Олег Ивенко: «Удача приходит к тем, кто ее добивается»

Олег Ивенко сыграл Рудольфа Нуриева в фильме Рэйфа Файнса

Заслуженный артист Татарстана, солист театра оперы и балета им. Джалиля Олег Ивенко рассказал о фильме, в котором он сыграл Рудольфа Нуриева.

 

Автор статьи: Елена КУДРЯВЦЕВА

Фото: entermedia.io; vverh-tatarstan.ru

 

олег-ивенко

 

В ушедшем году солист театра оперы и балета им. Джалиля Олег Ивенко сыграл Рудольфа Нуриева в фильме британского режиссёра Рэйфа Файнса The White Crow («Белый ворон»). Картина рассказывает о юности танцовщика, его студенческой жизни в Ленинграде и неделях в Париже, проведённых им в 1961 году. Пока фильм показали только на международных фестивалях в США, Испании, Египте, Италии. А вот в России надеемся увидеть его весной этого года.

О работе над образом «летающего татарина» Олег Ивенко, заслуженный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов, рассказал нашим читателям.

 

– В период подготовки к этой роли вы наверняка узнали много нового о Рудольфе Нуриеве. Каким, по вашему мнению, он был?

– Да, я прочитал о Нуриеве все, что можно. Смотрел и открытые, и закрытые материалы, много общался с теми, кто мог о нём что-то рассказать.

Да чего только о нём не писали… Предатель Родины, гуляка, скандалист, дебошир, человек с отвратительным характером. Но это всё было маской, под которой он прятал своё естество: невероятные страстность и свободолюбие. Трагичность судьбы Нуриева, по-моему, заключалась в том, что он хотел всего и сразу. А так, к сожалению, не бывает. Он был потрясающе сильной личностью. И как бы не прессовала его жизнь, один шёл против всего, что ему мешало дойти до своей цели.

Думаю, что Рудольф не считал, что предаёт родину. Он уезжал из страны, где он не мог жить так, как хотел. Он рвался на свободу, которой не мог найти дома. Хотя мне, родившемуся в 91-м и ещё будучи школьником побывавшему во многих странах, а затем танцевавшему на многих сценах мира, трудно понять, какой была та страна…

 


Оценки публики были неоднозначными, но в целом людям он понравился. А для меня лично особо важным было мнение выдающегося танцовщика, балетмейстера и актера Михаила Барышникова, который много общался с Нуриевым и хорошо его знал


 

Балет меняется. Сейчас и среднего уровня танцовщики нередко танцуют не хуже Нуриева. Но его феномен, как танцовщика, не столько в технике, сколько в какой-то харизме, в магнетической страстности и невероятной жажде жизни. Это мы и старались показать в фильме.

В начале съёмок я понятия не имел об актёрском мастерстве, о том, как закрывать себя от эмоций персонажа. И однажды в одной из сцен настолько погрузился в образ, что физически почувствовал невероятную душевную боль. Она была совершенно реальна и невыносима… Тогда мне показалось, что такую же боль испытывал в этой ситуации и Нуриев. С этого момента я стал лучше его понимать, а порой и вовсе ощущал себя им.

 

– Как вы считаете, фильм получился? Как его оценили зрители?

– На мой взгляд, картина захватывает. Оценки публики были неоднозначными, но в целом людям она понравилась. А для меня лично особо важным было мнение выдающегося танцовщика, балетмейстера и актёра Михаила Барышникова, который много общался с Нуриевым и хорошо его знал. Был очень рад, когда его друзья сообщили мне, что, увидев окончательную версию, Михаил Николаевич сказал: «Да, это крутой фильм». Такая оценка для меня дорогого стоит.

 

– А как вы вообще попали в этот фильм, да ещё на главную роль?

– Мне этот шанс (сыграть великого Нуриева) будто с неба свалился… Вообще, в моей жизни столько было удивительных случайностей!

Я родом из Харькова. Поступив в Харьковскую хорео­графическую школу, совершенно неожиданно для моих родителей попал в класс к педагогу, к которому детей записывали в очередь на много лет вперёд, чуть ли не с рождения. Далее я учился в Белорусском государственном хореографическом колледже, участвовал в международных конкурсах. И в 2010 году на Международном фестивале хореографических школ в Казани ко мне подошёл руководитель балетной труппы Татарского театра оперы и балета Владимир Яковлев и предложил работу. Тогда у меня было много приглашений, в том числе из Европы, но я – гражданин Украины – всегда хотел работать в России. В Украине балет как-то зачах, не развивался, а Европа для меня – это не классический, а со­временный танец. И вот с тех пор я работаю в Казани.

Сразу начал вводиться в репертуар. Работая в театре, принял участие в шоу «Большой балет» телеканала «Россия-Культура», довольно много танцевал на различных международных конкурсах, стал лауреатом в Сеуле, Перми, Берлине, Красноярске, обладателем Гран-при конкурса Ю.Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи…

 


На эту роль претендовали и голливудские актеры. Но режиссер хотел видеть на площадке человека, который бы смог сделать «два в одном». Первое время я вообще плохо понимал, что происходит. В лице Рэйфа я получил невероятного наставника!


 

В один прекрасный день я увидел в соцсети сообщение о том, что начинается кастинг на роль Рудольфа Нуриева в фильме британского режиссёра. Подумал, что это очередной спам, не имеющий ко мне никакого отношения, и удалил его.

Спустя пару недель выясняется, что меня ищут кастинг-директор из Петербурга Алла Петелина и ее помощница Екатерина Лобанова. Списались. Они попросили прислать свои видеоматериалы, потом приехали на спектакль в Казань. В тот момент мне во всём помогал наш художественный руководитель Владимир Алексеевич Яковлев: организовал просмотр гостям спектакля, а в дальнейшем отпускал меня на пробы…

Выяснилось, что я плохо знаю английский. Что тут началось! Стал готовиться к пробам. Было сложно на самом деле. Спектакль станцевал, пришёл домой, а тут меня ждёт педагог по английскому. Я упорно учил язык, зная, что на эту роль ещё пять претендентов. И, кстати, ребята очень достойные (из Большого театра, из Берлинской оперы). Решил, что не надо ничего бояться, а надо просто работать и достойно показать, на что способен. А там уж кого выберут, того и выберут.

 

 

ивенко

 

– И как оно было… на кастинге? Где он проводился?

– В Петербурге. Там я и увидел впервые Рэйфа Файнса. Состоялись большие пробы, с настоящими актёрами. А я не актёр, ничего не умею, пробы впервые! Было бе-зумное волнение. Подошел Рэйф и говорит: «Тебе надо реально расслабиться. Просто кайфани и делай то, что я попрошу». Я расслабился и старался получать удовольствие от того, что происходит в этих четырёх-пяти сценах и со мной, и вокруг меня. На этих пробах, возможно, Рэйф увидел зачатки того образа, который он искал.

Спустя какое-то время снова пришлось ехать в Петербург. Я не верил, что вошёл в тройку претендентов на главную роль. Теперь осталось убедить режиссёра, что ты справишься с ролью, выразишь своё представление о герое. Я не представлял себе, как это сделать… Оставалось просто успокоиться и довериться своему внутреннему голосу.

После этой встречи уехал на гастроли с театром в Голландию. Там и узнал, что утверждён на роль Нуриева…

 

– Все-таки, я не понимаю… Почему Файнс не выбрал на эту роль профессионального актёра? Ведь сейчас комбинированные съемки – не проблема: играет один, танцует другой… А вам пришлось не только танцевать, но и играть на двух языках! Да ещё с такими партнёрами, как Адель Экзаркопулос, Равшана Куркова, Чулпан Хаматова, Сергей Полунин.

– Да, на эту роль претендовали и голливудские актеры. Но режиссёр хотел видеть на площадке человека, который бы смог сделать «два в одном». Первое время я вообще плохо понимал, что происходит. В лице Рэйфа я получил невероятного наставника! Он учил меня, как пользоваться огромным объёмом информации, который на меня свалился. Учил не только тому, как играть ту или иную сцену, произносить те или иные реплики, но и как себя вести на площадке и вне её. Это настоящий Учитель, который, веря в тебя, тем самым развивает в тебе то, о существовании чего ты и не подозревал.

 


То, что было на съемках, это сказка, мечта. Но, думаю, у меня бы ничего не вышло без веры в меня моих близких людей, без помощи и поддержки режиссера, коллег, всей съемочной группы. Это была большая семья


 

– А как сложились на съёмках отношения с коллегами?

– С Сережей Полуниным у нас были по-настоящему братские отношения, а в танцевальных сценах он мне очень много помогал. Чулпан Хаматова – необыкновенная. Актриса она действительно крутая и очень мне помогала. А как человек – невероятно добрая и отзывчивая. Если видит, что нужна помощь, безо всяких просьб поможет. Если у тебя всё хорошо – искренне за тебя порадуется. Когда она приезжала в Казань на съёмки «Зулейхи», я поехал к ней, чтобы хоть полчаса пообщаться.

То, что было на съёмках, – это сказка, мечта. Но, думаю, у меня бы ничего не вышло без веры в меня моих близких людей, без помощи и поддержки режиссёра, коллег, всей съёмочной группы. Это была большая семья.

 

– Не сочтите некорректным мой вопрос. Но не боитесь ли вы остаться «тем, кто сыграл Нуриева»?

– Нет (смеётся). Во-первых, до меня уже был фильм о Нуриеве. Снимало BBC. Правда, он был документальным, в их стиле. Но там очень неплохо сыграл Артём Овчаренко. Кроме того, Нуриев – настолько интересная личность, что и после меня его не раз будут играть другие актёры. А во-вторых, я стараюсь быть разносторонним, успевать делать всё. Я танцую в спектаклях нашего театра, у меня в репертуаре около двадцати различных партий. Нынче в Казани состоялся мой собственный фестиваль современного танца #StagePlatforma, есть собственная танцевальная школа Ballet Room. Я, конечно, не знаю, что меня ждёт, но планов много.

 

– Что вы вынесли из опыта съёмок в фильме?

– Фильм меня многому научил. Главное, верить себе, слышать свой внутренний голос. А ещё у Рудольфа Нуриева я учусь, несмотря ни на что, идти к своей цели. И работать-работать, пока её не достигнешь. А если делаешь всё верно, то удача обязательно повернётся к тебе. Ведь она приходит к тем, кто её добивается.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще