по жалобе гражданина И.В.Мосунова на нарушение его конституционных прав отдельными нормами

Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года № 761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг”


г.Казань 25 марта 2004 года


Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,


с участием гражданина И.В.Мосунова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, – начальника отдела правовой работы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан М.Г.Лепиной, представителя Президента Республики Татарстан – главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заведующей сектором правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан Л.Ф.Хамзиной, представителя прокурора Республики Татарстан – первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина,


руководствуясь частью пятой статьи 3, частью первой статьи 24, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,


рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных норм, установленных Положением о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года №761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг”.


Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в Конституционный суд Республики Татарстан гражданина И.В.Мосунова с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами указанного Положения, которые были применены в конкретном деле заявителя. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые нормы статьям 13, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан.


Заслушав сообщение судьи – докладчика Д.А.Алкаевой, объяснения сторон – гражданина И.В.Мосунова и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан М.Г.Лепиной, выступления приглашенных в заседание представителей: Президента Республики Татарстан – М.Б.Сунгатуллина, Кабинета Министров Республики Татарстан – Г.Л.Удачиной, Председателя Верховного суда Республики Татарстан – Л.Ф.Хамзиной, прокурора Республики Татарстан – В.Г.Метелина, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – Т.И.Гиззатуллина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан


установил:


1. Жилищные организации – ЖКУ-3 “Танкодром” и ЖКУ Советского района города Казани отказали гражданину И.В.Мосунову в перерасчете ряда коммунальных платежей за период с 4 по 24 августа 2003 года, когда он находился на лечении в стационарном лечебном учреждении. При этом вышеназванные жилищные организации сослались на абзац первый подпункта 1.8 пункта 1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года №761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг” (далее по тексту Положение), согласно которому временно отсутствующие (на срок более месяца) в месте постоянного проживания граждане освобождаются от платежей за вывоз бытовых отходов, пользование лифтом, а при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг – от платежей за водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, пользование природным газом, электроснабжение жилых помещений. Кроме того, И.В.Мосунову отказано в перерасчете коммунальных платежей за период отсутствия в месте постоянного проживания членов его семьи – жены и дочери, которые с 9 мая по 1 сентября 2003 года постоянно проживали на даче, поскольку он не уведомил жилищную организацию об их предстоящем отъезде, тогда как абзац второй подпункта 1.8 пункта 1 Положения возлагает на граждан обязанность не позднее одних суток до отъезда уведомить о предстоящем отсутствии организацию, осуществляющую расчет и начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги.


В своей жалобе, поданной в Конституционный суд Республики Татарстан, гражданин И.В.Мосунов утверждает, что нормы, закрепленные абзацами первым и вторым подпункта 1.8 пункта 1 Положения явились правовым основанием для отказа ему в перерасчете платежей за ряд жилищно-коммунальных услуг, которые остались невостребованными в связи с отсутствием его и членов его семьи в месте постоянного проживания в течение периодов с 4 по 24 августа и с 9 мая по1 сентября 2003 года.


В связи с этим гражданин И.В.Мосунов ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о признании противоречащими статьям 13, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан абзаца первого подпункта 1.8 пункта 1 Положения, поскольку закрепленная им норма не предусматривает, по мнению заявителя, возможность суммирования отдельных сроков отсутствия жильца в месте постоянного проживания в течение определенного календарного периода времени, а также абзаца второго подпункта 1.8 пункта 1 Положения, который, по мнению заявителя, не учитывает случаи, когда жилец по уважительным причинам не может заранее уведомить о своем предстоящем отъезде жилищную организацию.


К началу рассмотрения настоящего дела в Конституционном суде Республики Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 31 декабря 2003 года №703 “О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан”, на основании чего постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года № 761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг”, частью содержания которого являются оспариваемые заявителем нормы, было признано утратившим силу с 1 января 2004 года.


Однако применение оспариваемых норм в период их действия повлекло, по мнению заявителя, ухудшение его материального положения, что подтверждается представленными им документами. Заявитель считает, что тем самым были нарушены его конституционные права, гарантированные статьями 13, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан. По этой причине в соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” производство по настоящему делу не может быть прекращено.


2. Конституция Республики Татарстан, обладающая высшей юридической силой в правовой системе Республики Татарстан и имеющая прямое действие, закрепляет основные начала, которыми должны руководствоваться государство, его органы и должностные лица в сфере признания и защиты прав и свобод человека и гражданина (части первая и вторая статьи 24). Это прежде всего конституционный принцип правового государства, возлагающий на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (часть первая статьи 1, статья 2), который предполагает, в частности, обеспечение правопорядка, гарантирующего каждому государственную защиту его прав и свобод (части первая и вторая статьи 27). Кроме того, осуществление прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан основано на конституционном принципе, согласно которому граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод (статья 30). При этом в соответствии с конституционно закрепленными целями социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13), Республика Татарстан призвана стремиться к созданию благоприятных правовых и организационных условий, обеспечивающих каждому возможность достижения, в том числе и материального достатка на уровне современных стандартов достойной жизни.


Применительно к предмету рассмотрения по настоящему делу изложенные конституционные положения определяют содержание и конституционно-правовой смысл нормативного регулирования порядка реализации прав и законных интересов, а также порядка исполнения обязанностей в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами-потребителями данных услуг. Тем самым данные конституционные положения должны учитываться в том числе и органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах их компетенции, установленной статьей 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики”, правовое регулирование оплаты жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности.


Исходя из этого, издание подзаконных нормативных правовых актов, равно как и принятие основанных на них правоприменительных решений, влекущих ограничение прав и законных интересов граждан при оплате ими жилищно -коммунальных услуг не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 13 и 30, а также с положением статьи 51 Конституции Республики Татарстан о защите Республикой Татарстан интересов потребителя. Учитывая это, нормы, закрепляющие оплату жилищно-коммунальных услуг, должны прежде всего содержать правила об учете качества и объема фактически предоставленных жилищными организациями коммунальных услуг, а также правила, регулирующие порядок перерасчета коммунальных платежей, в том числе уменьшения их размера, в случаях, когда документально подтверждено, что жильцы в связи с их временным отсутствием не пользовались определенными жилищно-коммунальными услугами.


3. Оспариваемый заявителем абзац первый подпункта 1.8 пункта 1 Положения, согласно которому временно отсутствующие (на срок более месяца) в месте постоянного проживания граждане освобождаются от платежей за вывоз бытовых отходов, пользование лифтом, а при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг – от платежей за водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, пользование природным газом, электроснабжение жилых помещений, устанавливает определенный (более месяца) срок отсутствия гражданина в месте постоянного проживания в качестве одного из условий его освобождения от ряда коммунальных платежей.


По своему буквальному содержанию оспариваемая норма не определяет порядок исчисления установленного срока отсутствия жильца в месте постоянного проживания и тем самым не предопределяет исчисление данного срока только как непрерывного либо только как суммарного, и поэтому она не может быть истолкована правоприменителем как правовое основание для отказа в реализации права на освобождение от ряда коммунальных платежей в тех случаях, когда гражданин отсутствует в месте постоянного проживания более месяца в общей сложности в течение определенного календарного периода времени (квартала, полугодия, года) и в связи с этим не потребляет определенные коммунальные услуги. Иное истолкование оспариваемой нормы означало бы возложение на гражданина неправомерной обязанности оплачивать невостребованные им в связи с временным отсутствием в месте постоянного проживания коммунальные услуги, что вступило бы в противоречие с положениями статей 13 и 30, а также статьи 51 Конституции Республики Татарстан о защите Республикой Татарстан интересов потребителя и нарушило бы провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции от 9 апреля 1985 года №32/248 “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей” принцип содействия экономическим интересам потребителя и защиты этих интересов, поскольку такое истолкование ограничивало бы права потребителя жилищно-коммунальных услуг, необоснованно ухудшало бы его имущественное положение, а также нарушало бы его охраняемые законом интересы.


Кроме того, норма, аналогичная оспариваемой заявителем, закреплена также подпунктом “д” пункта 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года №415. При этом согласно разъяснению, содержащемуся в письме Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 6 сентября 2001 года №СК – 4897/13, подпункт “д” пункта 9 указанных Правил подлежит применению и при отсутствии пользователя жилого помещения более месяца суммарно в течение определенного времени (квартала, полугодия, года).


Таким образом, предусмотренный оспариваемой нормой определенный (более месяца) срок отсутствия граждан в месте постоянного проживания как условие освобождения их от ряда коммунальных платежей в период действия указанной нормы не мог быть истолкован правоприменителем как основание для отказа гражданину И.В.Мосунову в перерасчете ряда коммунальных платежей, поскольку исчисление данного срока должно осуществляться в том числе путем суммирования отдельных сроков отсутствия жильца в месте постоянного проживания в общей сложности в течение определенного календарного периода времени (квартала, полугодия, года). В силу этого нарушенное правоприменителем право гражданина И.В.Мосунова на освобождение от ряда коммунальных платежей за период временного отсутствия в месте постоянного проживания должно быть восстановлено.


4. Правовое регулирование порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, включая порядок перерасчета платежей, в том числе уменьшения их размера в случаях, когда в связи с временным отсутствием жильцов в месте постоянного проживания ряд жилищно-коммунальных услуг остается невостребованным, должно закреплять определенную организационно-правовую процедуру информирования гражданами жилищных организаций как об их предстоящем отсутствии, так и о времени возвращения в место постоянного проживания, в том числе с установлением определенных сроков предоставления гражданами такой информации, что не может и не должно рассматриваться как умаление или ограничение прав и законных интересов граждан, в частности, их права на уменьшение размера или освобождение от ряда коммунальных платежей в связи с их временным отсутствием в месте постоянного проживания, поскольку такое правовое регулирование направлено на упорядочение отношений по расчету жилищно-коммунальных платежей и обеспечивает реализацию жилищными организациями возложенных на них законом функций по осуществлению расчета и начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги.


Исходя из этого, оспариваемая заявителем норма, содержащаяся в абзаце втором подпункта 1.8 пункта 1 Положения, согласно которой граждане не позднее одних суток до отъезда должны уведомить о предстоящем отсутствии организацию, осуществляющую расчет и начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, закрепляет организационно-правовую процедуру, смысл и назначение которой состоит в том, чтобы, с одной стороны – гарантировать реализацию гражданами их прав и законных интересов при оплате коммунальных услуг, с другой – обеспечить осуществление жилищными организациями возложенных на них законом функций по управлению жилищным фондом, в том числе обеспечению правильности расчета и начисления коммунальных платежей.


В то же время закрепление оспариваемой заявителем нормой указанной правовой процедуры информирования жилищных организаций о предстоящем отсутствии жильцов с закреплением определенного срока предоставления ими такой информации (не позднее одних суток до отъезда) не может быть истолковано и применено жилищными организациями как ограничивающее право граждан на перерасчет, в том числе освобождение от ряда коммунальных платежей в тех случаях, когда ими документально подтверждена объективная невозможность такого информирования жилищной организации в установленный срок по уважительным причинам.


Таким образом, оспариваемый заявителем абзац второй подпункта 1.8 пункта 1 Положения закрепляет правомерную обязанность граждан в сфере оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем правоприменитель не должен истолковывать данную обязанность как условие, лишающее граждан права на перерасчет, в том числе освобождение от ряда коммунальных платежей в тех случаях, когда ими документально подтверждены как факт их временного отсутствия в месте постоянного проживания, так и объективная невозможность информирования жилищной организации в установленный срок по уважительным причинам.


Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и пятой статьи 66, статьей 67, частями первой, второй и шестой статьи 68, статьями 69 и 73 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан


определил:


1. Норма, закрепленная абзацем первым подпункта 1.8 пункта 1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года №761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг” в ее конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Определении, в период своего действия не могла служить основанием для отказа гражданам, временно отсутствовавшим в месте постоянного проживания более месяца в общей сложности, в перерасчете ряда коммунальных платежей, поскольку исчисление установленного данной нормой срока должно осуществляться в том числе путем суммирования отдельных сроков отсутствия граждан в месте постоянного проживания в течение определенного календарного периода времени (квартала, полугодия, года).


2. Норма, закрепленная абзацем вторым подпункта 1.8 пункта 1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года № 761 “О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг” в ее конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Определении, в период своего действия не могла служить основанием для отказа гражданам, не уведомившим о своем предстоящем отсутствии жилищную организацию, в перерасчете ряда коммунальных платежей постольку, поскольку ими документально подтверждены как факт их временного отсутствия в месте постоянного проживания, так и невозможность информирования жилищной организации в установленный срок по уважительным причинам.


3. Правоприменительное решение по делу гражданина И.В.Мосунова подлежит пересмотру в установленном законом порядке, поскольку в силу статьи 6 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” конституционно-правовой смысл оспариваемых положений, выявленный Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.


4. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


5. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Определение должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.


Конституционный суд Республики Татарстан.


№ 3-О.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще