по жалобе гражданина В.А.Орлова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года №830 “О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг”
г.Казань 11 июня 2002 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, А.В.Косорукова,
с участием гражданина В.А. Орлова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, – заведующей сектором административного права и систематизации законодательства правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л. Удачиной; представителя Президента Республики Татарстан – главного референта государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б. Сунгатуллина; постоянного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – председателя постоянной комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики, народного депутата Республики Татарстан М.М. Курманова; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И. Гилазова; представителя прокурора Республики Татарстан – первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г. Метелина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А. Зайниева,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частями пятой и седьмой статьи 3, частью первой, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года № 830 “О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.А. Орлова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями пункта 3 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, которые были применены в конкретном деле заявителя. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли указанная норма статьям 24 и 46 Конституции Республики Татарстан (по состоянию на февраль 2002 года, т.е. в редакции, действовавшей на день подачи В.А. Орловым обращения в Конституционный суд Республики Татарстан).
Заслушав в судебном заседании сообщение судьи – докладчика Д.А.Алкаевой, объяснения сторон – В.А. Орлова и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л. Удачиной, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Государственного Совета Республики Татарстан
М.М. Курманова, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И. Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан В.Г. Метелина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А. Зайниева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. Организация-поставщик газа ООО “Таттрансгаз” и эксплуатационно-производственное управление “Казаньгоргаз” отказывают гражданину В.А.Орлову, являющемуся пенсионером, ветераном военной службы, в предоставлении льготы в виде 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования, ссылаясь на пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года
№ 830 “О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Заявитель В.А. Орлов имеет право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основе пунктов 6 и 7 части второй статьи 22 и статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ “О ветеранах” и части десятой статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ “О статусе военнослужащих”. В своей жалобе, поданной в Конституционный суд Республики Татарстан, он утверждает, что примененный в его деле пункт 3 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в части, устанавливающей выделение отдельного платежа за жилищно-коммунальную услугу – техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги, явился правовым основанием непредоставления ему 50-процентной скидки с оплаты за указанную услугу. Заявитель считает, что тем самым нарушаются его конституционные права, установленные статьями 24 и 46 Конституции Республики Татарстан (по состоянию на февраль 2002 года, т.е. в редакции, действовавшей на день подачи В.А.Орловым жалобы в Конституционный суд Республики Татарстан). Содержанию указанных конституционных норм соответствуют статья 30 и части первая и вторая статьи 54 Конституции Республики Татарстан в редакции Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года №1380 “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”.
Таким образом, гражданин В.А. Орлов ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о проверке конституционности указанной нормы по ее содержанию постольку, поскольку она не предусматривает, по мнению заявителя, предоставление ему 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
2. Согласно статье 30 Конституции Республики Татарстан граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Применительно к вопросу, поставленному в жалобе заявителя В.А.Орлова, данная конституционная норма определяет объем и порядок предоставления гражданам социально-экономических прав и гарантий их реализации, установленных как федеральным законодательством, так и законодательством Республики Татарстан. В соответствии с конституционным принципом, закрепленным указанной нормой, социально-экономические права граждан и законодательно установленные гарантии их реализации не могут быть уменьшены, ограничены или отменены ни актами подзаконного правового регулирования, ни принятыми на их основе правоприменительными решениями. Аналогичная правовая позиция была выражена в отношении льгот по оплате услуг местной телефонной связи в имеющем обязательную силу постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 25 мая 2001 года по делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года №608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”.
В соответствии с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение по основаниям, закрепленным данной нормой, а также в иных случаях, установленных законом. Часть вторая указанной статьи Конституции Республики Татарстан определяет, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Право на социальное обеспечение, вытекающее из данных норм Конституции Республики Татарстан, в их взаимосвязи со статьей 13 Конституции Республики Татарстан и положениями статей 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года означает, что государство гарантирует, в частности, предоставление пенсий в объеме, обеспечивающем достойную жизнь человека. В то же время уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот, в том числе и по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставление которых пенсионерам предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ “О ветеранах”. Исходя из этого издание подзаконных нормативных правовых актов, равно как и принятие основанных на них правоприменительных решений, влекущих уменьшение, ограничение или отмену установленных законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушает также и конституционное право граждан на социальное обеспечение.
3. Оспариваемой заявителем нормой внесены изменения и дополнения в утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг” Предельные платежи (ставки и тарифы) за услуги жилищно-коммунального хозяйства и Положение о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги. Данные изменения и дополнения заключаются в установлении самостоятельного платежа за жилищно-коммунальную услугу – техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги (пункт 2.8 Предельных платежей (ставок и тарифов) за услуги жилищно-коммунального хозяйства), а также в том, что указанная жилищно-коммунальная услуга выделена в отдельную и отнесена к системе работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания (пункт 3.1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги). Порядок предоставления установленных законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг при внесении гражданами указанного платежа непосредственно оспариваемой заявителем нормой не урегулирован. Однако отсутствие предписания о льготах в оспариваемых заявителем положениях не может быть истолковано как основание для отказа в их предоставлении.
4. В то же время согласно абзацу второму пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 марта 2002 года №148 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг” оспариваемая заявителем норма признана утратившей силу. Одновременно пунктом 1 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан утверждены новые Предельные ставки (тарифы) жилищно-коммунальных услуг для населения и Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения, которые введены в действие с 1 апреля 2002 года. Данные нормативные правовые акты, также как и ранее действовавшие оспариваемые нормы, содержат положения о самостоятельном платеже за отдельную жилищно-коммунальную услугу – техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования, о тарифе за единицу данной услуги и норму об отнесении ее к системе услуг по предоставлению в пользование жилого помещения (пункт 1.5 Предельных ставок (тарифов) жилищно-коммунальных услуг для населения, пункт 2.5 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения). При этом пункт 4.1 указанного Положения предусматривает обязательность предоставления льгот и скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных действующим законодательством, в том числе и при оплате за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
Таким образом, в действующих нормативных правовых актах об оплате жилищно-коммунальных услуг содержится прямое указание на необходимость предоставления установленных льгот, в том числе при внесении платежа за рассматриваемую жилищно-коммунальную услугу.
5. Порядок предоставления установленных законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг также предусматривался и действовавшим до 1 апреля 2002 года Положением о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг”. В соответствии с пунктом 5.1 указанного Положения все виды льгот и скидок по квартирной плате и оплате коммунальных услуг, установленные отдельным категориям лиц, распространяются в том числе и на оплату работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания. Отсутствие в содержащемся в данной норме перечне жилищно-коммунальных работ и услуг прямого указания на техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования не может рассматриваться как основание для непредоставления льготы соответствующим категориям граждан при оплате ими данной жилищно-коммунальной услуги, поскольку она отнесена, согласно пункту 3.1 данного Положения, к системе работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания, при оплате которых должны, как это следует из пункта 5.1 указанного Положения, предоставляться установленные законодательством льготы.
Следовательно, предусмотренное оспариваемой нормой установление самостоятельного платежа за отдельную жилищно-коммунальную услугу – техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги, в период своего действия не ограничивало право заявителя на 50-процентную скидку с оплаты за указанную жилищно-коммунальную услугу и не могло быть истолковано правоприменителем как основание для отказа в предоставлении такой льготы заявителю В.А.Орлову, а также другим гражданам, имеющим, согласно действующему законодательству, право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Оспариваемые положения являются частью указанного выше нормативного правового акта об оплате жилищно-коммунальных услуг и поэтому должны применяться не изолированно, а во взаимосвязи с содержащимися в этих актах нормами о порядке предоставления установленных льгот. В силу этого, а также учитывая положения статьи 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, указанное право граждан должно быть восстановлено.
Правоприменитель не может придавать оспариваемой заявителем норме иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Определении.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой, частью второй статьи 46, статьей 63, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и пятой статьи 68, статьями 72 и 73 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Оспариваемые положения пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года №830 “О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года №784 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг” в их конституционно-правовом смысле не могут служить основанием для отказа в предоставлении 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно действующему законодательству.
2. Правоприменительное решение по делу гражданина В.А.Орлова подлежит пересмотру, поскольку в силу статьи 6 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” конституционно-правовой смысл оспариваемых положений, выявленный Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Поскольку для разрешения поставленного гражданином В.А.Орловым вопроса не требуется вынесения предусмотренного частью второй статьи 66 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” итогового решения в виде постановления, производство по данной жалобе прекратить.
4. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Определение должно быть опубликовано в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.
№ 4 -О
Конституционный суд Республики Татарстан.