Уважаемый Михаил Михайлович!
Государственный Совет Республики Татарстан выражает крайнюю озабоченность состоянием дел, сложившимся в авиационной отрасли Российской Федерации. Фактическое игнорирование в последние годы интересов отечественных производителей авиационной техники, отсутствие политики государственного протекционизма и регулирования экономических процессов привели к катастрофическому спаду производства. За последние 10 лет отечественные производители поставляли в среднем 3-5 машин в год. Как следствие, на сегодняшний день в России практически прекращен серийный выпуск гражданских самолетов, а есть дорогостоящее производство единичных образцов продукции. Для сравнения: только в 2000 году авиаконцерн “Боинг” продал различным авиакомпаниям мира 489 гражданских самолетов, а европейский концерн “Эрбас Индастри” – около 300. Моральное старение и физический износ основных фондов отечественной отрасли достигают критического уровня, что уже в ближайшей перспективе приведет к безвозвратной потере существующего высокого технологического уровня производства.
Несмотря на затяжной и глубокий кризис, российский авиапром продолжает изготавливать и разрабатывать технику нового поколения, не только соответствующую, но и превосходящую зарубежные аналоги (“Боинг-757” и “А-320”). Примером тому могут служить самолет Ту-214 производства КАПО им.С.П.Горбунова – единственный российский самолет, получивший в 2000 году сертификат, соответствующий международным нормам летной годности (АП-25), а также самолеты ближайшей перспективы – Ту-324 и Ту-330. Сертификация самолета Ту-214 осуществлялась в основном за счет средств республиканского бюджета. Республика Татарстан располагает авиационным комплексом, в который входят производители и разработчики авиационной техники и поставщики комплектующих (ОАО КМПО, ОАО КВЗ, ГУП “Электроприбор”, ОАО “Радиоприбор”, ККБ АНТК им.А.Н.Туполева и другие).
Нельзя не учитывать и тот факт, что в настоящее время в 308 авиакомпаниях России эксплуатируется 1700 пассажирских и 700 грузовых самолетов, средний срок службы которых превышает 20 лет. Прогноз списания парка гражданских самолетов показывает, что в ближайшие 5 лет необходимо полное обновление парка гражданских судов.
При незагруженности производственных мощностей российского авиапрома отдельными федеральными чиновниками продолжают лоббироваться интересы зарубежных производителей самолетов. По данным Счетной палаты Российской Федерации, только прямые потери федерального бюджета за счет различных льгот при ввозе зарубежной авиационной техники превысили к настоящему времени 1 млрд. 250 млн. долларов США. Фактически за счет отечественного авиапрома осуществляется инвестирование западных производителей. Все это ведет к дальнейшему сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности в отрасли.
В сложившейся ситуации Государственный Совет Республики Татарстан обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость скорейшего осуществления комплекса действенных мер по государственной поддержке производства, системы продаж и эксплуатации российской авиационной техники, включая лизинг, безусловного выполнения государством взятых на себя обязательств по развитию авиационной промышленности на всех уровнях федеральной исполнительной власти и выражает несогласие со сложившейся фактически практикой “государственной поддержки” зарубежных производителей авиационной гражданской техники.
Государственный Совет Республики Татарстан убежден, что только при наличии комплексного и системного подхода к решению проблем, стоящих перед авиационной отраслью, и последовательного проведения общефедеральной политики поддержки отечественного товаропроизводителя Российская Федерация сможет сохранить имеющийся производственный и интеллектуальный потенциал и восстановить статус мировой авиационной державы.