Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №59-П

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №59-П

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

по делу о проверке конституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ) в связи с жалобой гражданина Ю.Н.Петрова 

город Казань, 3 июля 2014 года

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В. Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,

 

с участием гражданина Ю.Н.Петрова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, – заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам А.Ф.Шариповой, представителя Президента Республики Татарстан – главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С. М.Хисамовой, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А. А.Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан – заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А. Б.Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан Э. С.Каминского, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Р. Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан – заместителя Прокурора Республики Татарстан Г. С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р. И.Сайфутдиновой,

руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года №115-ЗРТ).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Ю.Н.Петрова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Республики Татарстан.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.А.Сахиевой, объяснения сторон – гражданина Ю.Н.Петрова, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – А.Ф.Шариповой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан – С.М.Хисамовой, от Государственного Совета Республики Татарстан – А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан – А.Б.Гревцова, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан – Э.С.Каминского, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан – Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – Р.И.Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Ю.Н.Петров с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ). Согласно оспариваемой норме освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).

Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин Ю.Н.Петров является участником боевых действий и инвалидом II группы. Заявитель указывает, что у него в собственности имеется моторная лодка, за которую он не платил транспортный налог с 2011 года, полагая, что относится к категории граждан, в отношении которых применяется льготное налогообложение на транспортные средства. Решением мирового судьи судебного участка № 3 по Чистопольскому судебному району Республики Татарстан от 22 августа 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Чистопольского городского суда от 7 ноября 2013 года, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Республике Татарстан к гражданину Ю.Н.Петрову о взыскании задолженности по транспортному налогу были удовлетворены.

Заявитель неоднократно обращался в органы государственной власти в Республике Татарстан по вопросу льготного налогообложения на моторную лодку, собственником которой он является. Из ответов Чистопольской городской прокуратуры и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан следует, что в соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ) в отношении маломерных судов, к числу которых относится и моторная лодка заявителя, льготы по уплате транспортного налога не предусмотрены. В этой связи заявитель считает незаконным лишение его права на налоговую льготу, поскольку моторная лодка, как и автомобили, относится к транспортным средствам и мощность ее двигателя составляет до 100 лошадиных сил.

Как полагает гражданин Ю.Н.Петров, нераспространение льготы по уплате транспортного налога на моторные лодки нарушает его права и свободы, установленные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. На основании изложенного он просит признать подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ) не соответствующим части первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ), согласно которому освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), постольку, поскольку данная правовая норма не распространяется на моторные лодки, зарегистрированные на инвалидов I и II групп.

2. Оспариваемая заявителем норма Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ) регулирует правовые отношения в сферах социальной защиты, включая социальное обеспечение, и налогообложения. Согласно статье 72 (пункты «ж», «и» части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено Федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания (подпункт «д» пункта 2 статьи 5). Налоговый кодекс Российской Федерации относит транспорт-
ный налог к числу региональных налогов (пункт 3 статьи 14), который устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты; законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).

Таким образом, принимая Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге», Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на положениях пунктов 2 и 7 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которым к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан, а также установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством.

3. Конституция Республики Татарстан в соответствии с целями социального государства (статья 13) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая).

Как отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот (определение от 11 июня 2002 года № 4-О). Поскольку Конституция Республики Татарстан, так же как и Конституция Российской Федерации, не устанавливает конкретные виды и объемы социальной защиты, предоставляемой различным категориям граждан, законодатель Республики Татарстан обладает определенной свободой усмотрения при регулировании отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, включая льготы по уплате региональных налогов, к которым относится транспортный налог. Вместе с тем, осуществляя указанное правовое регулирование, республиканский законодатель должен исходить из конституционных принципов равенства и соразмерности в сфере налоговых отношений (статьи 28 (части первая и вторая), 58 Конституции Республики Татарстан), а также обязан учитывать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным. На этом основании он устанавливается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов в рамках, определенных федеральным законом, действует на его территории и в полном объеме поступает в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом федеральное законодательство, включая Федеральные законы от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» действующей редакции), от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» действующей редакции), а также нормы главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации ( «Транспортный налог»), вопреки утверждению заявителя не предусматривает предоставление ветеранам боевых действий, инвалидам из числа указанных ветеранов, к которым относится заявитель, льгот по уплате транспортного налога.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» устанавливает для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по уплате транспортного налога (статья 6). Республиканский законодатель дифференцировал основания предоставления и объем (размер) данной льготы в зависимости от таких объективно обусловленных и социально значимых критериев, как объекты налогообложения и категория, к которой относится гражданин – собственник соответствующего транспортного средства. Исходя из содержания статьи 6 указанного республиканского Закона рассматриваемая налоговая льгота распространяется, помимо автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), также на такие виды транспортных средств, как водно-воздушные (пункт 2), грузовые автомобили, автобусы (пункт 4), а применительно к определенным категориям налогоплательщиков – на одно из любых транспортных средств, зарегистрированных на данных налого-
плательщиков (подпункты 1 и 2 пункта 1; пункты 3 и 5).

Следовательно, республиканский законодатель не сводит понятие транспортного средства, на которое может распространяться льгота по уплате транспортного налога, к его узкой трактовке только как автомобиля.

Оспариваемый подпункт 4 пункта 1 статьи 6 данного Закона Республики Татарстан основан на перечисленных критериях и предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе – льгота, являющаяся исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57), в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы носят адресный характер, их установление относится к прерогативе законодателя, имеющего право определять основания их использования налогоплательщиками, круг лиц, на которых они распространяются (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П; Определения от 7 февраля 2002 года № 37-О, от 2 ноября 2011 года № 1478-О-О).

Из этого следует, что республиканский законодатель, устанавливая для инвалидов I и II групп льготу по уплате транспортного налога, был вправе дифференцировать основания ее предоставления исходя из конкретного вида транспортного средства – автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), собственником которого является инвалид. Нераспространение данной налоговой льготы на инвалидов I и II групп – собственников других транспортных средств, включая моторные лодки, основано на исключительном праве республиканского законодателя самостоятельно определять объекты данного налогообложения. При этом вид транспортного средства, а также объем предоставляемой налоговой льготы определены в оспариваемой норме с учетом объективно значимых критериев, характеризующих как указанную категорию граждан, нуждающихся в силу состояния своего здоровья в дополнительной по сравнению с другими гражданами социальной поддержке, так и финансовых возможностей республики.

Такой подход корреспондирует правоприменительной практике Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, согласно которой дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года № 182/1984).

Вместе с тем данное регулирование согласуется с конституционными принципами равенства и соразмерности (статьи 28 (части первая и вторая), 58 Конституции Республики Татарстан) в сфере налоговых отношений, поскольку предусмотренная в оспариваемой норме налоговая льгота распространяется на всех без исключения инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), а также не преследует цели отрицания или умаления прав и свобод человека и гражданина.

Тем самым оспариваемая норма по своему целевому назначению направлена на поддержание материального благополучия и создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан из числа инвалидов I и II групп и не может рассматриваться как нарушающая конституционное право каждого, в том числе заявителя, на социальное обеспечение.

Таким образом, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ), согласно которому освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), не противоречит Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статье 54 (часть первая).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан постановил:

1. Признать подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года № 115-ЗРТ) соответствующим Конституции Республики Татарстан.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».

№59-П Конституционный суд Республики Татарстан

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще