г. Казань 16 октября 2007 года
по делу о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год» и постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год» в связи с жалобой гражданина Л.А.Соловьева
с участием гражданина Л.А.Соловьева, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, – начальника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан М.Г.Лепиной, начальника отдела законопроектной работы Министерства юстиции Республики Татарстан А.Р.Каримовой, начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Д.А.Рослова и начальника юридического отдела аппарата Совета муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Н.М.Кельдюшовой, представителя Президента Республики Татарстан – главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.В.Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.Ф.Гафарова, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – главного специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П.Андреева, представителя прокурора Республики Татарстан – начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном и гражданском процессах прокуратуры Республики Татарстан Ф.Д.Максутова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.М.Валеева,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год” и постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год”.
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в форме жалобы гражданина Л.А.Соловьева о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год” и постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год”, примененных в его деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения сторон – гражданина Л.А.Соловьева, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан – М.Г.Лепиной, А.Р.Каримовой и Д.А.Рослова, представителя Главы муниципального образования города Лениногорска – Н.М.Кельдюшовой, выступления приглашенных в заседание представителей от Президента Республики Татарстан – М.В.Ляукина, от Государственного Совета Республики Татарстан – Ш.Ш.Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан – Г.Л.Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан – Р.Ф.Гафарова, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – К.П.Андреева, от прокурора Республики Татарстан – Ф.Д. Максутова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – Р.М.Валеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Л.А.Соловьев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год” в части установления республиканского стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов (абзац четвертый пункта 1) и установления республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по Лениногорскому району Республики Татарстан в размере 32,84 рубля (приложение к постановлению), а также положениями постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска Республики Татарстан от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год” в части установления тарифа коммунальной услуги по теплоснабжению в размере 670,36 рубля за 1 Гкал теплоэнергии (приложение к постановлению).
Заявитель и его супруга проживают в городе Лениногорске, являются пенсионерами, ветеранами войны и труда и пользуются льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг. Заявитель считает, что обжалуемый им республиканский стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов является завышенным. Реальные же расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе его семьи, по подсчетам заявителя, составляют 23 процента.
Гражданин Л.А.Соловьев усматривает противоречивость в нормах оспариваемого им постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которым республиканский стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по Республике Татарстан установлен в размере 24,1 рубля, а для Лениногорского района – в размере 32,84 рубля. Заявитель полагает, что подобное увеличение недопустимо и что, исходя из среднего значения данного стандарта по Республике Татарстан, во всех административно-территориальных единицах, включая Лениногорский район, предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц не должна превышать 24,1 рубля.
Гражданин Л.А.Соловьев полагает, что его конституционные права были также нарушены оспариваемым постановлением Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска, согласно которому тариф по теплоснабжению на 2005 год по городу Лениногорску был установлен в размере 670,36 рубля за 1 Гкал. Как считает заявитель, данный тариф не согласуется с постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии (РЭК) Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C635, согласно которому тариф на тепловую энергию, отпускаемую Лениногорским предприятием тепловых сетей (ПТС), был утвержден на 2005 год в размере 568,1 рубля за 1 Гкал.
По мнению заявителя, применение оспариваемых им норм постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска привело к существенному росту оплаты его семьей жилищно-коммунальных услуг и сокращению размера предоставляемых субсидий.
Тем самым гражданин Л.А.Соловьев, по существу, оспаривает правовую обоснованность размеров республиканского стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (22 процента) и республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц для Лениногорского района (32,84 рубля), установленных обжалуемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, а также правовую обоснованность размера тарифа за коммунальную услугу теплоснабжения (670,36 руб./Гкал), установленного обжалуемым постановлением Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска. На этом основании заявитель просит Конституционный суд Республики Татарстан рассмотреть вопрос о соответствии оспариваемых правовых норм статье 51 Конституции Республики Татарстан, согласно которой Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав; потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год” в части установления республиканского стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов (абзац четвертый пункта 1) и установления республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по Лениногорскому району Республики Татарстан в размере 32,84 рубля (приложение к постановлению), а также постановление Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год” в части установления тарифа на коммунальную услугу по теплоснабжению в размере 670,36 рубля за 1 Гкал (приложение к постановлению).
2. Оспариваемые заявителем нормативные положения регулировали правоотношения в жилищно-коммунальной сфере в 2005 году, то есть имели ограниченный временной характер. В настоящее время по этим вопросам действуют иные нормативные правовые акты. Вместе с тем согласно части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
3. Поставленные заявителем вопросы правовой обоснованности оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг затрагивают сферы жилищного законодательства и социальной защиты, включая социальное обеспечение, которые в соответствии со статьей 72 (пункты “ж” и “к” части 1) Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральными законами и при условии, что их законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам.
Действовавшим на момент принятия оспариваемых заявителем правовых норм Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года C64218-1 “Об основах федеральной жилищной политики” было определено, что основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодные федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации, и в соответствии с этими федеральными стандартами органы государственной власти субъектов Российской Федерации были вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг (части четвертая и пятая статьи 15).
На основании данных правовых норм Правительством Российской Федерации было принято постановление от 26 августа 2004 года C6441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год”, в соответствии с пунктом 3 которого установление региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг возлагалось на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а установление цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях возлагалось на органы местного самоуправления.
Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято обжалуемое заявителем постановление от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год”, которым были установлены республиканский стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по Республике Татарстан (абзац второй пункта 1) и республиканский стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (абзац четвертый пункта 1).
Таким образом, реализация данного полномочия отвечает требованиям статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области финансов и социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
4. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан, ее статьей 13 во взаимосвязи со статьей 17 (части 1 и 2), Республика Татарстан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, экономические отношения строятся на социальном партнерстве, в том числе между гражданином и государством, потребителем и производителем.
Данные основы конституционного строя Республики Татарстан реализуются в частности посредством государственной защиты интересов потребителя и гарантированного социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 51 и 54 Конституции Республики Татарстан).
Как указывал ранее в своих решениях Конституционный суд Республики Татарстан, сущность социального партнерства заключается в том, что в каждом конкретном экономическом отношении, независимо от его содержания, должна присутствовать сбалансированность интересов его субъектов при неукоснительном соблюдении их прав и обязанностей, закрепленных Конституцией Республики Татарстан и действующим законодательством (постановление от 25 мая 2001 года C61-П); уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот, в том числе и по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставление которых предусмотрено законом (определение от 11 июня 2002 года C64-О). Применительно к защите прав и законных интересов потребителя Конституционный суд Республики Татарстан отмечал, что положения статьи 13 во взаимосвязи со статьей 51 Конституции Республики Татарстан определяют содержание и смысл правового регулирования в том числе оплаты жилищных услуг, предоставляемых гражданам как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, являющимся потребителями данных услуг (постановление от 28 апреля 2005 года C615-П).
Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления постепенной замены финансовой помощи (дотаций) организациям жилищно-коммунального хозяйства для возмещения их расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при сохранении иных мер социальной защиты было предусмотрено частью четвертой статьи 15.1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года C64218-1 “Об основах федеральной жилищной политики”. Данный подход соотносится с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы C6R (2005) 1 от 19 января 2005 года “О финансовых средствах местных и региональных властей”, согласно которой, если орган власти считает необходимым оказать помощь какой-либо категории граждан в получении доступа к каким-либо коммунальным услугам, он должен оказать финансовую поддержку данным получателям услуг адресно и максимально индивидуализированно (п. 7 части I приложения к Рекомендации).
В развитие указанных правовых положений Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года C663-ЗРТ “Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан” для определенных категорий граждан предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании данного Закона и соответствующего федерального регулирования Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 24 декабря 2004 года C6564 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан” утвердил с 1 января 2005 года Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан. Пунктом 1.3 данного Положения были определены следующие виды субсидий: 1) субсидии отдельным категориям граждан, имеющим право на скидку в оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в соответствии с законодательством (субсидии-льготы); 2) субсидии, предоставляемые в соответствии с республиканским стандартом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (субсидии по малообеспеченности); 3) субсидии, предоставляемые в соответствии с максимально допустимым уровнем роста платежа населения за ЖКУ в зависимости от доходов семьи (субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ).
Как следует из материалов дела, в силу указанных правовых норм семье заявителя (гражданину Л.А.Соловьеву и его супруге) в 2005 году для оплаты жилья и коммунальных услуг предоставлялись субсидии-льготы и субсидии по малообеспеченности при сохранении за ними иных мер социальной поддержки, в частности, ежемесячно перечислялась единая денежная выплата.
В настоящее время предоставление гражданам субсидий осуществляется в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года C6761 “О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” (в редакции от 18 июня 2007 года), постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года C6665 “О дополнительных мерах социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан” (в редакции от 21 февраля 2007 года) и от 24 марта 2006 года C6126 “О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан”. На основании этих норм семье заявителя в дополнение к указанным видам субсидий и иным мерам социальной поддержки предоставляется субсидия на оплату централизованного отопления.
4.1. Утвержденный оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан республиканский стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе на 2005 год в размере 22 процентов (абзац четвертый пункта 1) применяется для предоставления гражданам субсидии по малообеспеченности.
Данная мера социальной поддержки населения направлена на защиту конституционных прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, основанную на бездотационном режиме финансирования организаций ЖКХ и установлении 100-процентного уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги. Тем самым государство обеспечивает выполнение перед гражданами своих обязательств, вытекающих из статьи 51 во взаимосвязи со статьей 54 Конституции Республики Татарстан, гарантируя, что доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не превысит установленного республиканского стандарта (в 2005 году – 22 процента), поскольку всякое его превышение будет компенсировано путем предоставления гражданам адресных субсидий по малообеспеченности.
При определении размера данного республиканского стандарта в силу части пятой статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” Кабинету Министров Республики Татарстан следовало руководствоваться ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года C6441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год” было установлено, что при определении размеров финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований за счет средств федерального бюджета, расходы на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг рассчитываются с учетом федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов (абзац первый пункта 2).
Следовательно, размер республиканского стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, установленный оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, соответствовал размеру федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.
Из имеющихся в материалах дела документов и расчетов, представленных как заявителем, так и представителями Кабинета Министров Республики Татарстан, следует, что доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе заявителя Л.А.Соловьева в 2005 году вследствие предоставления ему субсидии по малообеспеченности не превышала 22 процентов. При этом за заявителем и его супругой были сохранены иные меры социальной поддержки.
Таким образом, положение абзаца четвертого пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год”, согласно которому республиканский стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен в размере 22 процентов, не может рассматриваться как ограничение, умаление или иное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе гарантированных статьей 51 Конституции Республики Татарстан.
4.2. Проверка обоснованности оспариваемого заявителем республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по Лениногорскому району в размере 32,84 рубля предполагает соотнесение данного значения со средним размером указанного стандарта по Республике Татарстан, а также исследование условий и требований, предъявляемых к порядку его установления.
Республиканский стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по Республике Татарстан на 2005 год был установлен в размере 24,1 рубля (абзац второй пункта 1 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан). Эта норма была принята в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года C6441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год” и воспроизводила установленный в приложении C61 размер федерального стандарта по Республике Татарстан.
Как следует из указанного постановления, федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации был установлен в размере 31,9 рубля (подпункт “а” пункта 1), а по субъектам Российской Федерации – дифференцированно с разбивкой по федеральным округам в размерах как больших, так и меньших, чем указанный средний размер данного стандарта (приложение C61).
В соответствии с Методикой определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов (утверждена решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 4 августа 1997 года) при внутрирегиональном распределении средств трансферта субъектам Российской Федерации предоставлено право исходить из складывающейся дифференциации стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг в пределах соответствующего субъекта Федерации (пункт 8.10).
Наряду с этим действовавшее в период принятия оспариваемых правовых норм постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года C6392 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг” предусматривало оплату коммунальных услуг на территории соответствующего муниципального образования в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов (пункт 6).
Впоследствии подобный подход был закреплен во вступившем в действие с 1 марта 2005 года Жилищном кодексе Российской Федерации (часть шестая статьи 159). Аналогичное правовое регулирование предусмотрено также статьей 3 Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года C6138-ЗРТ “О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан”.
Кабинет Министров Республики Татарстан в оспариваемом постановлении утвердил республиканские стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по городам и районам Республики Татарстан дифференцированно в пределах от 7,26 до 42,2 рубля. Данный стандарт для Лениногорского района в размере 32,84 рубля был установлен на основе заключения независимой экспертизы, как этого требовало постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года C6441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год” (пункт 3). В судебном заседании был представлен и приобщен к материалам настоящего дела протокол от 19 октября 2004 года C658 заседания экспертного совета по рассмотрению результатов проведенных экспертиз обоснованности затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Как следует из содержания данного протокола, независимая финансово-технологическая экспертиза осуществлялась в том числе в отношении Лениногорского предприятия тепловых сетей (ПТС).
Целевое предназначение республиканских стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по смыслу части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года C64218-1 “Об основах федеральной жилищной политики” заключалось в расчете объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Республики Татарстан бюджетам городов и районов. Эти трансферты использовались в качестве источника денежных средств для предоставления гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Тем самым государство финансово обеспечивало социальные гарантии того, что для граждан размер оплаты жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц не превысит определенного данным республиканским стандартом значения. Подобное ограничение роста платежа граждан за оказанные им жилищно-коммунальные услуги сообразуется с обязательствами государства, установленными статьей 51 Конституции Республики Татарстан.
Следовательно, федеральное и республиканское законодательство, действовавшее в период принятия оспариваемой нормы, равно как и действующее в настоящее время, допускало установление республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по административно-территориальным единицам Республики Татарстан дифференцированно в зависимости от определенных условий и при соблюдении среднего значения данного стандарта по Республике Татарстан.
Таким образом, оспариваемой нормой Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно и обоснованно установил республиканский стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по Лениногорскому району в размере 32,84 рубля и при этом не нарушил права и свободы человека и гражданина, в том числе положения статьи 51 Конституции Республики Татарстан.
5. Утверждение оспариваемым постановлением Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска тарифа на коммунальную услугу по теплоснабжению является элементом государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Возможность такого регулирования предусмотрена абзацем вторым пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и конкретизирована в Федеральном законе от 14 апреля 1995 года C641-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”.
Цели и принципы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, закрепленные статьями 3 и 4 указанного Федерального закона, такие как защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, соотносятся с положениями статей 13 и 17 (части 1 и 2) Конституции Республики Татарстан о социальном государстве, социальном рыночном хозяйстве и социальном партнерстве как основах конституционного строя Республики Татарстан.
На основании действовавших в период принятия оспариваемого постановления Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска части седьмой статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” (в редакции от 22 августа 2004 года) и части седьмой статьи 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”, а также в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года C6441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год” полномочие по установлению тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую и предоставляемую населению муниципальными предприятиями, закреплялось за органами местного самоуправления.
В указанный период в Республике Татарстан на уровне городских поселений, включая город Лениногорск, в котором проживает заявитель Л.А. Соловьев, органы местного самоуправления еще не были сформированы. Вместо них в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года
C62246-XII “О местных органах государственной власти и управления” действовали местные органы государственной власти и управления, в том числе Глава администрации Лениногорского района и города Лениногорска. В связи с этим Кабинет Министров Республики Татарстан, реализуя полномочия, закрепленные статьями 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, принял постановление от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год”, которым обязал администрации городов и районов Республики Татарстан до принятия местных бюджетов (бюджетов районов и городов) утвердить, в частности, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также другие цены и тарифы в соответствии с прилагаемыми стандартами с учетом заключений независимых экспертиз (абзацы первый и второй пункта 3).
При определении размера тарифа на теплоснабжение Главе администрации Лениногорского района и города Лениногорска следовало исходить из тарифов на тепловую энергию, установленных на основании статьи 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию” органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, которым в Республике Татарстан является Республиканская энергетическая комиссия (РЭК), образованная в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 января 2001 года C63.
Постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C635 в соответствии с указанным Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года C6109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации” были установлены и с 1 января 2005 года введены в действие тарифы на отпускаемую тепловую энергию, в том числе для Лениногорского предприятия тепловых сетей в размере 568,1 рубля за 1 Гкал (без НДС).
Оспариваемым постановлением тариф коммунальной услуги по теплоснабжению был утвержден в размере 670,36 рубля за 1 Гкал. В судебном заседании представитель Главы муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” пояснила, что данный тариф включал в себя размер тарифа для Лениногорского ПТС, установленный постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии от 10 ноября 2004 года C635, а также сумму налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
В соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно пункту 13 статьи 40 данного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). В силу пункта 3 статьи 164 и пункта 6 статьи 168 данного Кодекса налогообложение по указанному налогу производится по ставке 18 процентов и при реализации товаров, работ и услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Таким образом, постановление Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год” было принято во исполнение прямого предписания Кабинета Министров Республики Татарстан на основании действовавшего в тот период федерального и республиканского законодательства с учетом положений статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан и в части установления тарифа коммунальной услуги по теплоснабжению в размере 670,36 рубля за 1 Гкал (приложение к постановлению) в период своего действия не нарушало права и свободы человека и гражданина, включая положения статьи 51 Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года C6483 “О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2005 год” в части установления республиканского стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов (абзац четвертый пункта 1) и установления республиканского стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по Лениногорскому району Республики Татарстан в размере 32,84 рубля (приложение к постановлению) в период его действия соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Признать постановление Главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 3 декабря 2004 года C6538 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения района и города на 2005 год” в части установления тарифа на коммунальную услугу по теплоснабжению в размере 670,36 рубля за 1 Гкал (приложение к постановлению) в период его действия соответствующим Конституции Республики Татарстан.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.