30 ноября 2022

Определение Конституционного суда Республики Татарстан

Опубликовано: 02.07.2002 0:00

по жалобе гражданки Т.П.Сотиной на нарушение ее конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде»


г.Казань 25 июня 2002 года


Конституционный суд Республики Татарстан в составе председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,


заслушав заключение судьи А.В.Косорукова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» предварительное изучение жалобы гражданки Т.П.Сотиной на нарушение ее конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде»,


установил:


1. Как следует из жалобы Т.П.Сотиной и прилагаемых к ней документов, заявительница и другие члены ее семьи неоднократно обращались в правомочные органы государственной власти по вопросу их переселения из занимаемого дома, который не соответствует установленным санитарным и техническим нормам, в благоустроенное жилье. Согласно письму главы администрации г.Казани от 5 июня 2000 года № 206пр, администрация не отказывает в решении их жилищной проблемы, но, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года


№ 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде», предусматривает предоставить им бесплатно двухкомнатную квартиру площадью не более 50 квадратных метров, а также предлагает дополнительные жилые помещения при условии согласия заявителей на их оплату по рыночной стоимости одного квадратного метра жилья. Во исполнение указанных обязательств администрацией г.Казани были выданы два смотровых ордера на квартиры соответствующей жилой площади, от которых заявительница и члены ее семьи отказались.


По мнению Т.П.Сотиной, ее семье, состоящей из пяти человек, должна быть предоставлена жилая площадь размером не менее ранее занимаемой либо из расчета в размере 12 квадратных метров на человека, что вытекает из требований статей 29, 38 и 96 Жилищного кодекса РСФСР. Применение же в ее конкретном деле постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года


№ 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде», как считает заявительница, нарушает ее конституционные права, предусмотренные статьями 2, 31, 38, 39, 53, 55 Конституции Республики Татарстан.


2. Обосновывая свое обращение в Конституционный суд Республики Татарстан тем, что возникший жилищный спор должен решаться в соответствии с требованиями статей 29, 38 и 96 Жилищного кодекса РСФСР, Т.П.Сотина фактически обжалует правомерность применения администрацией г.Казани в ее конкретном деле постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде». Разрешение поставленного заявительницей вопроса предполагает изучение фактических обстоятельств и причин, в силу которых в ее деле были применены оспариваемые правовые нормы. Однако к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, установленной статьей 109 Конституции Республики Татарстан, это не относится. Согласно части седьмой статьи 3 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства обязан воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.


Прилагаемые к жалобе документы свидетельствуют о том, что законность и обоснованность правоприменительных решений по делу Т.П.Сотиной в настоящее время проверяются судами общей юрисдикции, которые с учетом вышеназванных обстоятельств и исходя из правил действия нормативных правовых актов по кругу лиц вправе определить, подлежат ли применению оспариваемые нормы в жилищном споре заявительницы. Тем самым права Т.П.Сотиной и членов ее семьи могут быть защищены и обеспечены в порядке гражданского судопроизводства.


3. Согласно статьям 100 и 101 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» граждане вправе обратиться в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение своих прав и свобод, если оспариваемым нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются их конституционные права и свободы.


Обращаясь в Конституционный суд Республики Татарстан, Т.П.Сотина ставит вопрос о проверке конституционности всего постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде». Однако из содержания жалобы и представленных документов следует, что заявительница оспаривает по существу конституционность пункта 1 названного постановления в части внесенных им изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и Татарского республиканского совета профсоюзов от 24 января 1992 года № 28, в соответствии с которыми гражданам, переселяемым из непригодного для постоянного проживания (ветхого) жилья, должно быть предоставлено другое жилье жилой площадью не менее 9 квадратных метров на одного человека (пункт 27 Правил), а также установлены социальные нормативы предоставления гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде, жилых помещений на безвозмездной основе и предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений размером более установленных норм на условиях оплаты ими права пользования дополнительной общей площадью по рыночной стоимости одного квадратного метра жилья (пункт 42.1 Правил).


Указанные нормы постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде» по своему буквальному смыслу регулируют отношения, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилье.


Как следует из правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан, выраженной в его постановлении от 14 марта 2002 года № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде» в связи с жалобой гражданки Ф.Р.Саидовой, жилье после признания его в установленном порядке ветхим получает особый правовой статус. Это означает, в частности, что именно признание жилья непригодным для постоянного проживания (ветхим) служит непосредственным основанием для возникновения у правомочных органов государственной власти и организаций, собственников ветхого жилья или его нанимателей, а также иных лиц, имеющих право на переселение из ветхого жилья, соответствующих прав и обязанностей, установленных действующим законодательством, в том числе вытекающих из оспариваемых правовых норм.


Между тем прилагаемые к жалобе документы свидетельствуют о том, что жилой дом, в котором проживает заявительница и члены ее семьи, не признан в установленном порядке ветхим. В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан не имеет достаточных оснований считать, что в результате применения оспариваемых положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде» было нарушено конституционное право Т.П.Сотиной на жилище. Проживание заявительницы и членов ее семьи в доме, который не имеет статуса ветхого жилья, не исключает возможности предоставления им другого, благоустроенного жилья по иным основаниям, установленным действующим жилищным законодательством. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления Т.П.Сотиной права на жилище согласно статье 55 Конституции Республики Татарстан.


Ссылка заявительницы на нарушение постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 года № 742/1 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года № УП-705 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде» требований статей 2, 31, 38, 39 и 53 Конституции Республики Татарстан является необоснованной, поскольку эти конституционные нормы не имеют отношения к оспариваемым правовым положениям.


Таким образом, жалоба Т.П.Сотиной не может быть принята Конституционным судом Республики Татарстан к рассмотрению, так как в силу требований части седьмой статьи 3 и статьи 101 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» не является допустимой, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.


Исходя из изложенного и руководствуясь частью седьмой статьи 3, статьей 45, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью первой статьи 73 и статьей 101 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан


определил:


1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.П.Сотиной, как не отвечающей требованиям Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.


2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


3. Настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Определение должно быть опубликовано в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».


Конституционный суд Республики Татарстан.


№ 5-О. 

image_printРаспечатать

Добавить комментарий

11.11.2022

Постановление Koнституционного суда Республики Татарстан №108­-П

по делу о проверке конституционности взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 8, пунктов 3 и 4 статьи 30 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданки Р.Г.Ниязовой

2000
06.05.2022

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №105-П

по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1.5, пунктов 2.7.1 и 2.8.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в связи с жалобой гражданки З.Ф.Калоян

5070
31.03.2022

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №104­-П

по делу о проверке конституционности пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года №732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в связи с жалобой гражданина А.В.Орлова

6750

Мнение

Татьяна ЛАРИОНОВА, депутат Госдумы РФ от Татарстана:


Проведение специальной военной операции на социальной направленности бюджета никак не сказалось. Более того, социальные обязательства государства при обсуждении основных затрат на следующий год оказались ключевыми. Причём у представителей всех парламентских партий. Татарстан при этом задаёт тренды развития социальной сферы.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru