Кабинет Министров Республики Татарстан, Федерация профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан и Торгово-промышленная палата Республики Татарстан (далее – Стороны), действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, руководствуясь интересами жителей республики, с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для развития отраслей экономики, предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся и жителей республики заключили в соответствии с Законом Республики Татарстан “О социальном партнерстве” настоящее Генеральное соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2002-2004 годы (далее – Соглашение).
I. Основные цели и показатели (индикаторы) социально-экономического развития
1. Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Татарстан является повышение уровня жизни населения, выражающееся в росте доходов, повышении качества и доступности социальных услуг за счет динамично развивающейся рыночной экономики.
2. Стороны договорились о согласованных действиях в рамках своей компетенции, направленных в период действия настоящего Соглашения на обеспечение:
ежегодного увеличения валового регионального продукта (ВРП) не менее чем на 3,5 процента;
доходов на душу населения не ниже величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи;
роста среднемесячной заработной платы до 5 тыс. рублей;
уровня регистрируемой безработицы не более 1,2 процента.
3. Стороны обязуются участвовать в разработке предложений о формировании потребительской корзины и при необходимости вносить в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения об изменении состава и структуры потребительской корзины по Российской Федерации и регионам.
4. Стороны договорились в своей деятельности по проведению социально-экономической политики руководствоваться разработанными Кабинетом Министров Республики Татарстан основными направлениями стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2001-2005 годы, ориентированными на достижение главной цели, предусмотренной настоящим Соглашением, и направить скоординированные усилия на их реализацию.
II. Основные задачи и приоритетные направления реализации экономической политики
5. Приоритетными направлениями экономической политики Стороны признают:
повышение эффективности бюджетно-финансовой политики, ориентацию республиканского бюджета Республики Татарстан на гарантированное обеспечение роста уровня жизни населения республики;
рост инвестиционной деятельности за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов;
совершенствование систем управления государственной собственностью, регулирования естественных монополий и поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие реструктуризации промышленных предприятий, оказание поддержки отечественным товаропроизводителям и их защиту;
осуществление комплекса мер по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, формированию факторов его роста и дальнейшего развития;
развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, федеральными округами и регионами России;
повышение экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала республики.
III. Основные задачи и приоритетные направления реализации социальной политики
6. Стороны договорились направить свои скоординированные совместные действия в области социальной политики на решение основной задачи по обеспечению конституционных прав граждан на жилище, труд, образование, охрану здоровья, пользование достижениями культуры, отдых и социальное обеспечение.
7. Приоритетными направлениями социальной политики Стороны признают:
обеспечение условий для полной и продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, прежде всего в ее длительных формах, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы с учетом особенностей республиканского рынка труда;
ликвидацию и предотвращение в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы, рост реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы;
создание в реальном секторе экономики системы гарантий минимальных уровней заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства;
поэтапное достижение социально обоснованного уровня оплаты труда в бюджетной сфере;
создание эффективной системы управления охраной труда;
развитие республиканского законодательства, обеспечивающего строгое соблюдение предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе своевременной и полной оплаты, охраны, условий и режима труда;
укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи как основного потенциала развития общества и государства в ближайшей перспективе;
смягчение для населения процесса поэтапного перехода жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования путем обеспечения адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения и стандартов качества проживания;
расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, оказание государственной поддержки населению в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по налогообложению, накопительных жилищных счетов и другими методами, сохранение бесплатного предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством;
изыскание средств на покрытие убытков от перевозок пассажиров, закупку нового и восстановленного автотранспорта;
углубление форм адресной социальной защиты и поддержки социально уязвимых слоев населения;
повышение эффективности местного самоуправления, в том числе за счет внедрения комплексной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров;
обеспечение государственной поддержки организаций и объектов культуры, искусства и кинематографии в целях их сохранения и дальнейшего развития;
поддержку развития самобытной культуры народов республики и доступа широких слоев населения к культурным ценностям.
8. Стороны, признавая важность для населения проводимых в соответствии с действующим законодательством реформ в отраслях социальной сферы, в том числе жилищной сферы, образования, здравоохранения, культуры, сферы физической культуры и спорта, отдыха и туризма, установили, что процесс реформирования должен проходить с учетом заключенных соглашений и коллективных договоров в этих отраслях и условий настоящего Соглашения.
9. Стороны принимают на себя обязательство обеспечить своевременное финансирование оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных пособий, компенсационных выплат и их защищенность в республиканском бюджете Республики Татарстан с целью исключения нарушения прав граждан.
IV. Механизмы реализации основных задач экономического и социального развития
10. Стороны признают и используют в качестве главного механизма реализации основных задач экономического и социального развития и обеспечения приоритетного режима отдельным согласованным направлениям социально-экономической политики программно-целевой метод управления.
11. Средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также республиканские целевые программы разрабатываются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и другими республиканскими нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Соглашения и других правовых актов социального партнерства, действующих на территории Республики Татарстан.
12. Стороны имеют право инициировать разработку и принимать участие в реализации социально-экономических программ в соответствии с федеральным и республиканским законодательствами.
13. Стороны поддерживают социальную направленность республиканских программ. Рабочие органы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений анализируют и дают оценку социальной эффективности представленных Кабинетом Министров Республики Татарстан проектов республиканских программ, предполагающих существенное влияние на состояние рынка труда, уровень социальной защиты населения.
14. Стороны обязуются предоставлять запрашиваемую и имеющуюся информацию, вносить свои предложения на всех стадиях разработки республиканских социально-экономических программ.
15. Стороны обязуются при решении вопросов о включении в федеральные программы мероприятий, объектов и республиканских программ активно защищать интересы республики через представительные органы, средства массовой информации и иными методами, предусмотренными законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
V. Социальное партнерство
16. Стороны признают необходимым дальнейшее развитие системы социального партнерства на всей территории Республики Татарстан, а также развитие партнерских отношений с другими субъектами Российской Федерации.
Стороны обязуются способствовать заключению отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики, расширять практику заключения новых видов соглашений с:
финансово-промышленными группами и транснациональными корпорациями,
внебюджетными фондами,
банковскими учреждениями и налоговыми службами,
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Стороны будут содействовать развитию социального партнерства в рамках административно-территориального деления Республики Татарстан и заключению соглашений на территории районов и городов.
Стороны будут оказывать необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке коллективных договоров и соглашений в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
17. Стороны обязуются принимать решения и нормативные правовые акты по вопросам, включенным в настоящее Соглашение и влияющим на социально-экономическое положение всего населения республики или его крупных социально-профессиональных групп, лишь после проведения взаимных консультаций. Консультации проводятся до принятия соответствующего решения или нормативного правового акта по инициативе их разработчика.
18. Стороны обязуются обеспечивать взаимную возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в настоящее Соглашение. По предложению любой из Сторон настоящего Соглашения беспрепятственно включать ее представителя в состав соответствующих комиссий и рабочих групп.
Стороны обязуются предоставлять информацию по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после получения обоснованного запроса от любого участника Соглашения либо организации, входящей в его состав.
Кабинет Министров Республики Татарстан включает Стороны в перечень обязательной рассылки нормативно-правовых актов, принимаемых по социально-экономическим вопросам, затрагивающим интересы коллективов предприятий и их руководителей.
19. Стороны обязуются способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством.
VI. Заключительные положения
20. Стороны ежегодно принимают конкретные обязательства по достижению определенных настоящим Соглашением основных целей и задач в виде приложений к Соглашению.
Состав, содержание и сроки действия приложений определяются по взаимному согласию Сторон.
21. Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до заключения нового соглашения. Текст Соглашения публикуется в газете “Республика Татарстан”.
22. Дополнения и изменения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, предусмотренном для заключения Соглашения.
23. Действие настоящего Соглашения распространяется на органы государственного управления Республики Татарстан, работодателей и работников, которые уполномочили Стороны разработать и подписать настоящее Соглашение.
Соглашение открыто для присоединения к нему всех заинтересованных работодателей и их объединений, профсоюзов, действующих в Республике Татарстан. Порядок распространения настоящего Соглашения устанавливается Законом Республики Татарстан “О социальном партнерстве”.
24. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящего Соглашения последнее имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.
25. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
26. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях Комиссии и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
27. В течение срока действия Соглашения и при условии выполнения Сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми, территориальными и иными соглашениями и коллективными договорами, профсоюзы воздерживаются от организации забастовок, а работодатели – от массовых увольнений работников.
28. Стороны договорились о проведении во втором полугодии 2004 года переговоров по заключению нового соглашения.
Подписи Сторон:
От Правительства: | От профсоюзов: |
Премьер-министр Республики Татарстан | Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан |
________Р.Н.МИННИХАНОВ | _________Т.П.ВОДОПЬЯНОВА |
От работодателей: | |
Президент Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан | Председатель правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан |
__________А.М.ПАХОМОВ | ___________Ш.Р.АГЕЕВ |
6 ноября 2001 года.
Обязательства сторон на 2002 год
к Генеральному соглашению между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан на 2002-2004 годы
Для достижения целей, реализации задач и приоритетных направлений социально-экономического развития, предусмотренных Генеральным соглашением между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан на 2002-2004 годы, стороны в 2002 году принимают на себя обязательства:
по реализации экономической политики | Приложение № 1/02 |
по реализации социальной политики в сфере трудовых отношений (оплата, условия и охрана труда) | Приложение № 2/02 |
по реализации социальной политики в сфере занятости населения и развития кадрового потенциала | Приложение № 3/02 |
в области экологической безопасности населения и территории | Приложение № 4/02 |
по реализации социальной политики в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения | Приложение № 5/02 |
по реализации социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства | Приложение № 6/02 |
по реализации социальной политики в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта | Приложение № 7/02 |
по развитию системы социального партнерства | Приложение № 8/02 |
Подписи участников Соглашения:
От Правительства: | От профсоюзов: |
Премьер-министр Республики Татарстан | Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан |
________Р.Н.МИННИХАНОВ | _________Т.П.ВОДОПЬЯНОВА |
От работодателей: | |
Президент Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан | Председатель правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан |
__________А.М.ПАХОМОВ | ___________Ш.Р.АГЕЕВ |