В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась очередная, уже четвёртая выставка из серии «Московские казанцы», на которой многие наверняка откроют для себя художника-графика Дмитрия Мощевитина (1894–1974).
Дмитрий Мощевитин – питомец Казанской художественной школы, но его профессиональная деятельность в основном протекала в Москве. Художник известен как мастер книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничавший с ведущими московскими изданиями. Сегодня его графические произведения хранятся в крупных российских музеях, в том числе в Третьяковской галерее.
Дмитрий Павлович Мощевитин родился в Сарапуле, но рано проявившиеся способности к рисованию привели его в Казань, где в 1911 году он поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Два года, проведённые в натюрмортном классе Николая Фешина, позволили развиться природному таланту Дмитрия Мощевитина и заложили основу его профессионального роста в дальнейшем.
Годы Первой мировой войны и революционных потрясений в России стали для художника временем тяжёлых испытаний и скитаний по городам и весям: Сарапул, Агрыз, Миасс, Златоуст, Челябинск, Омск… Тем не менее Мощевитин не оставлял творческую деятельность: рисовал плакаты и карикатуры для газет, руководил художественными студиями, организовывал выставки и сам участвовал в них. Несколько раз художник приезжал в Казань, и эти краткие визиты, по мнению искусствоведов, оказались весьма плодотворными по своим художественным результатам. Так, в 1918 году Мощевитин принял участие в организации первого казанского художественного объединения «Подсолнечник», чуть позже примкнул к легендарному «Всаднику», а также работал художником-декоратором в Первом рабочем театре Казани.
Дмитрий Павлович Мощевитин родился в Сарапуле, но рано проявившиеся способности к рисованию привели его в Казань, где в 1911 году он поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Два года, проведённые в натюрмортном классе Николая Фешина, позволили развиться природному таланту Дмитрия Мощевитина и заложили основу его профессионального роста в дальнейшем
С 1922 года Мощевитин обосновался в Москве, где стал сотрудничать с крупными издательствами – такими как «Центросоюз», «Правда», «Рабочая газета», и особенно – с издательством Г.Ф.Мириманова, выпускавшим детские иллюстрированные книги.
Конечно, издательская рутина, определяемая государственным заказом, не всегда давала художнику возможность следовать своим творческим устремлениям, поэтому со временем он все чаще стал работать в стол. Лишь в постсоветское время благодаря стараниям дочери художника некоторые из этих серий были опубликованы, а часть творческого наследия мастера ещё ждёт своего часа, например его серии иллюстраций к произведениям М.Лермонтова, Б.Брехта и других.
На первой персональной выставке Дмитрия Мощевитина в Казани представлено более 80 графических произведений из собрания ГМИИ РТ и архива семьи художника. Кроме того, экспозиция знакомит с ещё одной ипостасью Дмитрия Мощевитина – его актёрским дарованием, которое раскрылось в нескольких фильмах, снятых в 1920-е годы режиссёром А.Д.Поповым (еще одним учеником Казанской художественной школы).