Как противостоять фейк-новостям и сетевым шантажистам
Каждый наш шаг отзывается в вечности, говорили древние. Сейчас же каждое наше слово в социальных сетях может породить такой мощный хайп (шумиху), что одни цинично делают на этом деньги, а у других возникают большие проблемы в карьере и личной жизни…
ПЛЯСКИ НА КОСТЯХ
Чем грозит и какие возможности открывает новая цифровая реальность в государственных и корпоративных структурах, обсудили в Казани на конференции Tат.digital. Эксперты из крупных федеральных компаний и госструктур в неформальной обстановке резиденции креативной индустрии «Штаб» поговорили на следующие темы: как реагировать на негативные отзывы о деятельности организации в социальных сетях, как работать с фейк-ньюс (поддельными новостями) и другими видами информационных атак.
В качестве примера был рассмотрен резонансный пожар этого года в Кемерове. Напомним, что 25 марта в результате возгорания в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» и последующего обрушения кровли погибли 60 человек, в том числе 41 ребенок. Подтверждённая информация о количестве жертв трагедии в СМИ была озвучена недостаточно оперативно. И в условиях информационного вакуума несколько блогеров буквально взорвали Интернет сообщениями о сотнях погибших при пожаре и скрывающих масштаб ЧП властях. Никто не понёс ответственности за эти «пляски на костях», лишь некоторые свои сообщения блогеры впоследствии удалили.
Сейчас и государственным деятелям, и руководителям крупных компаний нужно очень внимательно следить не только за своими публичными высказываниями, но и за постами в соцсетях
При этом универсального решения проблемы нет. В России блогеров пытались приравнять к СМИ и тем самым как-то ввести их в рамки закона. Но по факту ничего не получилось. Сейчас у лидеров мнений в Сети могут быть миллионы подписчиков. Не каждое региональное СМИ может похвастаться такой широкой аудиторией.
Ещё один рассмотренный на конференции резонансный случай: огромную волну гнева вызвало необдуманное высказывание свердловской чиновницы о том, что государство «ничего не должно» подрастающему поколению. Позже руководитель Департамента молодёжной политики Свердловской области Ольга Глацких извинилась за свои слова и пояснила: «Я признаю, что эта мысль была выражена чересчур прямолинейно, и приношу свои извинения за столь резкое высказывание. Но из общего контекста понятно, что это было сказано лишь для того, чтобы усилить мотивацию молодёжи самостоятельно и активно развиваться и вкладывать собственную энергию и силу в самостановление, а не только рассчитывать на государство».
Эксперты дали универсальный совет для нашей цифровой эпохи: | |
не платить шантажистам, которые выложили какой-то порочащий имидж компании контент в Сеть и пытаются на этом заработать. Из Интернета невозможно удалить информацию, она лавинообразно распространяется, и, заплатив шантажисту, предприятие ничего не добьётся. |
Но было уже поздно… Маховик ненависти запустился, и вот уже по Сети распространили порочащие честь чиновницы видеоролики. При этом фейк-ньюс опровергать очень тяжело, ведь вирусный ролик на «Ютубе» могут посмотреть миллионы, а опровержение на официальном сайте или в СМИ – лишь десятки тысяч.
Ведущий открытой дискуссии Ярослав Муравьёв заявил, что порой хайп становится важнее породившего его информационного повода. Эти слова проиллюстрировал следующий разбор ситуации: несколько дней известные медийные личности обсуждали дело одного блогера против «Аэрофлота». Авиакомпания аннулировала его премиальный статус в бонусной программе, и посты об этой «вселенской проблеме» были в топе российских новостей. Таким образом поднимать свой рейтинг различные «диванные эксперты» могут на любых инфоповодах. Всё просто: если у блогера растёт трафик сайта, то увеличиваются и поступления от рекламы. А деньги не пахнут, это метко подметил ещё римский император Веспасиан.
Сейчас и государственным деятелям, и руководителям крупных компаний нужно очень внимательно следить не только за своими публичными высказываниями, но и за постами в соцсетях. Одно неловкое слово может обрушить акции предприятия или привести к отставке топ-менеджера.
НЕ В КОСМОНАВТЫ, А В БЛОГЕРЫ…
Современные российские дети мечтают стать модными блогерами, а не космонавтами. Такое мнение высказала ведущий специалист пресс-службы Роскосмоса Ольга Лукина. Она рассказала, что за последние годы госкорпорация стала гораздо более открытой, вышла в социальные сети.
Пик новостей о Роскосмосе случился 11 октября нынешнего года, когда произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Напомним, что ракета-носитель не смогла вывести на орбиту космический корабль «Союз МС-10» с новым экипажем на Международную космическую станцию. Космонавтов россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга удалось эвакуировать благодаря надежной системе спасения «Союза». Сразу после инцидента Роскосмос опровергал множество недостоверной информации об аварии. Регулярно сообщалось, где находятся спасённые космонавты, в каком они состоянии, публиковались видео с ними. А эксперты подробно рассказывали о системах безопасности корабля.
Остаётся пожелать Роскосмосу удачи и в своей непосредственной деятельности, и в популяризации космоса среди молодёжи. Однако сейчас информационное поле вокруг госкорпорации сложилось крайне негативное. Можно вспомнить и участившиеся аварии при запусках, и возбуждённые уголовные дела, и высказывание главы Счетной палаты Алексея Кудрина, что самые масштабные нарушения в сфере финансов выявлены в Роскосмосе.
В России блогеров пытались приравнять к СМИ и тем самым как-то ввести их в рамки закона. Но по факту ничего не получилось. Сейчас у лидеров мнений в Сети могут быть миллионы подписчиков. Не каждое региональное СМИ может похвастаться такой широкой аудиторией
С небес на землю и даже под землю вернул участников дискуссии Кирилл Чиаурели – руководитель digital-направления Департамента транспорта Москвы. По его словам, с общественным транспортом в столице полный порядок, метро перевозит более 2,4 миллиарда пассажиров в год. Хватает и обратной связи от москвичей и гостей города. Если поезд опоздал на 22 секунды, кто-нибудь обязательно напишет об этом в соцсетях. И иногда посты могут быть очень эмоциональными вроде: «Горите вы все в аду!» На каждое сообщение с хештегом #департаменттранспорта работники ведомства стараются оперативно реагировать. И, естественно, что пользователи ждут человеческой теплоты, а не сухого канцеляризма в ответах на их запросы. К слову, у Московского метро есть масса друзей (фанатов в хорошем смысле этого слова), которые способствуют положительному образу столичной подземки своими постами в соцсетях. В словесных баталиях на форумах фанаты подземки пишут о её достоинствах: USB-зарядки в вагонах, кондиционеры, видеоэкраны с трансляциями и так далее.
Эксперты дали и универсальный совет для нашей цифровой эпохи: не платить шантажистам, которые выложили какой-то порочащий имидж компании контент в Сеть и пытаются на этом заработать. Из Интернета невозможно удалить информацию, она лавинообразно распространяется, и, заплатив шантажисту, предприятие ничего не добьётся. На негативный всплеск или фейк-ньюс надо быстро реагировать публикацией достоверной информации, комментариями экспертов и позитивными новостями о компании. Ведь и угрозы – это тоже новые возможности.