользования и пожизненного наследуемого владения, имеют право без ограничения срока однократно бесплатно приобрести их в собственность. Учет однократности бесплатного предоставления земельных участков ведется с 30 октября 2001 года.
1.10. Приватизация зданий и сооружений, их частей, а также незавершенных строительством объектов, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением земельного участка, занимаемого этими объектами.
1.11. Земельный участок, занятый несколькими объектами недвижимости, принадлежащими разным лицам, может быть передан в собственность на праве общей долевой собственности, с условием включения в договор обязательства всех заявителей о подчинении режиму общей собственности на земельный участок.
1.12. Размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующего помещения (части сооружения) к общей площади здания (сооружения) на основании документов государственного технического учета и свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
1.13. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. В данном случае подается одна заявка, подписанная всеми правообладателями помещений в данном здании.
2. Основные ограничения по приватизации и оборотоспособности земельных участков
2.1. Не допускается предоставление в собственность земельных участков в случае:
– изъятия их из оборота;
– установления действующим законодательством запрета на их приватизацию;
– резервирования земельных участков для государственных нужд.
2.2. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается действующим законодательством.
Для определения изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков необходимы заключения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан или их территориальных органов.
2.3. Земельные участки, предоставление в собственность которых не допускается, за исключением изъятых из оборота, могут быть переданы только в аренду.
Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
2.4. Границы приватизируемого земельного участка должны корректироваться таким образом, чтобы максимально исключить необходимость установления сервитутов.
2.5. Земельные участки, расположенные на берегах рек и других водоемов общего пользования, и подъезды к ним, даже если они ранее отведены в пользование, могут быть переданы в собственность только при условии оставления свободного прохода и проезда по берегу, обеспечивающего возможность причаливания, рыболовства и купания, шириной не менее 20 метров, а в населенных пунктах – в соответствии с градостроительной документацией.
3. Порядок рассмотрения и оформления прав на земельные участки при преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество
3.1. Земельные участки при преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества передаются созданным акционерным обществам в собственность или, в случае, если передача земельного участка в собственность не допускается, в аренду.
3.2. При подаче в Министерство или территориальный орган заявки на приватизацию государственного унитарного предприятия по инициативе юридических и (или) физических лиц, в том числе трудовых коллективов предприятий, заявителем одновременно подается заявление на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.
3.3. Заявители могут подать заявку на приватизацию земельного участка, занимаемого предприятием, полностью или той его части, которая необходима для эксплуатации зданий и сооружений предприятия. При этом приватизация части земельного участка допускается только в случае технической возможности разделения земельного участка в соответствии с требованиями (строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными), предъявляемыми к объектам недвижимости соответствующими нормативными правовыми актами. При невозможности технического разделения земельного участка на части по схеме, предложенной заявителем, последнему может быть предложена иная схема выделения приватизируемого земельного участка. В случае его несогласия с предложенной ему схемой разделения или при объективной невозможности осуществить разделение земельного участка на части, приватизация части земельного участка не допускается.
3.4. Комиссия по приватизации отражает в соответствующем разделе плана приватизации предприятия сведения о форме права на земельный участок, предоставляемый площади земельного участка, ограничения и сервитуты по его использованию, другие функционально-планировочные характеристики.
Порядок, сроки и условия оплаты, а также другие условия приватизации земельного участка, передачи его в аренду определяются соответствующими договорами.
3.5. При передаче земельного участка в аренду или в собственность акционерного общества к плану приватизации прилагаются:
– копия документа, удостоверяющего право на земельный участок (постановление об отводе земельного участка, государственный акт, договор аренды);
– кадастровая карта (план) земельного участка;
– заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан или его территориального органа о возможности предоставления земельного участка в собственность или в аренду, с уведомлением об ограничениях на использование приватизируемого земельного или арендованного участка;
– заключение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан или его территориального органа;
– заключение Министерства культуры Республики Татарстан или его территориального органа, в случае, если объект является памятником истории и культуры;
– декларация об использовании земельного участка.
3.6. После государственной регистрации акционерное общество в установленные планом приватизации сроки обращается в Министерство для принятия решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. Министерство готовит или поручает подготовку проекта договора купли-продажи по форме согласно приложению 1 или аренды земельного участка по форме согласно приложению 2 территориальному органу и направляет его акционерному обществу для заключения.
4. Порядок рассмотрения и переоформления (предоставления) прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и занимаемые объектами недвижимости, в том числе предприятиями как имущественными комплексами
4.1. Юридические лица и граждане – собственники расположенных на земельных участках объектов недвижимости, заинтересованные в переоформлении прав на земельные участки, обращаются в соответствии с п.1.3 настоящей инструкции в Министерство или территориальный орган с заявлением по форме согласно приложению 3.
4.2. К заявлению юридического лица о переоформлении (предоставлении) права на земельный участок должны прилагаться следующие документы:
а) документы, бесспорно подтверждающие право собственности или иное право на объекты недвижимости, в том числе предприятия как имущественные комплексы, находящиеся на земельном участке;
б) документы, удостоверяющие право на земельный участок;
в) кадастровая карта (план) земельного участка;
г) заявления всех собственников зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке;
д) межевое дело;
е) заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан или его территориального органа о возможности предоставления земельного участка в собственность или в аренду, с уведомлением об ограничениях на использование приватизируемого или арендуемого земельного участка;
ж) заключение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан или его территориального органа;
з) заключение Министерства культуры Республики Татарстан (территориального органа), в случае, если объект является памятником истории и культуры.
4.3. К заявлению гражданина, имеющего земельный участок на праве бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения, должны прилагаться документы, указанные в подпунктах “а”, “б”, “в”, “г”, “д” п.4.2 настоящей инструкции.
4.4. В случае переоформления права на земельный участок, занимаемый предприятием, приватизированным по решению Кабинета Министров Республики Татарстан или Министерства, Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, готовит или поручает территориальному органу подготовку проекта договора купли- продажи по форме согласно приложению1, 1а или аренды земельного участка по форме согласно приложению 2, 2а и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
4.5. В иных случаях, при переоформлении прав на землю юридическим лицам и гражданам, территориальный орган подготавливает проект постановления главы администрации о предоставлении земельного участка на соответствующем праве по форме согласно приложению 4. После принятия решения уполномоченным органом территориальный орган подготавливает проект договора купли-продажи по форме согласно приложению 1, 1а или аренды земельного участка по форме согласно приложению 2, 2а и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
4.6. В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения гражданами в порядке приватизации территориальный орган подготавливает проект постановления главы администрации о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме согласно приложению 5.
4.7. Стоимость земельного участка, передаваемого в собственность, устанавливается в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.
4.8. В случае отсутствия документов, указанных в пункте 4.2 настоящей инструкции, заявитель обращается за ними в соответствующие органы исполнительной власти и затем представляет полученные документы в Министерство или территориальный орган. Министерство или территориальный орган в месячный срок со дня поступления необходимых документов обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, градостроительной документации, и разработку проекта его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Министерство (территориальный орган) в двухнедельный срок со дня изготовления проекта границ земельного участка осуществляет действия, указанные в п. 4.4, 4.5, 4.6.
4.9. Копия решения о предоставлении земельного участка с приложением утвержденного проекта границ выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
4.10. Оплату за установление границ земельного участка на местности, изготовление документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляет заявитель.
Скачать текст инструкции в формате MS Word (zip-архив – 11 К) –