3 декабря 2022

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан

Опубликовано: 31.05.2002 0:00

по делу о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», постановления Государственного Совета Республики Татарстан  от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, в связи с жалобой гражданки Г.А. Федуловой


город Казань 23 мая 2002 года


Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,


с участием гражданки Г.А.Федуловой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, — заведующей сектором административного права и систематизации законодательства правового управления аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной; представителя Президента Республики Татарстан — заведующего сектором государственного и международного права, договорно-правовой работы государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова; представителя Государственного Совета Республики Татарстан — главного референта отдела организационного управления аппарата Государственного Совета Республики Татарстан М.Х.Хасанова; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан — заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова; представителя прокурора Республики Татарстан — первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан — руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А.Зайниева,


руководствуясь частью четвертой статьи 108 и частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частями пятой и седьмой статьи 3, частью первой статьи 24, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,


рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121.


Поводом к рассмотрению дела стало обращение в Конституционный суд Республики Татарстан в форме жалобы гражданки Г.А. Федуловой о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, примененных в ее деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные правовые нормы статьям 24 и 41 Конституции Республики Татарстан (в ее редакции, по состоянию на февраль 2002 года, действовавшей на момент обращения заявительницы в Конституционный суд Республики Татарстан).


Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.А. Гусевой, объяснения сторон — гражданки Г.А.Федуловой и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан М.Х.Хасанова, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А.Зайниева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан


установил:


1. Гражданка Г.А. Федулова оспаривает конституционность статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, которыми предусмотрен порядок приобретения гражданами, проживающими в домах государственного и коммунального жилого фонда по договору найма, в совместную собственность (приватизации) жилого помещения в виде отдельной комнаты (комнат) в коммунальной квартире только с согласия всех совместно проживающих в данной квартире совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и нанимателей.


По мнению заявительницы, установление в оспариваемых правовых нормах дополнительного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в виде обязательного согласия всех совместно проживающих в коммунальной квартире совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе нанимателей, ограничивает ее конституционные права, установленные статьями 24 и 41 Конституции Республики Татарстан (в ее редакции, по состоянию на февраль 2002 года, действовавшей на момент обращения заявительницы в Конституционный суд Республики Татарстан).


К жалобе приложены документы, которые, согласно части 2 статьи 100 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», подтверждают применение обжалуемых правовых норм в конкретном деле заявительницы — ответ заместителя главы администрации Московского района г.Казани за № 1598-гр от 19 декабря 2001 года, содержащий отказ в приватизации жилого помещения в коммунальной квартире со ссылкой на пункт 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, а также решение Московского районного суда г.Казани от 20 февраля 2002 года по гражданскому делу № 2-305/02, обязывающее администрацию Московского района г.Казани заключить с гражданкой Г.А. Федуловой договор на передачу в собственность занимаемого ею жилого помещения в виде отдельных комнат в коммунальной квартире.


Таким образом, жалоба подана надлежащим заявителем и соответствует критериям допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан».


2. В соответствии с частью седьмой статьи 3 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.


Конституционный суд Республики Татарстан в настоящем деле проверяет конституционность положения статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» (в редакции от 28 марта 1996 года), постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121 (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1996 года и 23 июня 1998 года), на основании которых гражданам, занимающим жилые помещения в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма, предоставляется право приватизировать указанные жилые помещения только с письменного согласия всех совместно проживающих в коммунальной квартире совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе нанимателей.


Согласно частям второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по настоящему делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых правовых норм, так и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе нормативных правовых актов. При этом Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении тех правовых норм, конституционность которых подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.


Учитывая, что 10 мая 2002 года вступил в силу Закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан при разрешении настоящего дела руководствуется новой редакцией Конституции Республики Татарстан.


3. Нормы, содержащиеся в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», в постановлении Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и в абзаце первом пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, непосредственно затрагивают конституционные права и свободы в социально-экономической сфере.


В соответствии с частью первой статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Часть первая статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и возлагает на государства-участники данного международно-правового акта обязанность принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.


По смыслу части первой статьи 7 и части второй статьи 8 Конституции Российской Федерации, статьи 13 и части первой статьи 18 Конституции Республики Татарстан приватизация жилищного фонда в Российской Федерации и Республике Татарстан обусловлена социальными обязанностями государства, направленными на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, переходом к рыночным принципам хозяйствования, предполагающим многообразие форм собственности и равные условия их правовой защиты.


4. Согласно пункту «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктам 1 и 21 статьи III Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.


Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определены основные направления реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. Целью федеральной жилищной политики является обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан.


Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.


В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Татарстан каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Статья 49 Конституции Республики Татарстан закрепляет право частной собственности, охраняемое законом. Согласно статье 30 Конституции Республики Татарстан граждане Республики Татарстан обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод.


Как вытекает из преамбулы Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», целью приватизации является создание условий для осуществления права граждан на выбор способа удовлетворения потребностей в жилье. Закрепляя в настоящем Законе право граждан на приватизацию жилья, государство принимает на себя обязанность обеспечить и возможность его реализации, гарантируя при передаче соответствующего имущества в собственность граждан соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, а также установленных законодательством основных принципов приватизации жилищного фонда.


5. Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» каждый гражданин имеет право безвозмездно, на добровольной основе приобретать в собственность граждан жилые помещения, занимаемые им в домах государственного и коммунального жилищного фонда, независимо от размеров общей площади и потребительских качеств жилья. Закрепление данного права за гражданами предполагает создание равных правовых условий для осуществления ими выбора способа удовлетворения потребностей в жилье. Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях и непосредственно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, частную собственность, включая собственность на жилье, свободу передвижения и выбора местожительства и местопребывания.


Статья 3 указанного Закона устанавливает, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных данным Законом. Тем самым по буквальному смыслу указанного положения обязательными условиями осуществления гражданами права на приватизацию жилья в Республике Татарстан являются их проживание в жилых помещениях в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма и наличие письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) на приобретение этих помещений в совместную собственность.


Согласно статье 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам исключительно по договору социального найма жилого помещения, а проживающие совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. В силу этого установленное в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» требование о письменном согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приватизацию жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, направлено прежде всего на обеспечение и защиту законных прав и интересов как нанимателя, являющегося стороной договора социального найма, так и проживающих по данному договору совместно с нанимателем совершеннолетних членов его семьи. Оно направлено также на защиту прав граждан, вселенных в подлежащее приватизации жилое помещение и постоянно проживающих с нанимателем на основании статьи 679 Гражданского кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 54 Жилищного кодекса РСФСР.


Закрепляя указанное выше требование, статья 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» содержит вместе с тем оговорку, согласно которой к числу субъектов, выражающих письменное согласие на приватизацию жилого помещения, относятся не только наниматель и совместно проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи, но и отдельные семьи. Сложившейся правоприменительной практикой, в том числе подзаконным правовым регулированием, этой оговорке придано значение, устанавливающее на уровне закона в качестве обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда необходимость письменного согласия со стороны как нанимателя подлежащего приватизации жилого помещения и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, так и нанимателей иных жилых помещений коммунальной квартиры и всех совместно проживающих с ними совершеннолетних членов их семей.


Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А.Мостипанова установил, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности, независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире или не приватизируются. Данная правовая позиция имеет общеобязательное значение.


Требование обязательного письменного согласия на приватизацию жилого помещения со стороны нанимателей других жилых помещений одной коммунальной квартиры не учитывает того, что, согласно статье 51 Жилищного кодекса РСФСР, наниматели обладают правами и несут обязанности только в отношении жилого помещения, занимаемого ими по договору найма, и не имеют каких-либо прав в отношении жилых помещений, занимаемых другими нанимателями. Кроме того, жилые помещения в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда предоставляются гражданам на основании договора социального найма, который по своему юридическому содержанию и значению абсолютно идентичен договору социального найма жилых помещений в отдельных изолированных квартирах. Тем самым жилые помещения в коммунальных квартирах и в отдельных квартирах, несмотря на определенные объективные отличия, по своим сущностным правовым признакам равнозначны. Имея единые юридические основания предоставления жилья гражданам и обладая общим правовым режимом владения, пользования и распоряжения, они не могут иметь различий между собой в праве на их приватизацию гражданами. Это исключает также возможность установления в качестве дополнительного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах письменного согласия со стороны всех иных нанимателей и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи, занимающих другие жилые помещения в данной квартире.


По буквальному смыслу оспариваемой правовой нормы статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», а также по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, требование обязательного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах всех иных нанимателей и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи, занимающих другие помещения в данной коммунальной квартире, ограничивает право граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье несоразмерно с целями защиты законных интересов других лиц, вытекающими из положений статьи 59 Конституции Республики Татарстан. Установление в Законе такого дополнительного обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах по существу препятствует осуществлению определенной категорией граждан принадлежащих им, согласно Конституции Республики Татарстан, права на жилище (статья 55), права частной собственности, в том числе на жилье (статья 49), и права на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания (статья 39).


Таким образом, оспариваемая норма статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» противоречит требованиям статьи 29 Конституции Республики Татарстан, согласно которой в Республике Татарстан запрещаются любые ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам, статьи 30 Конституции Республики Татарстан, на основании которой граждане обладают всей полнотой личных, политических и социально-экономических и культурных прав, а также части второй статьи 58 Конституции Республики Татарстан, в силу которой в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.


6. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года №2251/а-XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» содержит разъяснение, согласно которому граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного жилищного фонда по договору найма, в том числе в коммунальных квартирах, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и нанимателей, приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом.


В отличие от положений, установленных статьей 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», данное постановление, являясь по своей юридической природе подзаконным нормативным правовым актом, вносит в законодательно закрепленные условия приватизации жилья существенные изменения. Из его буквального содержания и смысла следует, в частности, что статья 3 названного Закона может применяться только в отношении приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, что означает по существу неправомерное ограничение сферы действия законодательного акта. Вместе с тем рассматриваемое постановление вводит дополнительно к законодательно установленным условиям приватизации гражданами жилья требование об обязательности письменного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах со стороны нанимателей, занимающих по договорам найма иные жилые помещения в данной коммунальной квартире, и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи (семей).


Стремление законодателя учесть при приватизации жилья волю всех его нанимателей в принципе может быть объяснено требованием статьи 59 Конституции Республики Татарстан, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Однако, как показывает сложившаяся правоприменительная практика, закрепление данного дополнительного условия рассматриваемым актом приводит к тому, что наниматели не подлежащих приватизации жилых помещений в коммунальной квартире и члены их семьи зачастую необоснованно препятствуют осуществлению права на приватизацию жилья другими нанимателями, проживающими в данной коммунальной квартире. В силу этого оспариваемая правовая норма не согласуется в полной мере с целями и сущностью указанного выше положения статьи 59 Конституции Республики Татарстан.


Таким образом, постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а-XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», изменяя содержание и смысл статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», служит правовой основой ущемления права определенной категории граждан на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах и вытекающих из него иных конституционно значимых прав, связанных с владением, пользованием и распоряжением гражданами жильем, и тем самым противоречит положениям статей 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.


7. Положение о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан разработано Кабинетом Министров Республики Татарстан и утверждено его постановлением от 22 марта 1994 года № 121 во исполнение требования пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1937-XII «О введении в действие Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан».


Оспариваемая заявительницей правовая норма содержится в первом абзаце пункта 7 указанного Положения и предусматривает, что комнаты в коммунальных квартирах приватизируются с согласия всех совершеннолетних граждан, проживающих в коммунальной квартире. Тем самым по своему содержанию и смыслу данная норма исходит из положений статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года №2251/а-XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан».


Вместе с тем в первом абзаце пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, вместо понятия «совместно проживающие совершеннолетние члены семьи (семей)», закрепленного в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», употребляется термин «совершеннолетние граждане, проживающие в коммунальной квартире». Из его буквального смысла следует, что к числу субъектов, письменное согласие которых необходимо для приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, относятся не только все наниматели жилых помещений в коммунальной квартире и совместно проживающие с ними совершеннолетние члены их семей, но и иные граждане, проживающие в данной коммунальной квартире. Согласно статьям 76 и 81 Жилищного кодекса РСФСР к таким гражданам могут относиться лица, проживающие в жилом помещении нанимателя на основании договора поднайма, но не имеющие самостоятельного права на это помещение, а также временные жильцы.


Таким образом, в первом абзаце пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, не только воспроизводится норма, умаляющая конституционные права граждан, закрепленные статьями 39, 49 и 55 Конституции Республики Татарстан, но и вводятся не предусмотренные статьей 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» дополнительные ограничения в осуществлении указанных прав при приватизации гражданами жилых помещений в коммунальных квартирах, что противоречит статьям 29, 30, 59 и 103 Конституции Республики Татарстан.


Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 66, статьей 67, частями первой-четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан


постановил:


1. Признать статью 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» (в редакции от 28 марта 1996 года) в части установления обязательного условия приватизации гражданами жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда письменного согласия со стороны нанимателей, занимающих другие жилые помещения в коммунальной квартире, и всех совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи (семей) не соответствующей статьям 29, 30, части второй статьи 58 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.


2. Признать постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а — XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» не соответствующим статьям 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.


3. Признать абзац первый пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121 (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1996 года и 23 июня 1998 года), не соответствующим статьям 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55, 59 и 103 Конституции Республики Татарстан.


4. В соответствии с частью пятой статьи 109 Конституции Республики Татарстан акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом Республики Татарстан неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования настоящего Постановления.


5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


6. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».


№ 6-П. 


Конституционный суд Республики Татарстан.

image_printРаспечатать

Добавить комментарий

11.11.2022

Постановление Koнституционного суда Республики Татарстан №108­-П

по делу о проверке конституционности взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 8, пунктов 3 и 4 статьи 30 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданки Р.Г.Ниязовой

2070
06.05.2022

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №105-П

по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1.5, пунктов 2.7.1 и 2.8.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в связи с жалобой гражданки З.Ф.Калоян

5130
31.03.2022

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №104­-П

по делу о проверке конституционности пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года №732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в связи с жалобой гражданина А.В.Орлова

6830

Мнение

Тимур АУХАДЕЕВ, доцент кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ:


Первый месяц календарной зимы будет холоднее обычного. Уже в ближайшие ночи столбики термо­метров могут опуститься ниже 20 градусов по Цельсию. Однако снега при этом придётся ждать долго. Зато ноябрь оказался нынче немного теп­лее нормы, около нормы прогнозируется температура воздуха в оставшийся зимний сезон – в январе, феврале и марте.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru