От ленинского броневика до горбачёвской «чайки»

Станет ли уникальная коллекция ретроавтомобилей полноправным музеем?

В детском, а то и в зрелом возрасте многие наверняка мечтали «прокатиться» на машине времени. Жаль, что изобретена она только в фантастических книгах и фильмах. Но, оказывается, попасть из эпохи в эпоху можно и с помощью реальных транспортных средств, ставших визитной карточкой своего исторического периода.

Автор статьи: Антон ШАБАРДИН

Фото: Сергей Балташов; Антон Шабардин

Станет ли уникальная коллекция ретроавтомобилей полноправным музеем?

 

Гнедин-у-своего-гаража-ангара
Александр Гнедин у своего гаража-ангара.

В детском, а то и в зрелом возрасте многие наверняка мечтали прокатиться на машине времени. Жаль, что изобретена она только в фантастических книгах и фильмах. Но, оказывается, попасть из эпохи в эпоху можно и с помощью реальных транспортных средств, ставших визитной карточкой своего исторического периода.

 

Знатокам автомобильной старины Александ­ра Гнедина представлять не нужно. Старейший член республиканского «Авторетроклуба-21» является обладателем самой большой коллекции исторических автомобилей в Татарстане. В ангарах его собственного клуба «Ретромобиль» на Высокой Горе он с небольшой группой единомышленников собрал (во всех смыслах) более полусотни раритетов. При этом 35 машин – на ходу.

Они восстановлены до состояния, в котором когда-то сошли с конвейера, и теперь дарят возможность в буквальном смысле руками прикоснуться к истории. Сесть за руль полностью исправного и готового к поездке раритета, представив себя на месте первых «пользователей» и погрузившись в эпоху дедов и прадедов, – это ли не чудо!

 


Вопреки досужему мнению «диванных реставраторов», собрать коллекцию американских или немецких машин и технически, и финансово намного проще, чем произведения отечественного автопрома, которые впору вписывать в специальную Красную книгу. Поэтому эксклюзивными Александр Гнедин считает именно наши машины


 

В июне этого года наша газета уже рассказывала о появлении в высокогорской коллекции уникального пикапа «ГАЗ-4», существующего в России всего в двух экземплярах. Но вообще слово «уникальный» применительно к большинству машин Александра Гнедина. Это можно сказать даже о его относительно молодых «Победах» и «Волгах» двадцать первой модели ввиду их полной аутентичности. У них, по словам владельца, «всё родное, даже запах». Но основой коллекции являются практически исчезнувшие виды автомобильной «фауны».

– Меня интересуют только редкие машины, – говорит Александр Васильевич. – Из тех, которые остались в стране порой всего в двух-трёх экземплярах.

 

ЧЁРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Напротив упомянутого выше грузовичка в ангаре стоит вторая по счёту модель советского пикапа, изготовленная уже на базе «ГАЗ – М-1». Сама легендарная «Эмка» в сверкающем чёрным лаком легковом кузове тоже находится неподалёку. В своё время она разом была и символом прогрессивного пути в светлое будущее, и печально знаменитым «чёрным воронком» (в нашем конкретном случае машина работала в иркутском отделе госбезопасности). С 1936 по 1942 год было выпущено без малого 63 тысячи этих автомобилей, но до нашего времени дожили немногие – военное лихолетье и безжалостное время сделали своё дело. Поэтому стоимость оригинальной «Эмки», восстановленной по заводским чертежам с использованием родных деталей, сегодня приближается к двадцати миллионам рублей. На цену, по словам коллекционера, влияет и большая сложность, трудоёмкость работ по этой модели.

 

Эмка-и-Мерседес
Символы эпохи: «Эмка» и «Мерседес».

 

Чертежи, кстати, тоже удовольствие недешёвое: комплект на довоенный автомобиль Горьковского автозавода стоит около миллиона рублей. Но без работы с ними настоящий реставратор себя не мыслит.

– Приходится и в технической документации разбираться, и исторические источники поднимать, – рассказывает Александр Гнедин. – Но дело того стоит. Сейчас есть немало «коллекционеров», выдающих новодельную машину за оригинал, однако мне бывает достаточно взглянуть на форму сиденья, чтобы убедиться в обратном. Повторить довоенную газовскую технологию изготовления пружинных подушек для «Эмки» неспециалисту практически невозможно.

 

«САНИТАРКА» ИЗ КАЗАНИ

Среди грузовой, условно говоря, части коллекции внимание на себя обращают машины, прямо или косвенно связанные с военной историей. Вот редкий экземпляр трёхосного «ГАЗ-ААА» повышенной проходимости, неподалёку «Катюша» на базе «УралЗИСа». Впрочем, не забыта и эпоха первых пятилеток. Сейчас идёт кропотливое восстановление самосвала на базе полуторки: таких машин даже на фотографиях – наперечёт. Кстати, начало этой истории нежданно-негаданно дало коллекции и очень редкую «армейскую неотложку», выпускавшуюся с 1938 по 1950 год.

– Для сборки самосвала я приобрёл шасси от полуторки, показал кому-то и был удивлён, когда мне предложили за него сразу два других экземпляра шасси и энную сумму в придачу – дескать, именно этот раритетный металлолом очень дорог чьему-то сердцу. Но я почувствовал подвох и стал внимательно изучать покупку, пока не выяснил, что доставшаяся мне рама имеет ряд особенностей и принадлежит не грузовику, а санитарному автомобилю «ГАЗ-55» с более мягкой длиннорессорной подвеской. Это была удача: в оригинале таких машин в стране не осталось. Кроме того, на решение восстановить «санитарку» повлиял тот факт, что ее производили не только в Горьком, но и у нас в Казани, устанавливая на готовое шасси собственный кузов.

 

Санитарка-ГАЗ-55,-трёхосный-ГАЗ-ААА,--Катюша-на-шасси-УралЗИС
Санитарка ГАЗ-55, трёхосный ГАЗ-ААА, Катюша на шасси УралЗИС.

 

Из военных экспонатов, не считая уже упомянутой катюши, также интересны почти не отличимые от боевых макеты пушек-сорокапяток и настоящая полевая кухня 40-х годов. Радуют глаз бронеавтомобиль «БА-20», собранный на оригинальном шасси, и полностью аутентичный армейский вездеход «ГАЗ-67». «Газик», к слову, попал в Книгу рекордов России, как военный раритет, преодолевший «марафон» в 2395 километров с пушкой-сорокапяткой на фаркопе.

Интересно, что в нынешнем году почти вся эта техника, а также «Эмка» участвовала в масштабной реконструкции первого дня войны в Брестской крепости, на время «переехавшей» на родину её защитника Петра Гаврилова в село Альвидино.

 

ЗВЁЗДНЫЕ ЛИМУЗИНЫ

Вопреки досужему мнению «диванных реставраторов», собрать коллекцию американских или немецких машин и технически, и финансово намного проще, чем произведения отечественного автопрома, которые впору вписывать в специальную Красную книгу. Поэтому эксклюзивными Александр Гнедин считает именно наши машины. Исключение сделано лишь для нескольких иномарок коллекции.

 

 Александр ГНЕДИН:

александр-гнедин

Музей – дело неблагодарное. Создание полноценной автомобильной экспозиции для частного коллекционера, если он не арабский шейх, – неподъёмная задача. Другое дело, если бы это был республиканский проект.

За период тридцатых-сороковых отвечают реставрируемый «Опель-Капитан» и вполне исправный «Мерседес-Бенц-230», именуемый в среде поклонников известного фильма «Мерседесом» Штирлица». А вот лимузин «Линкольн-Таун-Кар» приветствует киноманов и меломанов из конца восьмидесятых. Первые узнают в нём модель, на которой возили Данди по прозвищу Крокодил. Но для просторов бывшего СССР важнее другое: предыдущим владельцем данного авто в техпаспорте значится «тот самый» Андрей Разин. Машина, уже практически превращённая в курятник, была выкуплена у родственников солиста «Ласкового мая» в Ставрополе и благодаря Александру Гнедину обрела вторую жизнь. Из тех же краёв в коллекцию попал и советский лимузин «ГАЗ-14». Именно эта «Чайка» возила чету Горбачёвых, покуда Михаил Сергеевич был первым секретарём Ставропольского крайкома КПСС.

 

КАК СТАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ

О своём увлечении, ставшем смыслом жизни, Александр Гнедин говорит с юмором:

– Я 28 лет не употребляю спиртное, надо же мне чем-то заниматься!

Но, понятно, реставрация ретроавтомобилей и, к примеру, изготовление спичечных домиков не одно и то же. Просто так, «с улицы», в эту сферу не попасть. Дело требует не только огромного энтузиазма, но и специфических знаний, опыта и серьёзных вложений.

– До 1998 года у меня из транспорта был только велосипед, а жили мы тремя семьями из трёх поколений в трёхкомнатной квартире на улице Космонавтов в Казани, – рассказывает Александр Васильевич. – Потом, как афганец, получил жильё на Высокой Горе.

В Афганистане прапорщик Гнедин воевал старшим техником разведроты, после вывода советских войск служил в Монголии, в девяностые был уволен в запас с должности командира автомобильного взвода. Так что знание матчасти самой разнообразной техники и особое к ней отношение сформировались давно. Финансовая же составляющая нынешнего увлечения появилась, когда он стал директором единственного в России завода поворотных кругов для грузовых прицепов и не дал ему уйти в небытие. Остальные подобные предприятия сдались на милость китайских конкурентов.

 


Воссозданный Александром Гнединым «Остин-Путиловец» должен стать ценным экспонатом импровизированного музея. Пока что отдельные экскурсии (по договорённости с учебными заведениями и общественными движениями) приходится водить, по сути, в гараж


 

Что касается реставраторского искусства, то первоначально он работал, что называется, для души, начав в двухтысячных с «Москвича» первой модели. Кроме того, выполнял заказы знакомых автовладельцев: «кожаный салон, занавесочки…». Ну а вступив в республиканский «Авторетроклуб-21», кустарщину забросил.

– Уже шесть лет работаю только «по заводу», по чертежам, много читаю, интересуюсь технической и «человеческой» историей каждой машины. Причём не только гражданскими автомобилями, но и военной техникой. Среди реставраторов этой тематикой в республике занимаюсь только я. Но надо понимать, что на конечный результат работает команда единомышленников, и она не ограничена Татарстаном. Огромную помощь оказывает мой друг из Екатеринбурга Алексей Заславский: самые сложные наши заказы выполняет его специализированная фирма «Старая школа».

 

ЛЕНИНА ЗАКАЗЫВАЛИ?

Как исключение из правил в ангаре возле подлинных автораритетов стоит новодел, но зато какой! Броневик «Остин-Путиловец», ставший реинкарнацией той самой машины, с которой Ленин, вернувшись из эмиграции, выступал на Финляндском вокзале в Петрограде. Сделан он на основе собранных по крупицам технических и исторических описаний.

Из-за отсутствия необходимых чертежей дело дошло даже до натурных обменов экспоната Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. В итоге броневик получился именно таким, каким был создан накануне революции.

Воссозданный Александром Гнединым «Остин-Путиловец» должен стать ценным экспонатом импровизированного музея. Пока что отдельные экскурсии (по договорённости с учебными заведениями и общественными движениями) приходится водить, по сути, в гараж. Превращение ангара, где «просто стоят» уникальные машины, в музей произойдёт, по замыслу владельца, после создания инсталляций. Каждый из образцов ретротехники будет помещён на отдельную площадку в историческом антураже. Недостаток площади для такой экспозиции возместят проектор и прочая мультимедийная аппаратура.

 

ГАЗ-67,-ГАЗ-69,-Остин-Путиловец
ГАЗ-67, ГАЗ-69, Остин-Путиловец.

 

В приложении к путиловскому броневику это будет выглядеть так: помимо машины как таковой, посетитель «вживую» увидит предметы революционной эпохи, а на экране за ним – исторические кадры. Посетители услышат и настоящую речь вождя мирового пролетариата, который будет стоять на броневике. Ростовая фигура Ильича уже заказана в Белоруссии.

Александр Васильевич представляет, как будет выглядеть экспозиция с пушками, с «Катюшей», полуторкой-самосвалом или «Эмкой». Разбавит атмосферу инсталляция типа «Мужики в гараже у «Запорожца» с газетной скатертью-самобранкой на капоте.

Однако всю эту масштабную для частной коллекции задумку он считает вынужденной мерой.

– Музей – дело неблагодарное, – говорит Александр Гнедин. – Создание полноценной автомобильной экспозиции для частного коллекционера, если он не арабский шейх, – неподъёмная задача. Другое дело, если бы это был республиканский проект. Вот в Свердловской области, в Верхней Пышме, создан великолепный комплекс, который ежегодно посещают больше двухсот тысяч человек. Я думаю, что и Татарстан, Казань достойны собственного технического музея такого уровня.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще