утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан”, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственное предприятие “ИЯ”
город Казань 5 июля 2004 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственное предприятие “ИЯ” (далее – ООО “НПП “ИЯ”) как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, – заместителя директора ООО “НПП “ИЯ” И.Х.Гараева, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, – и.о.заведующего сектором правового управления аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ф.Р.Волковой, представителя Президента Республики Татарстан – главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заведующей сектором правового управления аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного cуда Республики Татарстан – судьи Верховного cуда Республики Татарстан М.М.Хайруллина, представителя прокурора Республики Татарстан – начальника отдела прокуратуры Республики Татарстан Ф.Д.Максутова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью первой статьи 24, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1.1 раздела 1 Положения о применении векселей Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан” (далее – Положение), в связи с жалобой ООО “НПП “ИЯ”.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ООО “НПП “ИЯ” на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1.1 раздела 1 Положения, примененным, как считает заявитель, в его конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обжалованная правовая норма части второй статьи 17, части второй статьи 20 и статье 30 Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Косорукова, объяснения сторон – представителя заявителя И.Х.Гараева и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Ф.Р.Волковой, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного cуда Республики Татарстан М.М.Хайруллина, представителя прокурора Республики Татарстан Ф.Д.Максутова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина,
исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
у с т а н о в и л:
1. Часть четвертая статьи 109 Конституции Республики Татарстан не определяет круг субъектов, правомочных обращаться в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан, оставляя таким образом решение данного вопроса на усмотрение законодателя. Вместе с тем статья 46 Конституции Республики Татарстан предусматривает, что каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Развивая данную конституционную норму, часть первая статьи 100 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” устанавливает, что правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены, в частности, нормативными правовыми актами Кабинета Министров Республики Татарстан, и их объединения.
По смыслу указанной нормы Закона граждане и созданные ими объединения вправе обратиться в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой в тех случаях, когда деятельность объединений связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, являющихся их членами (участниками, учредителями). Общество с ограниченной ответственностью, обратившееся в Конституционный суд Республики Татарстан, а равно иные хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы представляют собой по существу объединения, создаваемые гражданами в виде коммерческих организаций – юридических лиц для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно, что закреплено Конституцией Российской Федерации (часть первая статьи 34 и часть вторая статьи 35), а также признано и гарантировано Конституцией Республики Татарстан (часть первая статьи 27). Следовательно, в случае нарушения указанных или иных конституционных прав и свобод граждан, для реализации которых ими созданы объединения, в том числе являющиеся коммерческими организациями – юридическими лицами, эти объединения независимо от своей организационно-правовой формы вправе обращаться за защитой нарушенных прав и свобод в Конституционный суд Республики Татарстан.
Таким образом, жалоба на нарушение конституционных прав, внесенная в Конституционный суд Республики Татарстан ООО “НПП “ИЯ”, исходит от надлежащего лица.
2. Конституционная жалоба ООО “НПП “ИЯ” содержит в себе просьбу о проверке конституционности пункта 1.1 раздела 1 Положения, которым устанавливалось, что вексель Правительства Республики Татарстан представляет собой долговое денежное обязательство Правительства Республики Татарстан, выдаваемое предприятиям, организациям, учреждениям для дальнейшего введения его в хозяйственный оборот Республики Татарстан.
Как свидетельствуют материалы настоящего дела, ООО “НПП “ИЯ” в марте 1999 года заключило с учреждением УЭ-148/5 УИН Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – учреждение УЭ-148/5) договор поставки и произвело оплату подлежащей поставке продукции путем передачи своих прав по векселям Правительства Республики Татарстан на сумму цены договора. Поставщик же свои обязательства по договору не исполнил и тем самым причинил заявителю убытки, что явилось причиной экономических споров сторон, которые были разрешены Арбитражным судом Республики Татарстан.
Рассмотрев дело по иску ООО “НПП “ИЯ” к учреждению УЭ-148/5 о взыскании с него суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами, Арбитражный суд Республики Татарстан своим решением от 4 апреля 2002 года взыскал с ответчика сумму задолженности, а в остальной части иска отказал. Это решение основано на применении судом положений статей 15, 393, 395, 487 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано, в частности, тем, что согласно нормам гражданского права ответчик, получивший предварительную оплату, но не исполнивший обязательство по передаче товара, обязан вернуть сумму полученной им предварительной оплаты истцу; истец произвел предварительную оплату не денежными средствами, а векселями Правительства Республики Татарстан, что по своей гражданско-правовой природе означает передачу принадлежавших ему имущественных прав по данным векселям; при неисполнении своих обязательств по договору ответчик обязан либо возвратить истцу полученные векселя и связанные с ними имущественные права, либо возместить ему возникшую задолженность на сумму цены векселей; начисление процентов за пользование чужими имущественными правами по векселям не предусмотрено действующим гражданским законодательством.
Арбитражный суд Республики Татарстан рассмотрел также дело по иску ООО “НПП “ИЯ” к учреждению УЭ-148/5 о взыскании процентов на сумму долга до фактической его оплаты, а также об индексации суммы долга до фактической его оплаты. Применив своим решением от 24 ноября 2003 года статьи 395 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд повторно пришел к выводу о том, что начисление процентов на имущественные права действующим законодательством не предусмотрено, и отказал в удовлетворении исковых требований.
К жалобе прилагаются также копии обращений ООО “НПП “ИЯ” в Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан и ОАО “АК БАРС” БАНК, в которых оно просило подтвердить правомерность обращения векселей Правительства Республики Татарстан между хозяйствующими субъектами в качестве платежного средства (ценной бумаги), и ответы на них.
Ссылаясь на пункт 1.1 раздела 1 Положения, ООО “НПП “ИЯ” утверждает, что векселя Правительства Республики Татарстан, введенные в хозяйственный оборот на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан”, не имеют полной юридической и финансовой силы, поскольку на них, как считает заявитель, не распространяются статьи 15, 393 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а их обращение как неполноценного платежного средства причинило ему материальный ущерб. Это, по мнению заявителя, повлекло за собой нарушение его конституционных прав и свобод, вытекающих из положений части второй статьи 17, части второй статьи 20 и статьи 30 Конституции Республики Татарстан, согласно которым в Республике Татарстан экономические отношения строятся на социальном партнерстве, в том числе между гражданином и государством, потребителем и производителем; государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса, а граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод.
В компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, который, по смыслу статьи 109 Конституции Республики Татарстан, не вправе подменять правоприменителя, не входит проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, включая правомерность применения или неприменения в конкретном деле заявителя тех или иных правовых норм. Вместе с тем статья 101 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” предписывает, что Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений проверяет конституционность нормативного правового акта или отдельных его положений, если они затрагивают конституционные права и свободы и были применены или подлежат применению в деле заявителя, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Таким образом, руководствуясь приведенными выше требованиями Закона и учитывая содержание жалобы и доводы заявителя, следует признать, что пункт 1.1 раздела 1 Положения является предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу, поскольку он служил одним из правовых оснований выпуска векселей Правительства Республики Татарстан и их последующего применения в хозяйственном обороте республики, участвуя в котором заявитель стал обладателем данных векселей и использовал их в расчетных отношениях со своим контрагентом по договору поставки.
3. К началу рассмотрения настоящего дела в публичном заседании Конституционного суда Республики Татарстан постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан” и, следовательно, утвержденное им Положение, в котором содержится обжалованная правовая норма, утратили силу согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2004 года № 199 “О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан за период с 1990 по 1994 год”.
Часть вторая статьи 46 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” устанавливает, что в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Заявитель утверждает, что обжалованная правовая норма явилась правовым основанием нарушения его конституционных прав и свобод, поэтому утрата юридической силы не может препятствовать проверке ее конституционности.
4. Поскольку в жалобе ООО “НПП “ИЯ” подвергается сомнению правомерность выпуска векселей Правительства Республики Татарстан и их последующего введения в хозяйственный оборот Республики Татарстан, постольку проверка конституционности пункта 1.1 раздела 1 Положения предполагает в первую очередь его конституционно-правовую оценку с точки зрения установленного Конституцией Республики Татарстан разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Татарстан, что необходимо вытекает из требований статьи 103 в ее взаимосвязи с пунктом 5 части первой статьи 83 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”.
В период издания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан”, а равно утверждения Положения, содержащего обжалованную правовую норму, Кабинет Министров Республики Татарстан осуществлял свою деятельность в пределах полномочий, установленных статьей 119 Конституции Республики Татарстан в ее редакции от 6 ноября 1992 года. Пунктом 2 части второй указанной статьи предусматривалось, в частности, что Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем. Это конституционное положение, как признано постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от 11 января 2002 года № 2-П по делу о толковании пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан, означало конституционную правообязанность Кабинета Министров Республики Татарстан содействовать проведению мер, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие банковской, денежной и кредитной систем как важнейших составных частей финансовой системы Республики Татарстан, входящей в финансовую систему Российской Федерации, в том числе путем осуществления мер по мобилизации и расходованию финансовых ресурсов Республики Татарстан.
Указанные выше меры затрагивают, в частности, сферу отношений по государственному долгу Республики Татарстан, в том числе внутреннему государственному долгу, и могут быть осуществлены с использованием разнообразных форм государственных долговых обязательств, включая выпуск и обращение государственных долговых обязательств в форме векселя.
Принимая решение о выпуске векселей Правительства Республики Татарстан и введении их в хозяйственный оборот, Кабинет Министров Республики Татарстан руководствовался действовавшим тогда Законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 года № 3877-1 “О государственном внутреннем долге Российской Федерации”, которым устанавливалось, что формы долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации и условия их выпуска (выдачи) определяются соответствующими органами национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац второй части пятой статьи 2). Правомочность Кабинета Министров Республики Татарстан как заемщика по государственному долгу Республики Татарстан, включая внутренний государственный долг, а также его полномочия по управлению и обслуживанию государственного долга, в том числе по определению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств в соответствии с законодательством регулировались также Законом Республики Татарстан от 22 мая 1997 года № 1181 “О государственном долге Республики Татарстан” (абзац третий части первой и часть вторая статьи 1, часть вторая статьи 4), который к настоящему времени утратил силу в соответствии с Законом Республики Татарстан от 12 марта 2004 года № 11-ЗРТ. Непосредственной же правовой основой издания Кабинетом Министров Республики Татарстан постановления от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан” явился Закон Республики Татарстан от 21 апреля 1994 года № 2106-XII “О бюджетной системе Республики Татарстан на 1994 год”, который содержал прямое предписание Кабинету Министров Республики Татарстан обеспечить в 1994 году выпуск и первичное размещение правительственных ценных бумаг (часть вторая статьи 18).
Выпуск векселей Правительства Республики Татарстан и их введение во внутриреспубликанский хозяйственный оборот были осуществлены также с учетом Указов Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 года № 1662 “Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение”, от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”, которыми вексель, в том числе казначейский, признавался прогрессивной формой расчетов, а развитие вексельного обращения рассматривалось в качестве одного из средств преодоления кризиса неплатежей и нормализации платежного оборота, сокращения и предотвращения взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций.
Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере государственного долга Республики Татарстан закреплены и в ныне действующей редакции Конституции Республики Татарстан, которой предусмотрено, в частности, участие Кабинета Министров Республики Татарстан в проведении единой государственной политики в области финансов (пункт 4 статьи 102).
Эти полномочия основываются на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, понимая под государственным долгом субъекта Российской Федерации совокупность его долговых обязательств, возникающих в том числе из государственных займов (заимствований), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации (части первая и третья статьи 99 в их взаимосвязи со статьями 6 и 90), относит в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъекта Российской Федерации, в частности, определение перечня и порядка осуществления его государственных внутренних заимствований, а также осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление его государственным долгом (статья 8). При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по управлению государственным долгом субъекта Российской Федерации (часть вторая статьи 101), а также устанавливает, что от имени субъекта Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть третья статьи 104).
Подробная регламентация полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере государственного долга Республики Татарстан содержится в Бюджетном кодексе Республики Татарстан, вступившем в силу 5 июня 2004 года. Регулируя возможные формы долговых обязательств Республики Татарстан, указанный правовой акт предусматривает, в частности, что формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Татарстан, условия их выпуска и обращения определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (части третья и шестая статьи 26).
Внутренние государственные займы (заимствования) могут быть осуществлены и на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе посредством выдачи векселя (векселей) как одного из видов ценных бумаг (взятые во взаимосвязи статьи 143, 807, 808 и 815), но при обязательном соблюдении требования Федерального закона от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, согласно которому субъекты Российской Федерации имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом (часть первая статьи 2).
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан” и утвержденное им Положение о применении векселей Правительства Республики Татарстан, включая обжалованную правовую норму, были изданы в пределах конституционных полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан и соответствовали требованиям, которые Конституция Республики Татарстан предъявляла и предъявляет в настоящее время к правовым актам Кабинета Министров Республики Татарстан (пункт 2 части второй статьи 119 и статья 120 Конституции Республики Татарстан в ее редакции от 6 ноября 1992 года, а равно пункт 4 статьи 102 и статья 103 Конституции Республики Татарстан в ее действующей редакции).
5. Пункт 1.1 раздела 1 Положения устанавливал, что вексель Правительства Республики Татарстан представляет собой долговое денежное обязательство Правительства Республики Татарстан, выдаваемое предприятиям, организациям, учреждениям для дальнейшего введения его в хозяйственный оборот Республики Татарстан. Тем самым по своему непосредственному содержанию он являлся нормой-дефиницией, в которой содержалось общее определение правового понятия векселя Правительства Республики Татарстан.
Правовое понятие векселя Правительства Республики Татарстан, изложенное в пункте 1.1 раздела 1 Положения, исходило из того, что любой вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленные обязательства векселедателя (простой вексель) либо указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить векселедержателю по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Такое понимание векселя вытекало из Положения о переводном и простом векселе, применявшегося в тот период на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”, а в настоящее время оно корреспондирует правовому понятию векселя, установленному статьей 815 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 1.1 раздела 1 Положения закреплял и важнейшие отличительные правовые признаки векселя Правительства Республики Татарстан. К ним относятся признание векселя Правительства Республики Татарстан в качестве конкретной формы государственного долгового денежного обязательства, а также определение его основного функционального назначения как ценной бумаги, находящейся в хозяйственном обороте Республики Татарстан.
Тем самым за векселем Правительства Республики Татарстан закреплялся по существу статус государственной ценной бумаги, оформляющей и удостоверяющей конкретное долговое денежное обязательство векселедателя, которым являлась Республика Татарстан в лице Кабинета Министров Республики Татарстан, перед векселедержателями – предприятиями, организациями и учреждениями, а также те права и обязанности по векселю Правительства Республики Татарстан, которыми они и иные лица обладали либо должны были обладать согласно гражданскому и вексельному законодательству. Это не противоречило законодательно установленным требованиям, поскольку, как отмечалось выше, субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Татарстан, в тот период обладали правом осуществлять выпуск собственных государственных ценных бумаг, в том числе векселей, а также определять порядок и условия их выпуска и размещения.
Правовое понятие векселя Правительства Республики Татарстан, изложенное в пункте 1.1 раздела 1 Положения, не содержало в себе какие-либо предписания, непосредственно направленные на установление или регулирование прав и обязанностей, принадлежащих по данному векселю векселедателю, векселедержателям или иным лицам. Следовательно, рассматриваемая правовая норма по своему непосредственному содержанию предполагала, что векселедатель, векселедержатели и иные лица пользуются правами и несут обязанности по векселю Правительства Республики Татарстан в соответствии с правовыми нормами, регулирующими вексельные правоотношения, в том числе с иными нормами Положения, не являющимися предметом рассмотрения по настоящему делу. Это свидетельствует также о том, что пункт 1.1 раздела 1 Положения не нарушал конституционные права и свободы соответствующих субъектов вексельных правоотношений, вследствие чего он не может быть признан противоречащим нормам Конституции Республики Татарстан, которыми эти права и свободы закреплены и гарантированы.
Закрепленное в обжалованной правовой норме положение о том, что вексель Правительства Республики Татарстан выдается предприятиям, организациям, учреждениям для дальнейшего введения его во внутриреспубликанский хозяйственный оборот, не содержит в себе какие-либо новые правовые предписания, которые расходились бы с существующим в вексельном и гражданском законодательстве пониманием функционального назначения векселя. Вексель Правительства Республики Татарстан, также как и любой иной вексель, в силу своей правовой природы как ценной бумаги, объективно предполагает и реализует себя в вексельных правоотношениях, различные субъекты которых вправе осуществлять передачу другим лицам как самого векселя, так и оформленных и удостоверенных им прав и обязанностей по конкретному долговому обязательству. При этом правовые формы такой передачи должны учитывать специфику вексельного обращения, обусловленную требованиями вексельного законодательства, и зависят от содержания опосредованных векселем отношений хозяйственного оборота.
Содержащаяся в пункте 1.1 раздела 1 Положения правовая норма, согласно которой вексель Правительства Республики Татарстан выдается предприятиям, организациям, учреждениям для дальнейшего введения его в хозяйственный оборот Республики Татарстан, означала, что во внутриреспубликанском хозяйственном обороте вексель Правительства Республики Татарстан мог использоваться в том числе для оформления расчетных отношений между хозяйствующими субъектами, т.е. в качестве средства платежа (платежного средства). Однако применение векселя Правительства Республики Татарстан в качестве средства платежа не могло и не может изменить его правовую природу и специфику его обращения как ценной бумаги, которой оформляются и удостоверяются права и обязанности векселедателя, векселедержателя и иных лиц по конкретному долговому денежному обязательству. Вследствие этого применение векселя Правительства Республики Татарстан в качестве средства платежа в расчетных отношениях между хозяйствующими субъектами, независимо от правового содержания и формы опосредованной данным векселем сделки, не может и не должно отождествляться, как это ошибочно делает заявитель, с расчетом по данной сделке денежными средствами. В данном случае передача векселя одним лицом другому означает по своей гражданско-правовой сущности передачу не денежной суммы, оговоренной векселем, а прав и обязанностей по долговому денежному обязательству, оформленных и удостоверенных этим векселем.
Таким образом, пункт 1.1 раздела 1 Положения о применении векселей Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан”, не содержал какие-либо правовые положения, расходящиеся с нормами гражданского и вексельного законодательства, не устанавливал какие-либо новые правовые предписания, направленные на регулирование прав и обязанностей субъектов правоотношений в сфере обращения векселя Правительства Республики Татарстан, и вследствие этого не противоречил конституционным нормам, закрепляющим и гарантирующим конституционные права и свободы граждан, в том числе части второй статьи 17, части второй статьи 20 и статьи 30 Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 66, статьей 67, частями первой – пятой статьи 68, статьями 69, 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан
п о с т а н о в и л:
1. Признать пункт 1.1 раздела 1 Положения о применении векселей Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 1994 года № 336 “О введении в хозяйственный оборот векселей Правительства Республики Татарстан” в период его действия соответствовавшим Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.
Конституционный суд Республики Татарстан.
№ 13-П.