о прекращении производства по делу по жалобе гражданина Н.И.Седойкина

на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года)


г. Казань 13 февраля 2004 года


Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,


с участием заявителя как стороны, направившей жалобу в Конституционный суд Республики Татарстан – гражданина Н.И.Седойкина; представителя заявителя – гражданки М.М.Седойкиной; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как органа, издавшего оспариваемый акт, – начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Татарстан А.Л.Анфимовой, а также представителей: Президента Республики Татарстан – главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, Кабинета Министров Республики Татарстан – заведующей сектором правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.В.Шакирьянова, Прокурора Республики Татарстан – начальника отдела прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – заместителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан Ю.З.Сахапова, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина; общества с ограниченной ответственностью “Таттрансгаз” – начальника юридического отдела ООО “Таттрансгаз” Т.М.Бадыгина,


руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 55, 68 и 100 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,


рассмотрел в открытом заседании дело по жалобе гражданина Н.И.Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года №4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года).


Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения представителя заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, – М.М.Седойкиной, выступление представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – А.Л.Анфимовой, а также представителей: Президента Республики Татарстан – М.Б.Сунгатуллина, Кабинета Министров Республики Татарстан – Г.Л.Удачиной, Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – Р.В.Шакирьянова, Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – Ю.З.Сахапова, Прокурора Республики Татарстан – М.Х.Фатыхова, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – Т.И.Гиззатуллина, ООО “Таттрансгаз” – Т.М.Бадыгина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан


установил:


1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Н.И.Седойкин с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года №4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года).


Заявитель является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и признан инвалидом второй группы вследствие общего заболевания. До сентября 2001 года ему и проживающим совместно с ним членам его семьи (жене, дочери и внучке) организация-поставщик газа ООО “Таттрансгаз” и эксплуатационно-производственное управление (ЭПУ) “Казаньгоргаз” предоставляли льготу в виде 50-процентной скидки с оплаты за пользование газом. Однако с сентября 2001 года данная льгота за пользование газом предоставляется только самому заявителю и его жене, являющейся ветераном труда, а на остальных проживающих совместно с ним членов его семьи – дочь и внучку – не распространяется. Причиной такого ограничения заявитель считает обжалуемое им постановление Кабинета Министров Республики Татарстан на том основании, что в нем не установлен порядок возмещения выпадающих доходов газовиков в связи с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и членам их семей, а также вообще не упоминается о данной категории льготников. Именно эти обстоятельства, по мнению заявителя, позволяют ЭПУ “Казаньгоргаз” не предоставлять проживающим совместно с ним членам его семьи предусмотренную законом льготу за пользование газом. Заявитель считает, что применение в его конкретном деле указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан нарушает его права, предусмотренные статьями 54 и 58 Конституции Республики Татарстан.


Из приложенных к жалобе документов следует, что заявитель ранее обращался в ЭПУ “Казаньгоргаз” по поводу непредоставления льготы за пользование газом проживающим совместно с ним членам его семьи (дочери и внучке) и получил ответ, в котором сообщалось, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, приравнены по материально-бытовым льготам к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. При предоставлении льгот указанным категориям граждан ЭПУ “Казаньгоргаз” руководствовалось письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года №8299-ГК, согласно которому члены семьи инвалидов войны, а следовательно, и члены семьи бывших несовершеннолетних узников фашизма, правом оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), установленным Федеральным законом “О ветеранах”, не пользуются. На этом основании руководство ЭПУ “Казаньгоргаз” подтвердило заявителю правомерность отказа в предоставлении льготы за пользование газом проживающим совместно с ним членам его семьи.


2. Обжалуемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден Временный порядок расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий, который регулирует процедуру компенсации расходов управляющим компаниям, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья в связи с предоставлением ими жилищно-коммунальных льгот соответствующим категориям граждан при участии Министерства социальной защиты Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан. При этом данный Временный порядок не предусматривает каких-либо ограничений установленных законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе ни за пользование газом, ни в отношении бывших несовершеннолетних узников фашизма. Напротив, пункт 6.2 данного Временного порядка прямо предписывает Министерству социальной защиты Республики Татарстан на основании заключенных договоров представлять в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан заявки на перечисление денежных средств обществу с ограниченной ответственностью “Таттрансгаз” на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате газа и технического обслуживания внутридомового газового оборудования и газовых сетей в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах” и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.


При рассмотрении дела в заседании Конституционного суда Республики Татарстан выяснилось, что отказ в предоставлении совместно проживающим с заявителем членам его семьи льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальной услуги за пользование газом, предусмотренной подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, мотивирован не обжалуемым по настоящему делу постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, а письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года № 8299-ГК “Ответы на некоторые вопросы, поступившие от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения”, в котором указано, что “правом оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) члены семьи инвалида войны, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, не пользуются”.


Тем самым Министерство труда и социального развития Российской Федерации создало такие условия правового применения подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, при которых льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе за пользование газом, не распространялись на проживающих совместно с льготником членов семьи инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма.


Подобное истолкование в сложившейся правоприменительной практике подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, влекущее ограничение прав инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, по мнению Конституционного суда Республики Татарстан, вошло в противоречие с рядом положений Конституции Российской Федерации, в связи с чем было принято решение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.


3. Конституционно-правовой смысл положения подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” по запросу Конституционного суда Республики Татарстан был выявлен Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 423-О, в котором, в частности, говорится, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 указанные льготы должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств.


Конституционный Суд Российской Федерации установил, что “само по себе оспариваемое положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” – во взаимосвязи с положениями статьи 11 того же Федерального закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209, – не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей. Иное истолкование оспариваемого положения противоречило бы его конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении”.


С учетом изложенного Конституционный Суд Российской Федерации определил, что положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении и являющимся в силу статьи 6 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” общеобязательным.


Из этого следует, что прежняя практика применения положения подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, лишавшая льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей, подлежит прекращению как не соответствующая конституционно-правовому смыслу данной правовой нормы, выявленному Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 423-О, а нарушенные права указанных категорий льготников, в том числе гражданина Н.И.Седойкина, должны быть восстановлены.


По сведениям, полученным из ООО “Таттрансгаз”, в настоящее время данная правоприменительная практика пересмотрена, вследствие чего бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, льгота предоставляется в соответствии с действующим законодательством как самому льготнику, так и проживающим совместно с ним членам его семьи.


4. Отказ в предоставлении льготы по оплате коммунальной услуги за пользование газом в размере 50 процентов проживающим совместно с бывшим несовершеннолетним узником фашизма членам семьи гражданина Н.И.Седойкина (дочери и внучке), начиная с сентября 2001 года, не был основан на оспариваемом по настоящему делу постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года). Данное постановление в конкретном деле заявителя не применялось и, следовательно, не могло явиться основанием нарушения его конституционных прав и свобод.


Вместе с тем ныне действующая практика применения положения подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года №423-О, исключает возможность лишения льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей.


Таким образом, в силу статьи 63 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” производство по данному делу подлежит прекращению, поскольку в ходе заседания были выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению, а именно: жалоба заявителя в соответствии с требованиями настоящего Закона не является допустимой.


С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 46, статьей 63, частью пятой статьи 66, статьями 67-69, 71, 73 и 101 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан


определил:


1. Обжалуемое гражданином Н.И.Седойкиным постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года) в конкретном деле заявителя не применялось и в связи с этим не нарушает его конституционных прав и свобод.


2. Производство по делу по жалобе гражданина Н.И.Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года) прекратить, поскольку жалоба заявителя не является допустимой.


3. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.


4. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Определение подлежит опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”, а также должно быть опубликовано в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.


Конституционный суд Республики Татарстан.


№ 2-О.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще