От рутинных процессов к индивидуальному обучению

Чего ждать от цифровизации в сфере образования

В конце сентября в столице Татарстана пройдёт международный форум Kazan Digital Week. На одной из его площадок планируется обсудить проблемы цифровизации образования.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: ria.ru

Чего ждать от цифровизации в сфере образования

 

 

В конце сентября в столице Татарстана пройдёт международный форум Kazan Digital Week. На одной из его площадок планируется обсудить проблемы цифровизации образования.

 

Надо заметить, что после прошлогоднего вынужденного перехода на дистанционное обучение именно вопросы цифровизации образования вызывают в обществе большой резонанс, и мнения относительно новых веяний в этой сфере сильно разделились. Мы поговорили с первым заместителем министра образования и науки Татарстана Андреем Поминовым о причинах такой полярности мнений, о том, чему педагогов научил дистант и каким представляется ближайшее будущее образования с поправкой на цифровые технологии.

 

– Андрей Иванович, как бы вы оценили тот период, когда наше образование полностью было на дистанте? Как система справилась с этим и кто справился лучше – школы, техникумы, вузы?

– Во-первых, надо сказать, что у нас этот период оказался не столь продолжительным, как в других регионах. Мы были на дистанционке с конца марта до конца мая 2020 года, а весь прошлый учебный год прошёл в обычном очном режиме, хотя где-то уже отчасти использовались те технологии, которые были отработаны за дистанционный период.

Республика достаточно быстро и успешно перешла на дистанционное обучение на всех уровнях. У нас для этого была готова инфраструктура (хотя, конечно, переход на цифру показал её недостаточность). Более того, у нас ведь с 2009 года существует портал «Электронное образование Республики Татарстан», объединяющий всю нашу систему общего образования.

Достаточно успешно перешли на дистант и вузы, хотя изначально они в разной степени были тут продвинуты. Системе профобразования, конечно, было сложнее, там значительная часть учебного времени отводится на практические занятия, и те навыки, умения, где требуется непосредственно работа руками, трудно передать дистанционно. Но и в этой сфере были неплохие наработки, которые нам помогли.

 

– Если система была подготовлена, откуда такое массовое недовольство? На дистант жаловались и учителя, и родители…

– Здесь есть объективные и субъективные причины. Огромное количество людей одновременно из привычных, понятных условий взяли и «бросили» в дистант. Их недовольство понять можно. Масса неудобств. Ежедневно ребёнок ходил с утра в школу. Теперь он остаётся дома. А если не один ребёнок? И каждому надо организовать рабочее место, каждому нужен свой гаджет…

Второй момент – не везде была хорошая скорость интернета, технологически не все были достаточно оснащены. Это тоже вызывало дискомфорт, в том числе у педагогов, для которых это оказалось большим вызовом.

 

 

Андрей ПОМИНОВ, первый заместитель
министра образования и науки Татарстана:

Республика достаточно быстро и успешно перешла на дистанционное обучение на всех уровнях. У нас для этого была готова инфраструктура (хотя, конечно, переход на цифру показал её недостаточность). Более того, у нас ведь с 2009 года существует портал «Электронное образование Республики Татар­стан», объединяющий всю нашу систему общего образования.

– Какие плюсы и минусы цифровизации образования продемонстрировал дистант?

– Вообще, плюсы и минусы тут понятны и очевидны. Плюс – это прежде всего возможность индивидуализации обучения. Ещё – возможность уйти от большого количества рутинных процессов, потому что проверку каких-то заданий, тестов можно автоматизировать, освободив от этого учителя.

Кроме того, цифра позволяет задействовать новые технологии, скажем, дополненную реальность. Новые возможности усвоения материала даёт геймефикация образования.

Очевидно, что дистант – это определённая экономия времени. Ну и если глобально говорить – это доступность образования. Если есть интернет, то можно в любой момент времени отовсюду попасть на урок.

Минусы тоже очевидны. Если нет достаточной технической оснащённости всех участников образовательного процесса, возникают проблемы. Есть сложности с мотивацией – при очной работе у педагога всегда есть определённые приёмы, чтобы мотивировать школьника или студента. Но я пока не очень понимаю, как на них воздействовать, если они далеко.

Конечно, встаёт вопрос социализации. Ведь обучение – это не только процесс передачи какой-то суммы знаний, это и умение коммуницировать.

Ну и то самое практическое обучение в системе профобразования. Слесарь, токарь, повар, парикмахер… Да, есть какие-то симуляторы, на которых в режиме онлайн можно что-то показать, но подхода к станку это не заменит. А если говорить о системе высшего образования, то понятно, что никто из нас не хочет попасть под нож хирургу, который учился только дистанционно.

 

– Недовольные дистантом много говорили о том, что цифра не может заменить живое общение…

– Не может, и нет такой задачи, никто не собирается отменять очное образование. Другое дело, что инструменты, которые предоставляет цифра, надо обязательно использовать в обычной жизни. Хотим мы или не хотим, цифровизация образования идёт, и мы не можем тут отставать, от этого зависит качество обучения. Ведь цифра, например, даёт широчайшие возможности для привлечения дополнительных источников. Сейчас в интернете огромное количество образовательных ресурсов. Ни один педагог не сможет всё это держать в голове или на своём рабочем столе. И это однозначно надо использовать. Плюс технологии дополненной реальности, виртуальной реальности – они позволяют гораздо информативнее продемонстрировать материал, и ученик более полно может его усвоить.

Очень интересный проект у «Сбера» – мы сейчас в некоторых школах используем их обучающую платформу, там есть возможность индивидуализации обучения. На входе ученик тестируется, определяются его уровень, интересы, и предлагается образовательная траектория, которая у каждого своя. И это может работать в рамках одного класса.

 

– А как вам вообще видится наше образование через пять, десять, пятнадцать лет? Что, дети на уроках истории будут погружаться в виртуальный мир прошлого?

– Такие опыты и сейчас уже есть. Я думаю, через пять-десять лет всё будет гораздо глубже. Мы будем использовать искусственный интеллект, работать на основе анализа больших данных, big dates. У нас уже сейчас накоплен огромный массив данных. Оценки выставляются в электронный журнал, каждая привязана к определённому уроку, за которым стоит конкретная тема. И можно на основе анализа оценок точечно понимать, у какого ученика, в каком классе, в какой школе что-то не так. Ни один учитель или руководитель системы образования этого проанализировать не сможет, а искусственный интеллект сможет. И будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория для каждого школьника, студента.

 

– Поскольку мы встречаемся в преддверии форума Kazan Digital Week, расскажите, как Министерство образования и науки планирует своё участие в этом событии?

– Мы будем участвовать в нём достаточно активно, у нас запланировано около девяти мероприятий – дискуссии, мастер-классы, круглые столы. В том числе будет работать секция, связанная с цифровизацией обучения родному языку. Состоится очень интересная, на мой взгляд, конференция совместно с ТИСБИ и ЮНЕСКО, связанная с информатизацией систем профессионального образования. Будут мастер-классы от наших вузов, в частности, активное участие в форуме традиционно принимает КФУ. Ожидаем, что наши педагоги заинтересуются предложенной программой.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще