Оградите детей от опасных сетей!

О том, как защитить молодёжь от вредоносных сообществ и другого негативного влияния в интернет-пространстве

Мир стремительно меняется, и дети эпохи Интернета, соцсетей и гаджетов зачастую намного опережают родителей в овладении этим пространством. О том, что делать в случае беды, рассказывают специалисты.

 

О том, как защитить молодёжь от вредоносных сообществ и другого негативного влияния в интернет-пространстве, рассказывают специалисты

 

безопасность-в-интернете

 

Мир стремительно меняется, и дети эпохи Интернета, соцсетей и гаджетов зачастую намного опережают родителей в овладении этим пространством. И если в обычном мире мы знаем, с какими опасностями может столкнуться ребёнок, и стараемся заранее предупредить о них, научить его основам техники безопасности, то здесь зачастую оказываемся далеко позади и понимаем, что ребёнок в беде, с большим запозданием. Более того, часто сами не знаем, как и чем ему можно помочь.

О том, как дети становятся жертвами новых форм насилия, расплодившихся в цифровой среде, что делать в случае беды, рассказывают специалисты: Денис Заварзин – руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды, Андрей Камин – президент Российской телефонной экстренной психологической помощи и Александра Бочавер – научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 

– Какие же опасности поджидают наших детей в Интернете и социальных сетях?

Денис Заварзин:

– С точки зрения глобальных угроз мы фиксируем распространение личной информации и персональных данных, манипулирование детским сознанием, мошеннические схемы с участием детей, а также распространение негативного контента, который оказывает разрушительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка и на его поведение в том числе. Мы определили около тридцати деструктивных субкультур, которые так или иначе воздействуют на подрастающее поколение. Это связано с агрессией в школах, а также распространением криминальных сообществ и суицидальных групп.

Кибербуллинг – очень сложная вещь для мониторинга, поскольку общение детей и травля, как правило, происходят в личных сообщениях, в приватных чатах и в закрытых группах. Буквально недавно в Новосибирской области была выявлена группа, которая не только занималась травлей, но и осуществляла мошеннические схемы: в группе выкладывалась личная информация, которую убирали за деньги. Эта группа была заблокирована.

 

Андрей Камин:

– Также в сетях существуют разного рода культы. Многие думают, что культ – это исключительно религиозная секта. Но сейчас полно и психокультов – это такие странные организации, которые вроде бы занимаются психологией, но на самом деле построены по авторитарному принципу с присутствием авторитарных лидеров, для выгоды которых всё и происходит. Есть и бизнес-культы, которые сегодня просто расцвели. Как раз сейчас мы работаем с группой молодых людей, попавших в бизнес-культ. Молодые люди, которые оказались без работы, переживают конфликты с родными, испытывают депрессию, становятся мишенью для создателей «пирамид», обещающих работу и уговаривающих заплатить за обучение. То есть родители думают, что их ребёнок в соседней комнате делает домашнее задание, а на него эти «милые люди» из «пирамиды» оформили кредит в полтора миллиона рублей, пообещав работу с окладом в сто тысяч. И это на школьника, учащегося одиннадцатого класса, не имеющего ни работы, ни источника дохода! Это конкретная история, случившаяся в Московской области. И таких случаев в моём поле зрения десятки.

 

– Как вы помогаете детям в таких ситуациях?

Андрей Камин:

– К глубокому сожалению, деятельность служб, помогающих молодым людям, исключительно общественная. А государство, которое активно бы помогало людям, в Интернете не присутствует. Поэтому дети приходят к психологам. Проблема только в том, что не все дети, особенно из регионов, знают, куда и в какие организации могут обратиться за помощью. И что мы можем в этой ситуации сделать? Только анонимно оказать психологическую помощь. Но снять анонимность я не могу – это должен сделать сам пострадавший. Но это же молодые люди! Они боятся родителей, огласки, боятся вынесения дела наружу, поэтому часто отказываются от помощи юристов и журналистов.

 


На сайте Роскомнадзора есть реестр запрещённой информации, куда можно подать сведения о той или иной группе или информации, которая деструктивно воздействует на подрастающее поколение. Она будет заблокирована в кратчайшие сроки


 

– Существуют ли сегодня «группы смерти», подобные «Синим китам»?

Андрей Камин:

– Существуют и регулярно выявляются, просто они вне фокуса СМИ. Если интересно, посмотрите данные Следственного комитета РФ.

 

Денис Заварзин:

– Мы фиксируем эти группы, занимаемся ими, они имеют различные названия, но называть их не стану, иначе сразу их начнут искать и смотреть.

 

– Почему дети так легко подписываются на подобные группы?

Денис Заварзин:

– Потому что детям не хватает общения, в том числе с родителями, они чувствуют себя несколько оторванными. А в этих группах они нужны, важны, ценны. Поэтому их так легко уговорить выполнять определённые действия. Здесь срабатывает психологический момент – человеку очень сложно выйти из группы, в которую он вложил много своих эмоциональных психологических переживаний.

 

– Куда можно пожаловаться на деструктивные группы и культы?

Денис Заварзин:

– Как минимум на сайте Роскомнадзора есть реестр запрещённой информации, куда можно подать сведения о той или иной группе или информации, которая деструктивно воздействует на подрастающее поколение. Она будет заблокирована в кратчайшие сроки.

 

– Одной из острейших проблем в Интернете и в социальных сетях является буллинг, или травля. Кто чаще всего занимается травлей и становится её жертвой?

Денис Заварзин:

– Это неуверенные в себе дети, у которых, возможно, имеется психоэмоциональная травма. А те, кто их травит, пытаются таким образом самоутвердиться. Но заниматься нужно не только теми, кто травит и кого травят, но и свидетелями буллинга.

 


Даже если вы отнимете у ребёнка телефон, он получит этот опыт в школе в телефоне у одноклассника. Дети в эту среду уже погружены, и мы должны дать им навыки и компетенции, чтобы с перечисленными ситуациями уметь справляться


 

– По каким маркерам можно определить, что ребёнка нужно спасать?

Денис Заварзин:

– Если говорить о маркерах по буллингу и кибербуллингу, то здесь нужно обратить внимание на ситуации, когда дети начинают меньше общаться с другими людьми, а больше проводить времени в виртуальном пространстве и в социальных сетях. Сопутствующие маркеры: ребёнок отказывается идти в школу, а когда проверяет свои сообщения, становится подавленным и плохо себя чувствует.

 

– Расскажите, о главных правилах безопасности в Сети: что должны знать дети и родители?

Александра Бочавер:

– Сохраняйте конфиденциальность, не публикуйте того, чего бы вы не хотели увидеть в открытом доступе. Научитесь пользоваться настройками. И самая сложная вещь, с которой мы стараемся работать, – это научить подростков осознанности. Очень важно, чтобы они понимали: у каждого действия есть свои последствия. И то, что кто-то делает с ними, тоже имеет свои последствия. Мы часто сталкиваемся с тем, что люди до сих пор делят мир на реальный и виртуальный. Они думают, что виртуальный мир не совсем настоящий, что можно выключить телефон, закрыть ноутбук – и он исчезнет. Это не так, и граница между этими двумя мирами становится всё более проницаемой. Наши исследования с московскими школьниками показали, что ситуации травли и другие агрессивные проявления переходят из одного пространства в другое. Они начинаются в классе, но могут продолжаться в соцсетях, и наоборот.

Если мы говорим о травле, то чаще всего это истории знакомых между собой подростков, и часто это ученики одной школы. Это первое. А второе: очень часто те, кто занимается кибербуллингом, сами имеют опыт жертвы.

 

– То есть тот, кто был жертвой, сам становится агрессором?

Александра Бочавер:

– Да, это очень частая история, когда дети, испытавшие на себе агрессию, потом сами её транслируют. Наш проект «Страна троллей или нет» работает и с теми, кто пострадал от агрессии, и с теми, кто выбирает такие способы собственной агрессии, замечает за собой, что злоупотребляет властью в Сети, анонимностью, агрессивно постит какие-то материалы. Стараемся снизить психологические последствия той или иной ситуации, расширить навыки распознавания небезопасных тем, навыки выражения собственной агрессии, а также восстанавливать ресурсные связи, поскольку подросткам бывает очень сложно и стыдно за то, что они переживают небезопасные ситуации в Интернете. Очень часто они расценивают свои проблемы как личное дело, куда не нужно допускать взрослых, особенно родителей. С одной стороны, они правы, а с другой, зачастую не могут справиться с проблемой сами, и тогда им нужно помогать, разговаривать про это. Поэтому мы объясняем родителям, как выстроить с детьми более доверительные отношения. Наша мегазадача – это наращивание культуры общения пользовательской активности. Подростки создают интернет-пространства и выстраивают там правила игры и способы коммуникации, и очень хотелось бы, чтобы они были безопасными.

 

Адреса, куда можно обратиться:

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122

Общероссийский детский телефон доверия: 111

«Твоя территория. Онлайн» – психологическая помощь подросткам и молодёжи. За помощью можно обратиться, написав на почту:

tvoya_territoria@mail.ru или через сайт: https://www.твоятерритория.онлайн/

Отделение психолого-педагогической помощи «Сердэш», Казань: (843) 571-3-571.

 

– Как должен вести себя ребёнок, оказавшийся свидетелем травли?

Александра Бочавер:

– С одной стороны, важно самим не присоединяться к агрессивным импульсам, не усиливать негативное комментирование, не ставить лайки, не пересылать оскорбительные картинки. С другой, важно поддерживать собственную безопасность и не влезать с угрозами в чей-либо адрес. Нужно обозначить собственную позицию и сказать о том, что «такое поведение недопустимо, так нельзя, я против». И по возможности поддержать того, кто оказался предметом кибербуллинга: написать ему сообщение или сказать лично на переменке, выразив сочувствие и готовность присоединиться и как-то помочь. Нужно знать, что человек, который сталкивается с агрессией в свой адрес, чувствует себя одиноким, отверженным, покинутым всеми. Важно не закрепить это ощущение, а дать поддержку.

 

– Подростки не любят, когда их контролируют. Как не испортить отношения со своим ребёнком, но при этом знать, что ему ничего не угрожает?

Андрей Камин:

– Надо разговаривать с детьми. А для этого очень важно, чтобы в семье царила атмосфера доверия. Вспомнился смешной и грустный случай, когда у родителя спросили: «У вас доверительные отношения с ребёнком?»  «Да, я всегда проверяю его телефон и компьютер», – ответил он. Но это, конечно, не доверие. Доверие – это когда ребёнок сам готов прийти с запросом о помощи и рассказать о трудной ситуации, в которую попал. Если это не так, вы всегда можете дать контакты психолога, с которым ребёнок может поговорить. Увы, подростки не доверяют родителям, есть такая проблема…

 

– Современные дети с первого класса имеют телефон и возможность заходить в социальные сети. На ваш взгляд, с какого возраста лучше пускать детей в Интернет?

Андрей Камин:

– Что значит пускать? Как только вы купили телефон, в котором можно создать социальную группу, с этого момента вы их туда и пустили. Запретами эту проблему не решить. Даже если вы отнимете у ребёнка телефон, он получит этот опыт в школе в телефоне у одноклассника. Дети в эту среду уже погружены, и мы должны дать им навыки и компетенции, чтобы с перечисленными ситуациями уметь справляться. И я бы хотел обратить внимание на то, что пик суицидальной активности подростков приходится на конец учебного года. Хочу обратиться ко всем: будьте внимательны к своим близким, которые травмированы или находятся в состоянии депрессии. И не забывайте о том, что есть источники, к которым можно обратиться за помощью и поддержкой.

Елена СОКОЛОВА,
ИА «Столица»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще