В канун весенних каникул в музее Пушечного двора в Кремле открылась выставка «Оружейные истории: Запад и Восток».
Экспозиция представлена Ивановским государственным историко-краеведческим музеем им. Д.Г.Бурылина. Уникальность выставки не только в раритетности экспонатов, но и в самой возможности для казанцев и гостей столицы познакомиться с «иногородним» оружием. К сожалению, в связи с недоработками в законодательстве предметы оружейной коллекции в различных регионах могут рассматриваться и как «оружие», и как «предмет культуры». А это существенно затрудняет их транспортировку по стране и экспозицию в иногородних музеях. Так что татарстанцам повезло: до конца сентября мы можем посмотреть эту выставку у себя дома.
Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина:
– Наша коллекция – одна из лучших в России и насчитывает более 1200 предметов оружия и амуниции. Понятно, что в Казань привезена лишь небольшая её часть. Но надеемся в будущем, увеличив количество экспонатов, познакомить с ними и казанцев.
Марина Пророкова, хранитель коллекции оружия и предметов военного снаряжения:
– В конце ХIХ – начале ХХ века наш земляк фабрикант и меценат Диодор Бурылин собрал большое количество «редкостей и древностей» (в том числе и коллекцию оружия). Он намеревался подарить всё это городу. Позднее собрание Бурылина было национализировано, и на его основе создан музей.
Коллекция оружия Бурылина уникальна и по наполнению, и по ценности экспонатов. Мы привезли в Казань холодное и огнестрельное оружие ХVIII – начала ХХ века из разных стран. Это, например, немецкий «меч правосудия» XVIII века, африканские кинжалы в ножнах из кожи крокодила, кавказская трость со скрытым клинком, богато украшенные персидские секиры, а также оригинальные образцы доспехов. «Гвоздями» выставки можно считать авторский револьвер оружейного мастера Российского императорского двора Жана-Адольфа Лардере и кинжал-бебут, подаренный Михаилом Фрунзе своему товарищу Михаилу Седову.
Кстати, арабская вязь, украшающая секиры, нами не прочитана. Может быть, казанские историки и арабисты помогут нам разобраться в этих письменах.