В минувшее воскресенье во всем мире отмечался Международный день информирования о проблеме аутизма. Ежегодно 2 апреля проходят акции в поддержку людей с этим заболеванием. В Казани прошло сразу несколько мероприятий для детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС).
В галерее-студии Ильдара Зарипова открылась выставка живописных работ юных художников – учащихся муниципальных художественных школ и студий. Примечательно, что в этом году впервые были выставлены рисунки детей с аутизмом, которые посещают занятия в казанской детской художественной школе №5. Их работы отличаются необычным взглядом на окружающее, интересными и сложными деталями, незаурядными цветовыми решениями.
– Мы очень рады, что все дети с особенностями развития, которые занимаются у нас по субботам, сегодня здесь, – говорит Татьяна Бердникова, заместитель директора ДХШ №5. – Мы всегда готовы поддержать таких детей и их родителей. Наши педагоги используют специальные методики для лучшего контакта с аутятами, придумывают интересные темы работ, чтобы увлечь ребят. Сегодня в галерее мы проводим для детей с РАС мастер-классы по рисованию, квиллингу, валянию из войлока.
В Казани есть специалисты, которые могут диагностировать РАС в раннем возрасте и проводить качественную коррекцию. Главное – пристально наблюдать за ребенком в первые годы жизни, отмечая малейшие отклонения в развитии и вовремя обращаясь к специалистам
Прямо с выставки многие родители с детьми поехали в семейный торговый центр «МЕГА», где прошла акция «Зажги синим», организованная казанской общественной организацией помощи детям с РАС и их семьям «Просто другие». Активисты организации раздавали посетителям синие воздушные шарики и буклеты об аутизме.
– Наша главная цель сегодня – привлечь внимание людей к проблеме аутизма, показать, что такие дети есть и в нашем городе, – рассказывает Алина Рамазанова, председатель МГОО «Просто другие». – Некоторые родители пришли вместе с детьми, хотя не так-то просто выйти с ними в общественное место. Но мы стремимся преодолевать трудности, не запираться со своими аутятами в четырех стенах. Главная проблема РАС – трудности с социализацией и общением, и мы решаем ее, в том числе и такими методами.
Татьяна БЕРДНИКОВА, заместитель директора ДХШ №5: | |
Мы очень рады, что все дети с особенностями развития, которые занимаются у нас по субботам, сегодня здесь. |
Организаторы акции поделились впечатлениями: на синие воздушные шарики люди «клюют» охотно, а вот буклетов с надписью «аутизм» побаиваются. Кто-то категорически отказывается их брать: «Нас это не касается!» Другие берут неуверенно, с осторожностью, избегают разговоров на такую непростую тему.
– К сожалению, родители маленьких детей, которые утверждают, что их это не касается, могут заблуждаться, – объясняет Эльмира Сергеева, поведенческий специалист, педагог АВА-центра «РАСкраска». – Коварство аутизма в том, что он проявляется не с рождения, а в более позднем возрасте, как правило, с 1,5 до 3 лет. Первый год жизни ребенок может развиваться правильно, но потом происходит регресс, который родители могут не заметить вовремя. Пропадают навыки речи, развитие мелкой и крупной моторики, начинаются трудности в общении. За этим нужно очень внимательно следить, ведь только раннее вмешательство поможет справиться с болезнью и максимально компенсировать недостатки развития.
По словам Эльмиры Сергеевой, в Казани есть специалисты, которые могут диагностировать РАС в раннем возрасте и проводить качественную коррекцию. Главное – пристально наблюдать за ребенком в первые годы жизни, отмечая малейшие отклонения в развитии и вовремя обращаясь к специалистам. Насторожить должны следующие признаки:
– отсутствие речи в 2 года;
– трудности со зрительным контактом (ребенок избегает смотреть в глаза);
– отсутствие указательного жеста и навыков просьбы, стремление манипулировать рукой взрослого;
– отсутствие имитации (повторения за взрослыми и за сверстниками);
– неумение играть в обычные игры, свойственные возрасту (сюжетные, ролевые), стремление играть с игрушками «не по назначению» (например, крутить колеса у машинок, составлять предметы в ряд);
– повторяющиеся действия (открывание-закрывание двери, включение-выключение света).
Родители, которые обеспокоены необычным поведением своих малышей, могут самостоятельно провести первоначальную диагностику при помощи специального теста, разработанного специалистами благотворительного фонда «Выход». Его можно найти на сайте аутизм-тест.рф.
Анна УСТИНОВСКАЯ, сооснователь МГОО «Просто другие», г. Казань