Особенности подготовки «инфраструктурных» кадров

На выездном заседании Комитета Госсовета РТ были подняты вопроса подготовки кадров для сферы ЖКХ

Казанский энергоуниверситет для обсуждения был выбран не случайно. Специалистов для сферы ЖКХ здесь готовят с 2016 года. Более того, параллельно с высшим образованием каждый студент-бакалавр получает рабочую специальность, востребованную на рынке.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: tatar-inform.ru

 

центр-компетенций
Центр компетенций и технологий в области энергосбережения КГЭУ.

На выездном заседании Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию, которое прошло на базе Казанского государственного энергетического университета, были подняты два важных вопроса, которые касаются практически всех граждан. Это проблемы подготовки кадров для сферы ЖКХ, строительства, транспорта и дорожного хозяйства, а также законопроекты, связанные с регулированием комплексного развития территорий.

 

Казанский энергоуниверситет для обсуждения кадрового вопроса был выбран не случайно. Специалистов для сферы ЖКХ здесь готовят с 2016 года. Более того, параллельно с высшим образованием каждый студент-бакалавр получает рабочую специальность, востребованную на рынке.

– Мы пришли к этому по рекомендации предприятий, заинтересованных в наших кадрах, – сообщил ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов. – Ребята с удовольствием ходят на такие занятия. Когда ты сам что-то делаешь руками, больше понимаешь и уважаешь труд рабочих, а без этого хорошим руководителем не станешь.

 

ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ ВРЕДЕН?

Сегодня в университете работает Центр компетенций и технологий в области энергосбережения, теплоснабжающий полигон ЖКХ, учебно-исследовательская лаборатория отопительного оборудования. Несмотря на хорошую базу в сфере подготовки кадров и востребованость специалистов на рынке, есть проблемы, которые нуждаются в решении на законодательном уровне. О них рассказал первый проректор Казанского государственного энергетического университета Александр Леонтьев.

– Прохождение практики на предприятиях для студентов как вузов, так и для ссузов – это серьёзная проблема, – сообщил он. – Приказы Минобрнауки обязывают проходить качественную практику, но эти документы для работодателей не имеют юридической силы. Необходимо выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, чтобы закрепить за юридическими лицами определенную квоту, по которой они должны принимать обучающихся вузов и колледжей на практику и создавать для этого все необходимые условия.

Следующая проблема касается целевого приёма, который спикер попросил не путать с целевым обучением. В первом случае вуз принимает абитуриента на первый курс на основании договора с предприятием, а во втором работодатель выбирает лучших студентов и заключает с ними договоры, после чего поддерживает их стипендиями, берёт на практику, дает темы дипломных работ и трудоустраивает.

Целевой приём законодательно не отрегулирован. Абитури­ент приносит нам договор с предприятием, и мы обязаны его принять по отдельному конкурсу. В основном к нам в этом случае идут ребята с низкими баллами, которые сами не знают, где дальше будут работать. Мы принимаем такого абитуриента на учёбу, предприятие обязательства не выполняет, студент учится ни шатко ни валко, и мы его не можем отчислить, так как не являемся участниками этого договора. Поэтому на бакалавриат целевой приём можно было бы отменить. От этого ни вуз, ни предприятие не пострадают. Пусть эти абитуриенты поступают на общих основаниях, – считает Александр Леонтьев.

 

НЮАНСЫ ОТРАСЛЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Что касается рабочих специальностей, то в Татарстане создана широкая сеть учреждений среднего профессионального образования – в 99 таких учреждениях учатся около 75 тыс. студентов. Подготовку кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и дорожного хозяйства ведут 43 учреждения среднего профессионального образования, в которых обучаются около 14,5 тысячи студентов по 33 специальностям и профессиям.

С 2014 года в республике ведется работа по созданию ресурсных центров, в которых главными заказчиками кадров являются профильные предприятия, принимающие активное участие в разработке и реализации образовательных программ. «Мы постоянно находимся в поиске новых эффективных инструментов подготовки специалистов рабочих профессий, – отметила начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки РТ Анна Сидоренко. – Вопрос, который часто возникает, – это баланс между отраслевой потребностью и объёмом подготовки специалистов. Такая проблема есть во всех странах. Управлять этой системой можно, только понимая реальные потребности в кадрах».

 

 

справка  «рт»

В Татарстане работает 41 ресурсный центр, где обучаются более 42,5 тысячи студентов. Для подготовки кадров в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства создано пять отраслевых ресурсных центров, для сферы транспорта и дорожного хозяйства – четыре ресурсных центра. Всего же подготовка кадров для данных отраслей осуществляется в 27 таких центрах. На сегодняшний день 80 процентов ребят, желающих получить специальность в сфере ЖКХ и инфраструктуры, обучаются здесь.

Госзаказ на рабочие специальности формируется на основании постановления Правительства республики. На его основе определяются перспективные потребности, которые разрабатываются отраслевыми министерствами сначала по крупным предприятиям, а затем муниципалитеты дают свои предложения по малому и среднему бизнесу. В конечном итоге Минтруд ежегодно формирует потребности в кадрах на предстоящие семь лет. Тем не менее частные предприятия, которых очень много, к примеру, в сфере строительства, не всегда готовы сообщать о своих потребностях в специалистах и тем более прогнозировать их на перспективу. Поэтому заказы берутся напрямую от организаций. И между официальными потребностями и реальным положением вещей – колоссальная разница. К примеру, по республике всего шестнадцать заявок на специалистов по эксплуатации и строительству зданий и сооружений, а реально выпускается более пятисот, и этого ещё недостаточно. Мастеров общестроительных работ, в число которых входят каменщик, плиточник, сварщик, в прошлом году было выпущено 154, хотя официальная потребность была почти в пять раз меньше. «Необходимо работу по формированию потребностей и внесению данных в эту систему организовать более качественно, усилив взаимодействие с частными организациям и муниципалитетами», – подчеркнула Анна Сидоренко.

 

ТРУДНОСТИ СОСТЫКОВКИ

На заседании выявилась ещё одна проблема: не всегда предприятия и учебные заведения видят друг друга, хотя потребности есть с обеих сторон.

«Я руководитель крупной строительной организации, – высказался депутат Госсовета Илья Вольфсон. – К нам ни разу не обращались из учебных заведений с предложением обучать ребят, хотя у нас сильнейший кадровый голод по многим рабочим специальностям. Если нам будут готовить нужных специалистов, обеспеченных документами по охране труда, чтобы у нас голова за них не болела, то мы с радостью готовы оплачивать обучение таких ребят».

Подводя итоги состоявшегося разговора, председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин подчеркнул, что сегодня в республике сформирована хорошая база по обучению специалистов рабочих профессий на базе ресурсных центров. И результаты WorldSkills показывают, что данная работа ведётся на высоком уровне. Предприятиям нужны специалисты, подготовленные и в плане трудовой безопасности. Это нормально, что работодатели и учебные заведения ищут путь друг к другу, стараясь сделать его максимально коротким. Все участники этого процесса находятся в рыночных условиях. У учебных заведений должна быть мотивация к компетенции «продать» своего студента по самой высокой цене, резюмировал он.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще