Оценку ставит симулятор

В Казанской государственной медицинской академии – филиале Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования ­был торжественно открыт аккредитационный симуляционный центр.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Фото: пресс-центр КГМУ

В обучении татарстанских врачей используется самая современная техника

 

 

Бессмертная фраза «Кадры решают всё», в той или иной форме приписываемая Бисмарку, Сталину и даже древним китайцам, не теряет актуальности. Только кадры нынче нужны высококвалифицированные, способные успешно пользоваться всеми высокими современными технологиями.

 

Конечно, это важно в любой отрасли, однако в здравоохранении, где цена ошибки – жизнь, знания и умения специалистов обретают наивысшую ценность. А потому обучение врачей сегодня под особым контролем. И если лет тридцать назад будущие врачи оттачивали прак­тические навыки «на живом примере», то есть на настоящих пациентах, то нынче новоиспечённого эскулапа не подпустят к больному до тех пор, пока он не сдаст все экзамены и не получит аккредитацию. А учиться пожалуйте на тренажёрах, по-современному – на симуляторах.

 

ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В РОССИИ

На днях в Казанской государственной медицинской академии – филиале Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования ­(РМАНПО) был торжественно открыт аккредитационный симуляционный центр. Для несведущих поясняем: это не место сбора или перевоспитания симулянтов, а учреждение, где используют симуляторы – программные и аппаратные средства, которые создают впечатление действительности, отображая часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде.

На мероприятие, по сути, российского масштаба в Казань приехали ректор ­РМАНПО Дмитрий Сычёв и президент этой академии Лариса Мошетова. В нём также приняли участие министр здравоохранения Марат Садыков и президент Ассоциации медицинских работников РТ Ирина Питулова, ректор КГМУ, депутат Государственного Совета Алексей Созинов, представители вузовской науки. Впрочем, открытие можно считать событием презентационным, ведь центр работает уже не первый год, а поводом для приглашения высоких гостей стало дооснащение его современнейшим оборудованием, которое поставило центр КГМА в чис­ло лучших в России и ближнем зарубежье.

 

 

Алексей СОЗИНОВ,
ректор КГМУ, депутат Государственного Совета РТ:

Я бы обратил внимание на малозаметное, на первый взгляд, но очень важное новшество – коммуникационные станции. Согласитесь: большая часть жалоб пациентов связана с коммуникационными вопросами – как врач разговаривает, как он умеет разрешать те или иные ситуации, и отработка этих стандартных ситуаций в режиме, по сути, ролевой игры – это очень большое дело.

«Симуляционные технологии прочно входят в систему образования. В 2019 году, когда вместо сертификации врачей решено было ввести аккредитацию, мы сконцентрировали имеющееся оборудование, чтобы проводить её у себя, – рассказывает директор КГМА Рустем Хасанов. – В последние несколько лет федеральный центр с Минздравом выделили значительные суммы на создание современного центра. Расположить его решили в здании академии – шестой этаж отдали под обу­чение на основе симуляционных технологий, на девятом расположили «экзаменационную», где и проводится сегодня собственно аккредитация, конечно, тоже посредством симуляторов. Последний на сегодня транш – оборудование на 160 миллионов рублей поступило недавно и уже полноценно используется в учебном и в экзаменационном процессах».

По словам Дмитрия Сычёва, центр был создан по инициативе Минздрава РФ в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение». На его взгляд, особенно важно, что возможности центра позволяют не только проводить первичную аккредитацию ординаторов, выпускников профессиональной подготовки практически по всем специальностям, но и реализовывать программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки уже работающих врачей, в том числе по редким специальностям. К примеру, по рент­генваскулярной диагностике и лечению. Сегодня, когда неинвазивные методы лечения развиваются семимильными шагами, это чрезвычайно актуально. К слову, обучение на новейшей технике проводит высококвалифицированный педагогический состав, прак­тически все главные специалисты республиканского Минздрава.

 

САМИ С РУКАМИ

Есть у татарстанского симуляционного центра и ещё одно несомненное достоинство: существенная часть установленной здесь техники – отечественного производства. Как подчеркнул Марат Садыков, в России, и в частности в Татар­стане, реализуется большое количество национальных проектов и региональных программ. Многие из новых симуляторов производятся в нашей республике. К нам приезжают из дружественных стран, например, недавно делегация из Беларуси закупила такую технику для своего аккредитационного центра.

И всё же лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тихо, чтобы не мешать курсантам, «зрители» отправились в путь по экзаменационному этажу.

«Мы здесь уже и сами поработали, – говорит Ирина Питулова. – Специалисты аккредитационной комиссии – люди со стажем, учились давно, а потому к симуляторам отнеслись с большим интересом. Как прикажете экзамен принимать, если сам руками их не потрогал?»

В зале, где работает аккредитационная комиссия, у каждого эксперта свой компьютер, гарнитура с наушниками, которые дают возможность наблюдать за экзаменуемым. На каждом месте два монитора, чтобы на одном смотреть изображение, а на втором заполнять чек-лист. По нему потом выносится заключение о профпригодности.

Как проходит экзамен? Курсант вставляет индивидуальную карточку в специальный считыватель, ему присваивается номер, который видят эксперты на своих мониторах. И включается видеозапись происходящего. Всё начинается со станции (всего их пять) сердечно-лёгочной реанимации, её проходят врачи всех специальностей. Понятно, что техникой непрямого массажа сердца и проведения искусственной вентиляции лёгких как у взрослых, так и у детей обязан владеть каждый эскулап.

На следующей станции «проигрывается» сразу десять видов неотложного состояния – и острый коронарный синдром, и нарушение мозгового кровообращения, и желудочно-кишечное кровотечение… Есть здесь набор медикаментов, минимальный набор аппаратуры, ручной дефибриллятор. Аккредитуемый показывает своё умение в осмотре пациента, оказании ему помощи при остановке крово­обращения. Специальный многофункциональный тренажёр настраивается на то или иное состояние и реагирует на оказываемую ему помощь.

 

 

Лариса МОШЕТОВА, академик РАН:

Татарстан является пионером в симуляционном обучении. Первые симуляторы появились именно здесь, и мы приезжали из Москвы, чтобы посмотреть этот центр.

Следующую станцию проходят врачи терапевтических специальностей. Здесь и пальпация живота с набором различных патологий в органах брюшной полости, ректальные исследования, аускультация дыхательных и сердечных шумов… То есть те методы, которыми должен владеть каждый, чтобы видеть ту или иную патологию.

Блок педиатрии. Здесь отрабатывается обследование детей разного возраста при различных экстренных ситуациях. Представлены многофункциональные роботы-тренажёры с возможностью программирования динамических состояний и оказания помощи. Вот совсем крошечный симулятор, похожий на недоношенного младенца, с линиями на ручках для внутривенных инъекций. А это симулятор для ухода за новорождённым, затем – ребёнок пяти лет. Тут же монитор для сердечно-лёгочной реанимации. В момент экскурсии здесь оказывают помощь «родившемуся с асфиксией». Уверенные манипуляции курсанта – и комнату оглашает победный младенческий вопль. Человек родился! Как его назовут? Уже назвали. Все манекены настолько похожи на людей, что всем им дали имена. Причём в блоке, где отрабатывают навыки с пожилыми и лежачими больными, даже с отчеством.

В этом есть определённый смысл – кроме, так сказать, ручной работы, здесь отрабатывают и коммуникации. Ну, не на роботах, конечно. Есть в штате специально обученные «пациенты», в беседе с которыми аккредитуемый может продемонстрировать свои навыки врача в общении, сборе анамнеза.

Эндоскопический блок. «Этот симулятор интересен как для начинающего, так и для продолжающего своё обучение врача, – поясняет главный внештатный эндоскопист Минздрава РТ Алексей Иванов. – Тут есть элемент обратной связи, то есть доктор чувствует сопротивление тканей, симулятор издает те же звуки, что и живой пациент, если ему больно. Естественно, все правильные и неправильные манипуляции отмечаются в шкале индикативной оценки и влияют на оценку экзамена. Плюс к этому существует приблизительно двадцать базовых операций, которые делают врачи-эндоскописты. Я как специалист вижу существенную разницу в подготовке врачей даже за последние два года, с тех пор, как начал свою работу симуляционный центр. Мы не можем курсанту дать эндоскоп и пациента. Когда врач имеет определённые мануальные навыки, это совершенно другая история. Больница получает подготовленного специалиста, что очень важно, согласитесь, при нынешней востребованности эндоскопических исследований и вмешательств».

 Станция офтальмологии. Академик Мошетова, офтальмолог по специальности, просто замирает перед монитором вместе с курсантами, а через несколько минут заявляет: «Уникальное оборудование… Симуляторов глазных мало, а здесь есть и для офтальмоскопии, и для хирургической отработки техники экстракции катаракты, и для витриальной хирургии. Да, техника недешёвая – около 25 миллионов рублей стоит, но без таких умений сейчас в хирургию никого не пускают. В Москве каждый врач поликлиники проходит такой курс – как минимум три дня в симуляционном центре. Теперь и у татарстанских врачей есть такая возможность».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще