В Казани говорили о задачах медиаотрасли в условиях информационного бума
Цифровизация всего и вся сильно меняет нашу жизнь. Вот и традиционные средства массовой информации вынуждены меняться, подстраиваться под новые реалии.
Но в погоне за расширением аудитории важно не снижать качество работы и не потерять доверие этой самой аудитории. Об этом говорили на коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям. Коллегия, как мы уже сообщали, состоялась в среду в Казани в здании агентства «Татмедиа».
«Сегодня не человек охотится за информацией, а информация охотится за человеком. Обострилась конкурентная борьба за читателя, зрителя, слушателя», – констатировал в своём отчётном докладе руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов. И подчеркнул, что особенно трудно в условиях, когда информационное поле перенасыщено, приходится традиционным СМИ, печатным изданиям.
Хотя на первый взгляд в Татарстане у традиционных СМИ всё не так уж и плохо. У нас выходит 524 печатных издания на пяти языках. Насыщенность печатной периодикой – 273 экземпляра на 1000 жителей (в России этот показатель составляет 110 экземпляров). Тем не менее тенденция налицо: в прошлом году большинство из 45 вновь зарегистрированных СМИ представляли собой сетевые издания, а вот из тех 132 изданий, которые прекратили своё существование в 2018-м, большинство печатные. Тут Айрат Зарипов, конечно, не мог не упомянуть, пожалуй, главную потерю татарстанского печатного рынка прошлого года – газету «Вечерняя Казань», которая теперь выходит только в интернет-версии.
Об ответственности журналистов за качество своей работы говорил, выступая на коллегии, и руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров. Он озвучил результаты международных исследований, которые свидетельствуют о кризисе доверия населения к медиа
В общем, неудивительно, что многие традиционные издания, даже сохраняя печатные версии, начинают активно развиваться в Сети, заметно увеличивая свою интернет-аудиторию. Успешным опытом того, как это делать, на коллегии поделилась главный редактор газеты «Челнинские известия» Зульфия Султанова, выступившая на тему «Сайт и социальные сети – точки роста читательской аудитории местного издания».
Кстати, именно за рынком региональных интернет-СМИ, отметил Айрат Зарипов, эксперты видят большое будущее. В то же время, подчеркнул руководитель агентства, интернет-версии районных газет уже переросли роль простого дубля печатной версии, теперь это всё чаще самостоятельные издания, которые работают в непосредственной прямой связи с населением.
Ещё больше укрепить эту связь помогает присутствие редакций традиционных СМИ в соцсетях. Сегодня только редакции холдинга «Татмедиа» ведут там 300 групп, общее количество подписчиков в прошлом году выросло на 64 процента по сравнению с 2017-м, и активное освоение соцсетей, чтобы теснее взаимодействовать с аудиторией, – одна из главных задач, которую холдинг ставит перед своими изданиями.
Айрат ЗАРИПОВ, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям: | |
Сегодня не человек охотится за информацией, а информация охотится за человеком. Обострилась конкурентная борьба за читателя, зрителя, слушателя. |
В Сеть сегодня выходят не только газеты, но и телевидение, и радио. У них появляются собственные YouTube-каналы. «Редакциям необходимо использовать все возможные каналы для создания качественного контента», – призвал Айрат Зарипов журналистов. Но в то же время напомнил, что главное преимущество профессиональных СМИ – качественная информация из проверенных источников. В этой связи глава агентства вспомнил слова Президента Татарстана Рустама Минниханова из его послания к Госсовету: «Обилие противоречивой информации значительно усложняет понимание людьми происходящих процессов. Кратно возрастает ответственность средств массовой информации за качество распространяемых сведений». И завершил своё выступление Айрат Зарипов ещё одной цитатой – первого заместителя генерального директора ТАСС Михаила Гусмана: «На вызовы современных технологий журналистика должна ответить качеством».
Об ответственности журналистов за качество своей работы говорил, выступая на коллегии, и руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров. Он озвучил результаты международных исследований, которые свидетельствуют о кризисе доверия населения к медиа. «Многие СМИ начинают строить свою работу на создании сенсаций, и оперативность становится важнее точности. В итоге они стали институтом, которому меньше всего доверяют, потому что определить достоверность информации становится всё труднее, даже если источник – уважаемое издание», – заметил Асгат Сафаров.
Отсюда, подчеркнул он, вытекает одна из основных задач, стоящих перед нашими СМИ, – вернуть доверие аудитории. Он предложил консолидировать усилия «Татмедиа», Союза журналистов РТ и Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, чтобы организовать систему подготовки и переподготовки журналистов с учётом новых условий и требований.
«Хотелось бы также, чтобы СМИ не просто фиксировали проблемы, которые есть в республике, а через публичное обсуждение искали решения и информировали о принятых мерах», – обозначил ещё одну задачу Асгат Сафаров. Также он подчеркнул, что журналисты должны больше «продвигать» родную республику, её историко-культурное наследие на российском и даже международном уровне.
Гостем коллегии был заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Его выступление почти полностью было посвящено грядущей цифровизации телевидения (как известно, большинство федеральных каналов в скором времени прекратят вещание в аналоговом режиме). Алексей Волин напомнил, что переход на «цифру» – это не одномоментный для всей страны процесс, он будет проходить постепенно. Тестовое отключение аналогового вещания состоялось в декабре в Твери. 11 февраля к процессу подключатся ещё семь субъектов России, в том числе соседняя с нами Ульяновская область, чей опыт Волин посоветовал Татарстану внимательно изучить.
Именно за рынком региональных интернет-СМИ, отметил Айрат Зарипов, эксперты видят большое будущее. В то же время, подчеркнул руководитель агентства, интернет-версии районных газет уже переросли роль простого дубля печатной версии, теперь это всё чаще самостоятельные издания, которые работают в непосредственной прямой связи с населением
«Мы специально пошли по пути поэтапного отключения, чтобы минимизировать возможные ошибки и неточности. Потому что наша главная задача заключается в том, чтобы переход на «цифру» был для людей процессом приятным, а не головной болью», – подчеркнул Алексей Волин. В частности, первые этапы работы свидетельствуют: основная проблема для населения не в том, что они не смогут купить цифровую приставку (жизнь показывает, что практически все покупают её или даже новый телевизор). Проблема в том, как её подключить, «что куда втыкать», как образно выразился заместитель министра. Этот «технический и технологический ментальный паралич», по его словам, в основном всё и портит. Поэтому важно организовать грамотную техническую поддержку. Ну и следить, чтобы торговые сети не поднимали цены на приставки.
В то же время, отметил Айрат Зарипов, в свете грядущего перехода на «цифру» надо помнить о приоритетной задаче – сохранить региональные телеканалы, информирующие население о социально значимых местных событиях. Одним из решений тут может стать создание регионального эфирного цифрового мультиплекса, закрепления 22-й кнопки у кабельных операторов за местными телеканалами. Алексей Волин заверил участников коллегии, что в федеральном министерстве о нуждах региональных телевизионщиков знают и готовы решать этот вопрос.
В коллегии также приняли участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, руководитель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов, руководители республиканских и региональных СМИ.