Часть 2. «Пешка», ставшая ферзём
В годы войны в Казани одновременно и почти в равных количествах выпускались маленький фанерный биплан По-2 и мощный пикировщик Пе-2. Они внесли огромный вклад в Победу и вместе со своими создателями достойны нашей памяти. В первой части статьи мы рассказали о громившем немцев небесном тихоходе. Сегодня речь пойдёт о бомбардировщике, не уступавшем по скорости истребителям.
100 ОЗНАЧАЕТ СТО
История создания Пе-2 стала своеобразным отражением драматических событий, развернувшихся в конце 30-х годов в СССР в целом и в авиапроме в частности. В числе десятков известных авиаконструкторов под каток репрессий попали Андрей Туполев и его ученик Владимир Петляков. Теперь их деятельность проходила в стенах СТО – специального технического отдела НКВД, известного в кругу посвящённых как «туполевская шарага».
Осуждённым авиаконструкторам и инженерам были созданы вполне сносные условия для работы, а их семьи, оставшиеся на свободе, обеспечивались всем необходимым. Но баланс, понятно, был шаткий и заставлял трудиться с полной самоотдачей. Пример тому – фантастическая скорость проектирования двухмоторного высотного истребителя ВИ-100, где 100 означает то самое СТО. Первые чертежи самолёта появились летом 1938 года, а 22 декабря 1939 года перспективная машина, разработанная Петляковым, совершила свой первый полёт.
В конце мая 1940 года группе Петлякова поручили в кратчайшие сроки переделать ВИ-100 в трёхместный скоростной пикирующий бомбардировщик ПБ-100. Сроки для перепрофилирования отводились более чем жёсткие – все чертежи требовалось подготовить за полтора месяца, а на сентябрь уже были намечены государственные испытания нового самолёта
Впрочем, считать, что конструкторами двигал шкурный интерес, было бы глубоко неверно. «Мы любили свою Родину не меньше, а больше тех, кто собрал нас, – вспоминал позднее Туполев. – Поэтому мы, стиснув зубы, должны были сделать первоклассные самолёты».
ИЗ ИСТРЕБИТЕЛЯ – В БОМБАРДИРОВЩИКИ
Один из двух построенных ВИ-100 участвовал в первомайском параде 1940 года. Рассказывают, что коллектив его создателей наблюдал за полётом с крыши своего тюремного КБ, куда конструкторов выводили на прогулку. Однако истребительная карьера самолёта завершилась, так и не начавшись. В руководстве ВВС Красной Армии созрела мысль о создании пикировщика, сходного с ВИ-100 по своим лётным данным.
Война в Европе показала, что итог сражений зачастую решают пикирующие бомбардировщики. Почему не бомбардировщики вообще? Дело в том, что за период между мировыми войнами скорости самолётов увеличились в разы, и горизонтальное бомбометание становилось всё менее результативным. Уничтожение одиночных целей стало напоминать пальбу из пушки по воробьям. В условиях окопной войны невозможно было наносить удар по противнику без риска уничтожить свои траншеи. Другое дело – отправить бомбу под прямым углом к земле. В таких условиях смертоносный груз попадает в конкретную цель – дом, танк или корабль, а не разбрасывается на несколько гектаров.
В конце мая 1940 года группе Петлякова поручили в кратчайшие сроки переделать ВИ-100 в трёхместный скоростной пикирующий бомбардировщик ПБ-100. Сроки для перепрофилирования отводились более чем жёсткие – все чертежи требовалось подготовить за полтора месяца, а на сентябрь уже были намечены государственные испытания нового самолёта. Вопреки досужим мнениям, к войне в СССР готовились, но, видимо, переоценили свои возможности в оттягивании сроков…
В случае успеха Лаврентий Берия, сменивший на посту наркома внутренних дел Николая Ежова и лично курировавший СТО (позднее – ЦКБ-29), пообещал всей команде разработчиков свободу. И слово сдержал. Петляков, помимо прочего, получил Сталинскую премию I степени. А ПБ-100, переименованному в честь конструктора в Пе-2, предстояло стать главным фронтовым бомбардировщиком Красной Армии. Вот только времени для оснащения им ВВС оставалось всё меньше.
ДОВОДИЛИ НА ЛЕТУ
Ввиду напряжённой международной обстановки производство машины начали без необходимой доводки. Её решено было производить уже в ходе серийного выпуска на двух заводах. С началом войны вся тяжесть этой работы легла на плечи сотрудников казанского 22-го завода, получившего свой номер от эвакуированного московского предприятия. Здесь появился даже специальный опытный цех.
Машина изначально была новаторской и требовала высокой культуры производства. В отличие от многих других типов самолётов, «пешка» имела весь комплекс пилотажных приборов, мощное вооружение и моторы. Уже на ВИ-100 впервые в СССР была применена дистанционно-электрическая система управления многими механизмами. Конструкция включала полсотни различных электродвигателей, массу разнообразных реле, тумблеров, сложную электропроводку. Кроме того, Пе-2 получил новую кабину, бомболюки и внешние подвески, позволявшие нести до тонны боеприпасов, автоматические тормозные решётки, ограничивавшие скорость при пикировании, оборонительные огневые точки. Самолёт имел протектированные топливные баки, заполнявшиеся по мере расхода бензина охлаждёнными выхлопными газами, что снижало риск возгорания в бою.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2:Размах крыла: 17,6 м, длина: 12,6 м, высота: 3,92 м. |
Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком в истории СССР. С 1940 по 1945 год было выпущено 11427 «пешек» различных модификаций. Казанцы выпускали машины, способные нести 1000-килограммовые фугасы и торпеды, выполнять высотные бомбардировки. Здесь появились разведчик Пе-3 и учебно-тренировочный вариант с двумя пилотскими кабинами. На Пе-2 испытывал свои ракетные ускорители Сергей Королёв. И всё это в условиях голодного и холодного военного времени, когда основными работниками завода были женщины и дети.
Конструктор постоянно совершенствовал свой самолёт. К концу войны страна, вероятно, увидела бы в корне обновлённую машину, лишённую «детских болезней». К сожалению, 12 января 1942 года Владимир Петляков погиб в авиакатастрофе, экстренно вылетев в Москву на попутной «пешке». Земной путь Владимира Михайловича завершился на Арском кладбище в Казани. Но его самолёты, несмотря ни на что, с честью дошли до «логова немецкого зверя».
ОТ КАЗАНИ ДО БЕРЛИНА
Боевая эффективность «пешек» проявилась не сразу. К лету 1941 года самолёты ещё только начали поступать в войска, а ускоренная программа переобучения лётчиков оставляла желать лучшего и в количественном, и в качественном отношении. Сам за себя говорит тот факт, что экипажи пикировщиков не обучались бомбометанию с пикирования.
Тем не менее уже в первые месяцы войны Пе-2 наносили немцам ощутимый урон. Настоящим кошмаром для врага стал налёт на нефтяной терминал в городе Плоешти, где было уничтожено более 250 тысяч тонн нефтепродуктов. Огненный шторм продолжался трое суток. Румынское радио утверждало, что в бомбардировке участвовало более сотни советских самолётов, хотя в реальности на задание отправилось всего шесть «пешек» из 40-го полка ВВС Черноморского флота.
Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком в истории СССР. С 1940 по 1945 год было выпущено 11427 «пешек» различных модификаций. Казанцы выпускали машины, способные нести 1000-килограммовые фугасы и торпеды, выполнять высотные бомбардировки
Несмотря на отдельные недостатки, Пе-2 уважали за прекрасные лётные качества и высокую боеспособность. Благодаря им самолёт эффективно действовал даже без прикрытия истребителей. Успеху во многом способствовало то, что в Казани самолёт вооружили мощным пулемётом Березина. Установка получила название «ФТ» – «Фронт требует».
Леонид Селяков, один из ведущих конструкторов КБ Петлякова, так описывал её появление. При отправке очередной партии машин на фронт он неожиданно услышал от одного из лётчиков, что на «пешке» никуда не годится стрелковая оборонительная установка с пулемётом ШКАС. Для борьбы с «мессерами» требовалось оружие посерьёзнее. И за десять голодных и почти бессонных дней бригада конструкторов и оружейников создала опытную установку, которую завод поначалу производил на свой страх и риск, в то время как сверху требовали прекратить «самодеятельность». Война, однако, всё расставила по местам. Эпизод с самолётами 30-го авиаполка, испытывавшего «ФТ» на фронте, – лучшее тому подтверждение. «Когда наши самолёты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка. Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили манёвр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия», – писал Селяков.
Казанские самолёты проявили себя на всех фронтах Великой Отечественной и в войне с Японией. На Пе-2 героически воевали лётчицы женского гвардейского бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой, сформированного в Казани. Во всём блеске показал «пешку» в качестве пикирующего бомбардировщика 150-й авиаполк во главе со своим командиром Иваном Полбиным. В Сталинграде его самолёты прорвались к бензохранилищу и в пикировании уничтожили цистерны, оставив немецкие танки без топлива. А в Берлине точечными ударами уничтожили замаскированную взлётную полосу, предназначенную для бегства нацистских главарей.
Окончание. Начало в 66 от 9.05.2019
Материал подготовлен при содействии сотрудников пресс-службы и музея Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».