Именем Республики Татарстан
по делу о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
город Казань, 21 февраля 2012 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева, с участием представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, обратившегося с запросом в Конституционный суд Республики Татарстан, – заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой, представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Татарстан Т.А.Стрюковой, представителя Президента Республики Татарстан – главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И.Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан – заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю. Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш. Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П.Андреева, представителя Прокурора Республики Татарстан – заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Г.Бартенева, специалиста, приглашенного в судебное заседание по ходатайству органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника Управления контроля качества медицинской помощи и развития отраслевой стандартизации Министерства здравоохранения Республики Татарстан Г.В.Лысенко,
руководствуясь статьей 109 (пункт 2 части первой) Конституции Республики Татарстан, пунктом 2 части первой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 81, 82, 83 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.А.Хамматовой, объяснения сторон – представителя заявителя Р.И.Сайфутдиновой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – Т.А.Стрюковой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан – Д.И.Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан – А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан – Л.Ю.Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан – И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – К.П.Андреева, от Прокурора Республики Татарстан – Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – А.Г.Бартенева, специалиста, приглашенного в судебное заседание по ходатайству органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – Г.В.Лысенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан с запросом о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан».
Оспариваемыми пунктами установлено, что одной из задач станции скорой и неотложной медицинской помощи и отделения скорой медицинской помощи в режиме повседневной работы являются перевозки (по заявке медицинских работников) пострадавших, рожениц и больных, в том числе и инфекционных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи. Межбольничные перевозки в рабочие дни и часы станцией (отделением) скорой медицинской помощи не осуществляются.
В своем запросе Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан указывает, что к ней обратилась гражданка В.Н. Воропаева с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, из содержания которой следует, что сотрудники скорой медицинской помощи, ссылаясь на нормы пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, отказались принять вызов на перевозку ее сына из одного медицинского учреждения в другое. По мнению гражданки В.Н. Воропаевой, это повлекло неоказание своевременной медицинской помощи больному и привело к его смерти.
Кроме того, в запросе Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан отмечается, что приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», которым утверждены указанные Положения (приложения № 1 и №3 к данному приказу), содержащие оспариваемые нормы, не был официально опубликован для всеобщего сведения.
На основании изложенного Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункт 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в части, устанавливающей, что межбольничные перевозки в рабочие дни и часы станцией (отделением) скорой медицинской помощи не осуществляются, противоречащими статьям 27 (часть первая), 28 (часть вторая), 29 (часть вторая), 31, 52 (часть первая) и 58 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которыми в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; в Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; каждый имеет право на жизнь; жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства; каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке; перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
К началу рассмотрения настоящего дела в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан» утратил силу согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 30 декабря 2011 года №1875. Вместе с тем на основании части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», с учетом позиции заявителя, считающего, что обжалуемые нормы явились правовым основанием нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, утрата юридической силы указанного приказа не может препятствовать проверке конституционности его нормативных положений.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются пункт 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункт 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в части, устанавливающей, что межбольничные перевозки в рабочие дни и часы станцией (отделением) скорой медицинской помощи не осуществляются, а также указанные Положения по порядку их официального опубликования.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемых норм действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1999 года № 214-ФЗ). В соответствии с пунктами 1 и 10 части первой статьи 6 указанных Основ к ведению республик в составе Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относилось в том числе принятие законодательных и иных правовых актов; координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
В Республике Татарстан отношения в сфере охраны здоровья граждан регулировались Законом Республики Татарстан от 18 июня 1998 года № 1659 «Об охране здоровья граждан», частью второй статьи 38 которого предусматривалось, что скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан. Часть первая статьи 8 указанного Закона определяла, что Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом государственного управления в области охраны здоровья граждан, осуществляющим отраслевое руководство здравоохранением в Республике Татарстан. При этом утверждение положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан относилось к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан (пункт 4 части второй статьи 6).
Согласно пункту 7 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 ноября 1993 года № 656, действовавшего на момент принятия оспариваемых норм, издание приказов и инструкций, подлежащих обязательному исполнению всеми подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, относилось к полномочиям министра здравоохранения Республики Татарстан.
Руководствуясь вышеуказанными нормативными положениями и во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации», Министерство здравоохранения Республики Татарстан издало приказ от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», которым, в частности, были утверждены Положение об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи.
Таким образом, на основании действовавшего в указанный период федерального и республиканского законодательства Министерство здравоохранения Республики Татарстан было наделено полномочием по изданию нормативных правовых актов в области охраны здоровья населения, в том числе по принятию оспариваемых Положений об организации деятельности станции (отделения) скорой медицинской помощи.
3. Согласно пункту 3 части первой статьи 83 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов по порядку принятия, издания, подписания, опубликования или введения в действие.
На момент принятия оспариваемых Положений действовала статья 40 Конституции Республики Татарстан (в редакции Закона Республики Татарстан от 31 мая 2000 года № 179), которая, в частности, устанавливала, что государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу была аналогична требованиям статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и действующей в настоящее время статьи 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан, согласно которым любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, указанные требования Конституции Российской Федерации в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты – как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации (Определение от 10 марта 2005 года № 71-О).
Согласно Указу Президента Республики Татарстан от 3 августа 1992 года № УП-359 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов Республики Татарстан» и Положению о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 1992 года № 529, действовавших на момент издания оспариваемых Положений, нормативные акты министерств и ведомств Республики Татарстан, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежали государственной регистрации Министерством юстиции Республики Татарстан. Кроме того, в соответствии с действовавшим в данный период Указом Президента Республики Татарстан от 7 июля 1993 года № УП-378 «О нормативных актах министерств и ведомств Республики Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 августа 1993 года № 476 «О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов» нормативные акты министерств и ведомств Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 августа 1993 года и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Татарстан, подлежали официальному опубликованию в газетах «Советская Татария» и «Ватаным Татарстан» не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Аналогичное правовое регулирование государственной регистрации, официального опубликования и введения в действие нормативных правовых актов Республики Татарстан в настоящее время предусмотрено Указом Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан» (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 декабря 2008 года № УП-687), согласно которому официальное опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти осуществляется в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», а также в журнале «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» в течение десяти дней после дня их регистрации (пункт 6).
В судебном заседании представитель стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, пояснил, что текст приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 был опубликован в Бюллетене «Нормативно-правовые документы по здравоохранению» (Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Казань, 2000 год) и доведен для исполнения учреждениям здравоохранения Республики Татарстан на бумажном и электронном носителях. Из указанных пояснений также следует, что данный приказ не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан и не был официально опубликован, поскольку, по мнению представителя, не являлся нормативным правовым актом, а регулировал исключительно вопросы взаимодействия подведомственных учреждений здравоохранения.
3.1. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина» (в редакции Закона Республики Татарстан от 29 июля 2009 года № 32-ЗРТ) нормативным правовым актом Республики Татарстан признается письменный официальный документ установленной формы, изданный в установленном порядке и в пределах своей компетенции управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и исполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами и их объединениями на территории всей республики. При этом в систему нормативных правовых актов Республики Татарстан, подпадающих под действие указанного Закона, входят в том числе приказы и инструкции министерств, постановления, приказы и инструкции государственных комитетов, ведомств Республики Татарстан, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими и имеющие нормативный характер, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой характер имеют акты общего действия, адресованные персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила (Постановление от 17 ноября 1997 года № 17-П).
Положение об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи определяли задачи, функции, а также порядок организации и деятельности станций (отделений) скорой медицинской помощи в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам при состояниях, угрожающих их здоровью или жизни.
Тем самым правовое регулирование, установленное оспариваемыми нормами, было осуществлено управомоченным органом государственной власти – Министерством здравоохранения Республики Татарстан – в пределах его компетенции, распространялось на неопределенный круг лиц и было рассчитано на неоднократное применение. Следовательно, вопреки утверждениям стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, указанные Положения носили нормативный характер.
3.2. Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 2). Провозглашая Республику Татарстан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция Республики Татарстан гарантирует каждому в Республике Татарстан право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке (статья 13; статья 52, часть первая).
Указанные конституционные положения соотносятся с требованиями статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, предусматривающей, что меры, которые должны быть приняты государствами для полного осуществления права каждого человека на наивысший и достижимый уровень физического и психического здоровья, включают в том числе мероприятия, необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи (Определение от 6 июня 2002 года № 115-О).
Оспариваемые Положения были направлены на организацию медицинского обеспечения взрослого и детского населения республики круглосуточной скорой и неотложной медицинской помощью, в том числе на оказание помощи пациентам, находящимся в стационарных лечебных учреждениях. Это означает, что указанные акты затрагивали права, свободы и обязанности человека и гражданина, в частности конституционные права на жизнь и охрану здоровья, и в силу этого подлежали государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию в установленном законодательством порядке.
Как уже указывал Конституционный суд Республики Татарстан, конституционное предписание статьи 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан и статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина и носит императивный характер (постановление от 7 марта 2006 года № 19-П).
Таким образом, Положение об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в полном объеме не соответствовали требованиям статьи 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан, поскольку не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Признание Конституционным судом Республики Татарстан указанных Положений в полном объеме не соответствующими статье 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан в связи с неопубликованием для всеобщего сведения в установленном порядке означает, что данные нормативные правовые акты в силу пункта 7 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан» не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Аналогичного подхода придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, из содержания правовой позиции которого следует, что в силу прямых указаний Конституции Российской Федерации, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не зарегистрированный и не опубликованный в установленном порядке, не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению (Определение от 2 марта 2006 года № 58-О).
Следовательно, нормы Положений, оспариваемые Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, не содержат неопределенности в вопросе их соответствия Конституции Республики Татарстан, поскольку Положения в полном объеме не должны были служить основанием для регулирования правоотношений и, соответственно, не должны были применяться и влечь правовые последствия.
Таким образом, запрос Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в части, устанавливающей, что межбольничные перевозки в рабочие дни и часы станцией (отделением) скорой медицинской помощи не осуществляются, не является допустимым, поскольку отсутствует установленное пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» основание к его рассмотрению, и тем самым в силу статьи 63 данного Закона производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 63, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и пунктом 2 части первой статьи 84 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан
постановил:
1. Признать Положение об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в полном объеме не соответствующими статье 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан, поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
2. Производство по запросу Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в части, устанавливающей, что межбольничные перевозки в рабочие дни и часы станцией (отделением) скорой медицинской помощи не осуществляются, прекратить.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».
№ 47-П Конституционный суд Республики Татарстан