…представительного органа муниципального образования г.Казани”, в связи с жалобой гражданки М.Г.Пикашовой
город Казань 11 мая 2006 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, с участием представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника отдела правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов правового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани А.В.Токмакова, секретаря избирательной комиссии муниципального образования города Казани Н.П.Борисовой, представителя Президента Республики Татарстан – заведующего сектором по взаимодействию с Государственным Советом Республики Татарстан, систематизации законодательства Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заведующего сектором гражданского права и хозяйственных правоотношений правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан О.А.Шамгуновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан А.И.Сычева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан – начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова, руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений, содержащихся в приложении к постановлению Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани” (в редакции от 6 октября 2005 года).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки М.Г.Пикашовой в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод положениями, содержащимися в приложении к постановлению Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани”, которыми определена дислокация избирательных участков, расположенных на территории Порохового одномандатного избирательного округа №11, примененными в ее конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.А.Алкаевой, объяснения представителей стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, – А.В.Токмакова и Н.П.Борисовой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан – А.А.Ощепкова, от Государственного Совета Республики Татарстан – Ш.Ш.Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан – О.А.Шамгуновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан – А.И.Сычева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – Д.К.Крылова, от прокурора Республики Татарстан – М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – В.П.Степанова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. В соответствии с оспариваемыми положениями, содержащимися в приложении к постановлению Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани” (в редакции от 6 октября 2005 года), определена дислокация избирательных участков, образованных на территории Кировского района города Казани в границах Порохового одномандатного избирательного округа №11.
1.1. Территориальная избирательная комиссия Кировского района города Казани решением от 9 сентября 2005 года №10 отказала гражданке М.Г.Пикашовой в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования города Казани по Пороховому одномандатному избирательному округу №11. Основанием для отказа в регистрации явилось, как это указано в данном решении, то, что из 198 представленных для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения заявительницы кандидатом в депутаты, недостоверными были признаны 103 подписи, что составило 52,02 процента подписей.
Гражданка М.Г.Пикашова в своей жалобе утверждает, что причиной отказа в регистрации явилось то, что территориальная избирательная комиссия Кировского района города Казани при проверке собранных в ее поддержку подписей избирателей руководствовалась оспариваемыми положениями, согласно которым дома за номерами 22, 28, 30 и 32 по улице Батыршина, по мнению заявительницы, включены в Ягодный избирательный округ №12, тогда как согласно Схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования города Казани, утвержденной постановлением избирательной комиссии муниципального образования города Казани от 28 июля 2005 года №8/2, указанные дома включены в Пороховой избирательный округ №11. Кроме того, по утверждению заявительницы, дом №8 по улице Халтурина не включен ни в один из избирательных участков, образованных в границах Порохового №11 и Ягодного №12 избирательных округов, тем самым, по мнению заявительницы, граждане, проживающие в указанном доме, лишены активного избирательного права. Заявительница считает, что из-за данных противоречий территориальная избирательная комиссия Кировского района города Казани признала недостоверными 70 подписей избирателей, проживающих в указанных выше домах, в которых осуществлялся сбор подписей в поддержку ее выдвижения кандидатом в депутаты по Пороховому избирательному округу №11.
Заявительница также полагает, что отсутствие в тексте постановления Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 указаний на распределение избирательных участков по соответствующим избирательным округам привело к неопределенности.
По мнению заявительницы, осуществление ее избирательных прав по отношению к правам других граждан в соответствии со статьей 59 Конституции Республики Татарстан нарушается из-за того, что указанное постановление Главы администрации города Казани не учитывает требований, закрепленных подпунктом “б” пункта 7 статьи 22 и пунктом 3 статьи 24 Закона Республики Татарстан от 24 марта 2004 года №24-ЗРТ “О муниципальных выборах в Республике Татарстан” и нормами федерального законодательства, согласно которым не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, и недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
1.2. К жалобе заявительницы приложена копия еще одного решения территориальной избирательной комиссии Кировского района города Казани от 7 октября 2005 года №23, из которого следует, что указанная комиссия, руководствуясь постановлением Главы администрации города Казани от 6 октября 2005 года №2502 “О внесении изменений в приложение к постановлению Главы администрации г.Казани от 23.08.2005 г. №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани”, осуществила повторную проверку подписных листов, представленных в поддержку выдвижения гражданки М.Г.Пикашовой кандидатом в депутаты, и установила, что из 198 проверенных подписей недостоверными признаны 35 подписей, или 17,7 процента подписей. На этом основании территориальная избирательная комиссия вынесла решение о регистрации гражданки М.Г.Пикашовой кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования города Казани по Пороховому одномандатному избирательному округу №11.
Несмотря на данное решение, гражданка М.Г.Пикашова настаивает на том, что оспариваемыми положениями, примененными в ее конкретном деле в ходе избирательной кампании по выборам в представительный орган муниципального образования города Казани, состоявшимся 16 октября 2005 года, были нарушены ее конституционные права и свободы, гарантированные статьями 27, 30 и частью второй статьи 45 Конституции Республики Татарстан.
В соответствии с частью девятой статьи 3 и частью третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан, и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Исходя из этого проверка обоснованности правоприменительных решений, принятых территориальной избирательной комиссией Кировского района города Казани в отношении гражданки М.Г.Пикашовой, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан. Конституционный суд Республики Татарстан также отмечает, что оспариваемые заявительницей нормативные положения постановлением Главы администрации города Казани от 6 октября 2005 года №2502 оставлены без изменения.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения, содержащиеся в приложении к постановлению Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани” (в редакции от 6 октября 2005 года), в части, определяющей дислокацию избирательных участков, образованных на территории Кировского района города Казани в границах Порохового одномандатного избирательного округа №11.
2. Муниципальные выборы, в связи с проведением которых издано постановление Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани”, были назначены на 16 октября 2005 года на основании пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года №68-ЗРТ “О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Татарстан”. Указанное постановление, содержащее оспариваемые заявительницей нормы, предусматривает, что на территории города Казани образуются 450 избирательных участков (пункт 1). Принятие данного постановления было осуществлено Главой администрации города Казани во исполнение и в соответствии с частью второй статьи 24 Закона Республики Татарстан от 24 марта 2004 года №24-ЗРТ “О муниципальных выборах в Республике Татарстан”, согласно которой избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями муниципального образования главой муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Аналогичная норма закреплена частью второй статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
Таким образом, на основании действующего федерального и республиканского законодательства Глава администрации города Казани обладал полномочиями по изданию нормативного правового акта, предусматривающего образование и дислокацию избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования города Казани.
3. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть третья статьи 3), граждане в Республике Татарстан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть вторая статьи 45), эти права в Республике Татарстан как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан (часть вторая статьи 1 и часть первая статьи 27).
Данным конституционным положениям корреспондируют пункт “b” статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, и статья 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепившая право на свободные выборы, которые в силу части четвертой статьи 24 Конституции Республики Татарстан являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.
В целях реализации указанных конституционных и международно-правовых норм Законом Республики Татарстан от 24 марта 2004 года №24-ЗРТ “О муниципальных выборах в Республике Татарстан” закреплены основные принципы и порядок проведения муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при их проведении. В частности, установлено, что муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, являются обязательными и периодическими (часть первая статьи 2 и статья 5). Данный Закон также предусматривает, что для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа, а для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки (часть первая статьи 22, часть первая статьи 24).
4. Оспариваемые заявительницей нормативные положения по своему буквальному содержанию определяют дислокацию образованных на территории Кировского района города Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования города Казани, прошедшим 16 октября 2005 года. При этом оспариваемыми положениями определены границы и порядковые номера каждого из избирательных участков, место нахождения соответствующих участковых избирательных комиссий и помещений для голосования, как это и предписано нормами, закрепленными частью шестой статьи 24 Закона Республики Татарстан “О муниципальных выборах в Республике Татарстан” и частью седьмой статьи 19 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Данные законодательные акты не содержат требования о включении в списки избирательных участков наименований и порядковых номеров избирательных округов, на территории которых образованы соответствующие избирательные участки.
Тем самым довод заявительницы о том, что отсутствие в тексте постановления Главы администрации города Казани от 28 августа 2005 года №2086 указаний на распределение избирательных участков по соответствующим избирательным округам ведет к неопределенности, не согласуется с данными нормами как республиканского, так и федерального законодательства, требования которых к содержанию списка избирательных участков обусловлены прежде всего тем, что избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Принимая во внимание указанное целевое назначение избирательных участков, Закон Республики Татарстан “О муниципальных выборах в Республике Татарстан” установил, что численность избирателей, зарегистрированных на территории каждого избирательного участка, может быть не более трех тысяч (часть третья статьи 24). Данное регулирование исходит также из того, что сбор подписей в поддержку выдвижения, предвыборная агитация и иные мероприятия в ходе избирательной кампании осуществляются кандидатом в депутаты не в соответствии с образованными на данной территории избирательными участками, а с учетом границ избирательного округа, в котором зарегистрирована его кандидатура.
Информация о расположенных в границах Порохового избирательного округа №11 избирательных участках, необходимая заявительнице М.Г.Пикашовой как кандидату в депутаты по указанному округу для осуществления ее права на личное присутствие, права на присутствие ее доверенных лиц во время голосования, а также других предусмотренных законом прав, реализуемых кандидатом в депутаты в день голосования и при подсчете голосов избирателей, была доступна заявительнице. Данная информация по смыслу указанных законодательных актов следует из сопоставления текста постановления Главы администрации города Казани от 28 августа 2005 года №2086 с текстом и графическим изображением Схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования города Казани, утвержденной постановлением избирательной комиссии муниципального образования города Казани от 28 июня 2005 года №8/2 и опубликованной в газете “Казанские ведомости” от 30 июля 2005 года №168, копия которой была приложена гражданкой М.Г.Пикашовой к ее обращению в Конституционный суд Республики Татарстан.
Утверждение заявительницы о том, что дома за номерами 22, 28, 30 и 32 по улице Батыршина включены в Ягодный избирательный округ №12, а дом №8 по улице Халтурина не включен ни в один из избирательных участков, образованных в границах Порохового №11 и Ягодного №12 избирательных округов, носит произвольный характер и не основано на нормах постановления Главы администрации города Казани от 28 августа 2005 года №2086, согласно которым данные дома по улице Батыршина включены в избирательный участок №110 и находятся в соответствии с указанной выше Схемой на территории Порохового избирательного округа №11. Дом №8 по улице Халтурина, расположенный на пересечении данной улицы с улицей 25 лет Октября, в связи с уточнением почтового адреса, в постановлении Главы администрации города Казани от 28 августа 2005 года №2086 обозначен как дом №20/8 по улице 25 лет Октября. Данный дом включен в избирательный участок №108 и также входит согласно указанной выше Схеме в Пороховой избирательный округ №11, по которому кандидатом в депутаты была зарегистрирована заявительница М.Г.Пикашова. При этом постановление Главы администрации города Казани от 6 октября 2005 года №2502
“О внесении изменений в приложение к постановлению Главы администрации г.Казани от 23.08.2005 г. №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани” не затронуло оспариваемые заявительницей положения, согласно которым названные дома по улице 25 лет Октября и по улице Батыршина как были, так и остались включенными соответственно в 108-й и 110-й избирательные участки, образованные в границах Порохового избирательного округа №11. Тем самым довод заявительницы о том, что осуществление ее избирательных прав по отношению к правам других граждан нарушается из-за того, что граждане, проживающие в указанных выше домах, лишены активного избирательного права, является необоснованным.
Из содержания оспариваемых положений следует, что избиратели, проживающие в данных домах, в которых проводился сбор подписей в поддержку выдвижения заявительницы кандидатом в депутаты по Пороховому избирательному округу №11, имели возможность беспрепятственно реализовать свое активное избирательное право, проголосовав за того кандидата, в поддержку выдвижения которого они расписались в подписных листах. Следовательно, оспариваемые положения не могут быть истолкованы в качестве препятствовавших осуществлению избирательных прав как заявительницы М.Г.Пикашовой, так и граждан, подписавшихся в поддержку ее выдвижения кандидатом в депутаты.
Таким образом, оспариваемые положения не нарушают и не ограничивают гарантированные частью второй статьи 45 Конституции Республики Татарстан избирательные права граждан. Напротив, данное регулирование по своему правовому смыслу и целевому предназначению, исходя из международно-правовых и конституционных норм и в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства, направлено на обеспечение условий для беспрепятственной реализации гражданами их конституционных прав избирать (активного избирательного права) и быть избранными (пассивного избирательного права) на выборах в представительный орган муниципального образования города Казани, прошедших 16 октября 2005 года, и тем самым оспариваемые положения не противоречат Конституции Республики Татарстан, ее статьям 27, 30 и части второй статьи 45.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, частями первой, второй, третьей и шестой статьи 67, статьями 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан
постановил:
1. Признать положения, содержащиеся в приложении к постановлению Главы администрации города Казани от 23 августа 2005 года №2086 “Об образовании на территории г.Казани избирательных участков по выборам депутатов представительного органа муниципального образования г.Казани” (в редакции от 6 октября 2005 года), согласно которым определена дислокация избирательных участков, образованных на территории Кировского района города Казани в границах Порохового одномандатного избирательного округа №11, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Постановление должно быть также опубликовано в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.
№20-П Конституционный суд Республики Татарстан.