Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова
с участием заявителя как стороны, направившей жалобу в Конституционный суд Республики Татарстан – гражданина Н.И.Седойкина; представителя заявителя – гражданки М.М.Седойкиной; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как органа, издавшего оспариваемый акт, – начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Татарстан А.Л.Анфимовой; представителя Президента Республики Татарстан – главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заведующей сектором правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.В.Шакирьянова; представителя Прокурора Республики Татарстан – начальника отдела прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова; представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – заместителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан Ю.З.Сахапова; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина; представителя общества с ограниченной ответственностью “Таттрансгаз” – начальника юридического отдела ООО “Таттрансгаз” Т.М.Бадыгина,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 55, 68 и 100 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
рассмотрел в открытом заседании дело по жалобе гражданина Н.И.Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года).
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения представителя заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, – М.М.Седойкиной, выступления приглашенных на заседание представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – А.Л.Анфимовой, представителя Президента Республики Татарстан – М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – Р.В.Шакирьянова, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – Ю.З.Сахапова, представителя Прокурора Республики Татарстан – М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – Т.И.Гиззатуллина, представителя ООО “Таттрансгаз” – Т.М.Бадыгина, а также исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
в ходе рассмотрения дела по жалобе гражданина Н.И.Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года № 4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года)
установил:
Обжалуемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден Временный порядок расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий, который регулирует процедуру компенсации расходов управляющим компаниям, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья в связи с предоставлением ими жилищно-коммунальных льгот соответствующим категориям граждан при участии Министерства социальной защиты Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан. В частности, пункт 6.2 данного Временного порядка предписывает Министерству социальной защиты Республики Татарстан на основании заключенных договоров представлять в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан заявки на перечисление денежных средств обществу с ограниченной ответственностью “Таттрансгаз” на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате газа и технического обслуживания внутридомового газового оборудования и газовых сетей в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах” и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
При рассмотрении дела в заседании Конституционного суда Республики Татарстан выяснилось, что при предоставлении льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальной услуги за пользование газом, предусмотренной подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, органы социальной защиты населения и организация-поставщик газа (ООО “Таттрансгаз”) руководствовались таким истолкованием указанной нормы Закона, при котором исключалось распространение данной льготы на членов семьи, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним по материально-бытовому обеспечению гражданами, в частности, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Основанием придания такого смысла указанной норме Федерального закона “О ветеранах” в правоприменительной практике стало письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года №8299-ГК “Ответы на некоторые вопросы, поступившие от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения”, в котором указано, что “правом оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) члены семьи инвалида войны, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, не пользуются”.
Подобное истолкование в сложившейся правоприменительной практике подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, влекущее ограничение прав инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, по мнению Конституционного суда Республики Татарстан, не согласуется с рядом положений Конституции Российской Федерации, а именно: статьей 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; частью первой статьи 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; и частью второй статьи 55, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В силу статьи 11 Федерального закона “О ветеранах” законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а права и льготы, равно как и другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены (пункты 1 и 3). При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными (пункт 4).
Право на предоставление жилищно-бытовых льгот инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей было установлено Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209 (в действующей редакции). Согласно пункту 17 данного Положения, инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны” указанным категориям граждан, проживающим на территории Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Из этого следует, что инвалиды Великой Отечественной войны и проживающие совместно с ними члены их семей, а также приравненные к ним по материально-бытовому обеспечению бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), и проживающие совместно с ними члены их семей, в силу указанных правовых норм обладают льготой в виде 50-процентной скидки при оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела возникла неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статье 18, части первой статьи 39 и части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации положения подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой в части непредоставления льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе за пользование газом, членам семьи, совместно проживающим с инвалидами Великой Отечественной войны, а также с приравненными к ним по материально-бытовому обеспечению бывшими несовершеннолетними узниками фашизма.
Принимая во внимание, что проверка федеральных законов на соответствие Конституции Российской Федерации входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации и что согласно части второй статьи 74 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, Конституционный суд Республики Татарстан, руководствуясь частью четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой статьи 3, частью второй статьи 36, статьями 101 и 103 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, а также статьей 66 и частью второй статьи 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
определил:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой в части непредоставления льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе за пользование газом, членам семьи, совместно проживающим с инвалидами Великой Отечественной войны, а также с приравненными к ним по материально-бытовому обеспечению бывшими несовершеннолетними узниками фашизма.
2. Представителем Конституционного суда Республики Татарстан по данному запросу в Конституционном Суде Российской Федерации назначить Председателя Конституционного суда Республики Татарстан С.Х.Нафиева.
3. Производство по делу по жалобе гражданина Н.И. Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года №4 “Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий” (с изменениями от 6 февраля, 11 и 17 марта 2003 года) приостановить.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”, а также должно быть опубликовано в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.
№ 5-О.
Конституционный суд Республики Татарстан.