17 января 2022

Они ковали оборонную мощь страны

Опубликовано: 23.09.2019 14:42

 

фотовыставка-«Люди-труда»

 

В столице Татарстана открылась фотовыставка «Люди труда», организованная Казанским авиастроительным заводом им. С.П.Горбунова.

 

ГОРДОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Если вам когда-либо мечталось окунуться в рабочую атмосферу самолётостроения, то вам стоит посетить ДК им. Ленина, где проходит тематическая фотовыставка, приуроченная к прошедшему в Казани чемпионату мира рабочих профессий WorldSkills. На стендах можно увидеть цветные изображения рабочих Казанского авиазавода и мысленно перенестись в производственные цеха режимного предприятия, куда посторонним вход был всегда закрыт.

Вот фотография слесаря-сборщика летательных аппаратов пятого разряда Марселя Шарафутдинова, рассматривающего рабочие чертежи конструкции салона самолёта. А это – сборщик-клепальщик пятого разряда Рафис Мингалимов во время крепления внутренней обшивки воздушного транспорта. Авиационный механик по планеру и двигателям пятого разряда Леонид Устимов на фоне «стальной птицы» говорит по рации, а инженер-испытатель Алексей Логунов переключает тумблер на щите приборов.

 

Алексей-Логунов

 

Все эти и другие запечатлённые на снимках люди – гордость предприятия, передовики производства. Их фотографии внимательно рассматривают посетители  пришедшие на выставку. Это и студенты, решившие связать свою судьбу с Казанским авиационным заводом, и ветераны труда, находящиеся на заслуженном отдыхе.

 

«ЗНАЛ КОРОЛЁВА, НО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЭТО ОН»

93-летний Николай Степанович Анекин работал на заводе во время войны и даже общался с великим конструктором академиком Королёвым.

Как известно, Сергей Павлович был направлен на Казанский авиазавод в то время, когда был незаслуженно осуждён на восемь лет заключения. Сначала он находился в московской спецтюрьме НКВД, где разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика.

В 1942 году Королёва переводят в другое конструкторское бюро тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе №16, где велись работы над ракетными двигателями для авиации. Здесь он активно воплощал идею их использования для сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик машин во время воздушного боя.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

 

Ветеран-Николай-Анекин

 

В июле 1944 года Сергея Павловича по личному указанию Сталина досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. В авиационном институте Королёва помнят как одного из первых преподавателей на кафедре реактивных двигателей, которая на тот момент являлась уникальной в своём роде.

– В то время всё было настолько законспирировано, что Королёва мы знали под другой фамилией – Смирнов или Соколов, точно не помню, – рассказывает Николай Степанович. – Можно сказать, что я знал Королёва, но не знал, что это он. Когда начальник цеха нас познакомил, Сергей Павлович обратился ко мне тепло, по-отечески, назвал меня «сынком» и сделал заказ на изготовление штуцеров для ускорителя реактивного авиационного двигателя. Тогда мне было всего 15 лет и я работал слесарем, позже стал фрезеровщиком-зуборезчиком, делал шестерёнки. Только после войны мы узнали, что имели дело с самим Королёвым.

До войны Николай Анекин жил в Москве, был курсантом так называемого «ремёсленного училища», которое в 1941 году следом за авиазаводом было эвакуировано в Казань. На предприятии начал работать с 14 лет. Рабочие завода трудились по 12 часов в сутки, выпустили сотни боевых самолётов и тем самым внесли большой вклад в Великую Победу. За самоотверженный труд Анекин награждён четырьмя медалями, был удостоен знака «Победитель социалистического соревнования». Здесь же на заводе он встретил свою будущую супругу Антонину Максимовну, работавшую в секретном отделе. Примечательно, что дети Анекиных – Наталья и Александр также посвятили себя работе на авиазаводе. На заслуженный отдых основатель трудовой династии вышел в 1987 году.

 

«НАС БЫЛО ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ»

Ещё одна моя собеседница Римма Ивановна Белова до выхода на пенсию возглавляла Совет ветеранов Казанского авиазавода.

– Начиная с 1960 года, я трудилась в цехе покрытий, обрабатывала и красила детали самолёта для защиты от коррозии, – вспоминает она. – А в 1979-м гендиректор Виталий Егорович Копылов назначил меня главным химиком. Я была ведущим специалистом по связям с предприятиями-партнёрами, выпускающими авиационную технику. Вместе с другими специалистами ездила в командировки, изучала и внедряла у себя в объединении им. Горбунова передовые технологии. Нас тогда на заводе 30 тысяч человек работали, в десять раз больше, чем сейчас!

 


При Копылове Казань стала флагманом отечественного самолётостроения. Его внимательное отношение к людям, умение увлечь их, организаторские способности, честность, порядочность, а вместе с тем требовательность снискали большое уважение в огромной трудовой семье авиастроителей


 

Ветераны тепло вспоминают о Копылове, внёсшем огромный вклад в развитие авиационной промышленности страны. При нём на Казанском авиазаводе был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, а в цехах лениногорского филиала было организовано конвейерное производство лодок «Казанка» и «Казанка 2М». При Копылове Казань стала флагманом отечественного самолётостроения. Его внимательное отношение к людям, умение увлечь их, организаторские способности, честность, порядочность, а вместе с тем требовательность снискали большое уважение в огромной трудовой семье авиастроителей. По инициативе Виталия Егоровича при КАПО был основан домостроительный комбинат, и для тружеников завода ежегодно сдавалось до 30 тысяч квадратных метров жилья.

 

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ

В торжественном открытии фотовыставки, состоявшемся 20 сентября, приняли участие представители министерства промышленности и торговли республики, администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани.

Приветствуя коллег, ветеранов и гостей мероприятия, заместитель начальника отдела оборонного комплекса министерства промышленности и торговли республики Владимир Иванык отметил, что Казанский авиационный завод является уникальным авиастроительным комплексом с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, где строятся мощнейшие самолёты марки «Ту».

Он также отметил, что Дворец культуры имени Ленина местом проведения фотовыставки выбран неслучайно. Он был построен заводчанами на 40-летие ТАССР.  А в следующем году наша республика отметит 100-летие с момента образования.

В программе торжественной части открытия фотовыставки для посетителей был организован небольшой концерт, гостям вручили памятные сувениры. Выставка будет работать по 27 сентября.

 

image_printРаспечатать

Фото: Шамиль Багаутдинов, "РТ"
Автор статьи: БАГАУТДИНОВ Шамиль
Выпуск: №140 (28714)


Добавить комментарий

14.01.2022

Школа сельская, непровинциальная

Ушедший год стал знаковым для Верхнеуслонской детской школы искусств

Она признана победителем в номинации «Лучшая сельская школа искусств» общероссийского конкурса среди учреждений дополнительного образования. Кроме того, школа занесена в Книгу почёта Верхнеуслонского муниципального района.

5990
14.01.2022

И это всё о нём…

Штрихи к портрету первого Президента Татарстана.

4380
14.01.2022

Профессионалы и молодежь в одном строю

Президент Рустам Минниханов принял участие в торжественном мероприятии, посвящённом Дню работника прокуратуры РФ и 300-летию с дня образования российской прокуратуры.

4240
14.01.2022

Без подарка никто не остался

Радостным событием в канун старого нового, года стало в Чистополе торжественное вручение именного подарка школьнице Розе Капитоновой в рамках Всероссийской благотворительной акции «Ёлка желаний».

3900
14.01.2022

За детским пособием – в Пенсионный фонд

За разовой выплатой при рождении ребёнка теперь нужно обращаться в Пенсионный фонд. Размер единовременной выплаты на новорождённого теперь составляет 18 886 рублей.

5480

Мнение

Лейла ФАЗЛЕЕВА, заместитель Премьер-министра РТ:


Мы ждём практически четырёхкратного увеличения заболеваемости, связанного с тем, что грядёт штамм «омикрон». В этой связи к нам в оперштаб часто обращаются с вопросом: зачем мы вакцинировались, если болезнь всё равно приходит? Это очевидно: потому что переносится она намного легче и без последствий.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров