Ольга Скепнер: Джаз – это моя жизнь

Ольга Скрепнер накануне открытия четвёртого сезона джазового фестиваля Hotel de ville рассказала о казанской истории джаза.

Автор статьи: Елена КУДРЯВЦЕВА

Фото: userapi.com

 

Ольга-Скепнер

 

Ольга Скепнер – джазовая вокалистка, музыковед, педагог, директор Art of Jazz Company, основатель и музыкальный директор Международного фестиваля «JAZZ в усадьбе Сандецкого» («Jazz в Кремле с Ольгой Скепнер»). Накануне открытия четвёртого сезона джазового фестиваля Hotel de ville в Казанской ратуше она рассказала о казанской истории джаза, о проблемах, с которыми сталкивается джазовое движение в нашем городе, и о самом фестивале.

 

– Согласны ли вы с распространённым в Казани мнением, что столица Татарстана чуть ли не третья джазовая столица в России?

– Мне кажется, это явный перебор – говорить о какой-то её глобальной роли в рамках страны.

История была. С конца сороковых годов здесь работал оркестр Лундстрема. И то, что маэстро делал обработки татарских песен и составлял из них программы концертов, в итоге для национальной культуры Татарстана стало, безусловно, неоценимым явлением. Много лет работал в Казани и Виктор Деринг со своим оркестром. Играли они в кинотеатрах, в ресторанах, на танцплощадках. Хотя это и не всегда был джаз в чистом виде, поскольку играли и популярные советские мелодии, и народную музыку. Но в Казани вообще всегда всего было много, и всё, как всегда, было эклектически смешано.

Разумеется, большую роль в развитии джазовой культуры казанцев сыграл клуб Игоря Григорьевича Зисера «Джазовый перекрёсток», который с перерывами существовал почти двадцать лет. Но безвременье конца прошлого века и начала нынешнего сыграли свою роль в уничтожении всяческой культуры, в том числе и джазовой. Тогда из Казани уехали в Москву, Петербург, за границу все джазовые музыканты. И я считаю, что до сих пор в Казани джаза нет.

 


В Казани есть филармонический джазовый оркестр. У него есть концертная площадка. Но работают здесь по абонементам, то есть это опять разовые концерты. И зрителю нужно «жить» от одного концерта до другого. Нужны джаз-клубы. Чтобы было место, где будут «вариться», тусоваться, творить джазовые музыканты каждый день


 

– Да как же так? А сколько концертов было! В УНИКСе, в «Пирамиде», в клубе Менжинского… Душу грел и джаз-клуб «Весёлый Роджер», наконец.

– Так всё это, как правило, одиночные проекты. Ну выступишь разок, и всё… Но джаза как явления, как особенности казанской музыкальной культуры не было. Да, с 2002 года я открыла продюсерский центр Art of Jazz Company, стала давать свои концерты, была гостем многих телевизионных программ «Джазовый перекрёсток» (за приглашения в которые я очень благодарна Игорю Григорьевичу).

Честно сказать, все программы концертов я делала просто под себя и ради себя. Потому что джаз – это моя жизнь, потому что я хочу петь вот с этим музыкантом, или вот с этим из Америки, или вот с этим из Бразилии. Вот это моё «хочу» толкало на «подвиги». Я составляла программу, искала музыкантов, каких-то инвесторов. Ведь это совсем не коммерческая, а, скорее, просветительская деятельность. Просто хочу, чтобы как можно больше людей полюбили джаз, узнали и познакомились с той музыкой, которую я так люблю.

У нас никогда не было рекламы (просто не было на это денег), а все мои программы собирали зрителей только благодаря сарафанному радио. И надо сказать, что почти всегда с аншлагами. Так что я совершенно убеждена, что в Казани есть интерес к джазу, есть его любители.

 

– И при этом вы всё-таки утверждаете, что в Казани нет джаза?

– Нет и, похоже, в ближайшее время не будет. Я говорю о «фундаментальном» джазе. Как в Америке, например, или хотя бы в Петербурге и Москве.

В Казани есть филармонический джазовый оркестр. У него есть концертная площадка. Но работают здесь по абонементам, то есть это опять разовые концерты. И зрителю нужно «жить» от одного концерта до другого. Нужны джаз-клубы. Чтобы было место, где будут «вариться», тусоваться, творить джазовые музыканты каждый день.

Ну скажите… Человек после работы захотел отдохнуть и просто послушать живой джаз. Куда он пойдёт? У нас нет, как я называю, джазовой инфраструктуры, музыкантам играть негде. Им нужны ежедневные площадки, им нужна самореализация. Тогда они не будут уезжать из Казани, отработав концерт. И музыканты в стране есть. Как только появится у нас постоянное, удобное место для их работы, они сразу сюда потянутся. Казани нужен свой джазовый клуб, который мы много лет безуспешно пытаемся создать.

В городе прекрасные условия для развития классического искусства, классической музыки (театры, концертные залы и площадки). Но джаз – музыка другая, у неё своя специфика, требующая особой акустики, особого звука, особой атмосферы. А это очень дорогое удовольствие, ведь звук, инструменты, рояль  довольно большие затраты для учредителей клуба, организаторов концертов. Так что организаторы концертов и сами джазмены работают у нас практически ради искусства.

 


У меня масса идей. Работаю от себя – не от Министерства культуры, не от мэрии Казани. Наши фестивали и концерты могут быть под их патронажем, в некоторые годы они мне помогали. Но нужны постоянные соратники, инвесторы, влюблённые в джаз, нужны площадки, хотя бы пара музыкальных клубов-ресторанов, где каждый день будут играть только высокопрофессиональные музыканты


 

– Но ведь, несмотря на все это, в Казани много лет успешно развивался проект «JAZZ в усадьбе Сандецкого», проходили различные фестивали. В ратуше состоится концерт White Сhristmas. Есть у нас и джаз-клуб «Старый рояль»…

– Фестиваль «JAZZ в усадьбе Сандецкого», как все знают, не существует больше на прежнем месте. Вот уже два года подряд я его делаю в Кремле. У нас произошла смена места и ребрендинг: «JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер». Я больше привязываю свой фестиваль не к географическому пространству, а только к своей личности. Думаю, так правильно. Проводить этот длительный (в течение двух месяцев) фестиваль – задача не из лёгких. И пока в следующем году я сделаю перерыв, остановку.

В ратуше тоже очень «трудный» зал с точки зрения акустики. Скорее, он больше подходит для классической музыки.

Да, пока мы ещё «теплимся» благодаря «Старому роялю», но это совсем не джаз-клуб. Это музыкальный ресторан. Разная публика, разная музыка, небольшое помещение на пятьдесят-шестьдесят мест, а в рамках клубных концертов необходима аудитория около двухсот человек, чтобы окупить проект.

У меня масса идей. Работаю от себя – не от Министерства культуры, не от мэрии Казани. Наши фестивали и концерты могут быть под их патронажем, в некоторые годы они мне помогали. Но нужны постоянные соратники, инвесторы, влюблённые в джаз, нужны площадки, хотя бы пара музыкальных клубов-ресторанов, где каждый день будут играть только высокопрофессиональные музыканты.

Я знаю, как собрать людей, привлечь, как объединить их, как влюбить в эту музыку. Представляю зрителям только качественную музыку. Но стоять у руля ресторана-клуба, стать бизнес-вумен и забыть о музыке, о всех своих песнях, обо всём… Нет, я так не хочу! Так что пока мечты о настоящем казанском джаз-клубе, имеющем несколько площадок, на которые не стыдно пригласить музыкантов со всего мира, так и остаются мечтами…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще