Как мы уже сообщали, в конце апреля в Казани прошел III съезд народов Татарстана, ставший важным событием в жизни республики. Наша газета подробно освещала его проведение и опубликовала текст резолюции, принятый участниками форума. Мы попросили прокомментировать итоги съезда ряд политиков регионального и федерального уровней. Свою точку зрения на страницах этого номера высказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Татарстана Олег Морозов.
Съезд народов Республики Татарстан стал уже традиционным неполитическим форматом выражения позиции представителей народов республики. Совершенно очевидно, что изначально этот формат задумывался для того, чтобы выразить мнение гражданского общества Татарстана по ключевым вопросам развития республики и ее взаимоотношений с федеральной властью.
Достаточно вспомнить, что первый съезд состоялся в 1992 году, когда даже внятного эскиза будущей федерации не существовало. И вопросов о том, какой быть будущей федерации, было больше, чем ответов.
Второй съезд состоялся в 2007 году – это год заключения второго Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Этот договор на сегодняшний день остается уникальным документом, который фиксирует договорную форму разграничения соответствующих полномочий.
Отстаивая подлинный федерализм, Татарстан отстаивает единство и целостность России! И можно с полным основанием говорить, что отношения республики с федеральным центром являются как никогда успешными и взаимно плодотворными
Нынешний съезд, на мой взгляд, обозначил отношение народов республики к современному состоянию федеративного строительства в России. Резолюция съезда дает исключительно позитивную оценку состояния федеративного устройства страны, этноконфессионального единства общества, курса Президента РФ Владимира Путина «по укреплению могущества страны, сохранению межэтнического мира и согласия, борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма».
С полным основанием можно говорить, что российская государственность в виде конституционной федерации состоялась. А те проблемы, которые возникают в межбюджетных отношениях, в синхронизации норм федерального и регионального законодательств, решаются в конституционном и правовом поле и не расшатывают федерацию, как это было на заре ее становления.
В этой связи важно видеть саму суть взаимоотношений нашей республики с федеральным центром. Это своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает «состояние здоровья» нашей федерации. И вовсе не потому, что Татарстан отличается по своему статусу от других регионов. А потому, что республика на протяжении всего периода существования новой России вела плодотворный диалог о путях развития федерации, отстаивая ту точку зрения, что федерализм – это такое устройство государства, когда в нем комфортно живется всем нациям и народам и все его части и есть то целое, что делает Россию мощной многонациональной цивилизацией, равной которой по этому компоненту нет сегодня на политической карте мира.
Отстаивая подлинный федерализм, Татарстан отстаивает единство и целостность России! И можно с полным основанием говорить, что отношения республики с федеральным центром являются как никогда успешными и взаимно плодотворными. Татарстан – лидер по многим показателям своего развития, и будет справедливо подчеркнуть, что это лидерство поощряется и активно поддерживается руководством страны.