Обезопасить себя и детей на дороге

Столкновения авто и наезд на пешеходов остаются основными видами происшествий на дорогах в Татарстане

Как инспекторам ДПС удаётся снижать смертность на дорогах, несмот­ря на сокращение личного состава, рассказал в интервью «Респуб­лике Татарстан» начальник Управления ГИБДД по РТ Рустем Гарипов.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: torklaw.com; vk.com

 

 

Столкновения авто и наезд на пешеходов остаются основными видами происшествий на дорогах в Татарстане, в результате которых гибнут люди. Как инспекторам ДПС удаётся снижать смертность на дорогах, несмот­ря на сокращение личного состава, рассказал в интервью «Респуб­лике Татарстан» начальник Управления ГИБДД по РТ Рустем Гарипов.

 

БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ ЗА РУЛЁМ ОСТАЁТСЯ ПРИОРИТЕТОМ

– Рустем Рамилевич, каковы основные текущие показатели аварийности на дорогах?

– За пять месяцев текущего года в Татарстане зарегистрировано почти 1,2 тысячи ДТП, в которых 85 человек погибли и более 1,4 тысячи получили ранения. По сравнению с тем же периодом прошлого года число аварий выросло на 34, раненных в них людей – на 16, но на 20 человек снизилось количество погибших. Основными видами ДТП, в которых гибнут люди, по-прежнему остаются столкновения авто (55 процентов) и наезд на пешеходов (22 процента).

 

– Сколько аварий происходит по вине начинающих водителей и есть ли претензии к качеству обу­чения в автошколах? 

– Безусловно, уровень подготовки водителей необходимо повышать. С начала года из-за нарушения правил водителями со стажем до двух лет произошло 75 ДТП, в которых 6 человек погибли и 104 получили ранения. Отмечается рост числа аварий на четыре происшествия, но при этом снижение количества погибших – на четыре человека и раненых – на восемь.

 

– Как часто нарушают правила водители общественного транспорта?

– По вине водителей автобусов произошло 42 ДТП, в которых 54 человека получили ранения, погибших нет. Здесь также наблюдается рост числа аварий и раненых (11 и 10 соответственно), но снижение погибших – на 2 человека.

Приведу пример вопиющего нарушения правил водителем автобуса. 2 мая на автодороге М-7 «Волга» был остановлен автобус Citroеn, перевозивший девять пассажиров в Казань. 52-летний водитель находился за рулём в состоянии опьянения. Автоинспекторы составили административный материал, автобус поместили на спецстоянку.

 

– Известно, что основной причиной ДТП со смертельным исходом остаётся выезд на встречку. За пять месяцев по этой причине совершено 95 аварий, в которых 37 человек погибли и 146 получили ранения. Что говорит сравнительный анализ?

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года нам удалось добиться снижения числа таких ДТП на 36,2 процента, числа погибших в них – на 31,5 процента и раненых – на 41,1 процента. Но это не повод для успокоения. Вот пример: 9 мая на автодороге Москва – Уфа (Актанышский район) 42-летний водитель «Фольксвагена» не выбрал безопасную скорость, проигнорировал дорожный знак «Обгон запрещён», выехал на полосу встречного движения и влетел под грузовик с полуприцепом. В результате от полученных травм он скончался на месте.

Попутно скажу ещё об одной злободневной теме – пьянстве за рулём. За пять месяцев из-за нарушения правил нетрезвыми водителями произошло 50 ДТП, в которых 6 человек погибли и 62 получили ранения. Мы отмечаем снижение показателей «пьяной» аварийности почти наполовину: количества ДТП – на 30, числа погибших – на 9, а раненых – на 43. Тем не менее борьба с пьянством за рулём остаётся одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинспекции.

Нельзя умолчать и о таком распространённом нарушении правил, как езда без использования ремня безопасности. С непристёгнутыми водителями и пассажирами произошло 25 ДТП, в которых 10 человек погибли и 22 получили ранения. Так, 5 апреля в Набережных Челнах водитель «Ижа» на скорости наехал на бордюр разделительной полосы. В результате автомобиль опрокинулся и получил сильные повреждения, но жизненное пространство для водителя было. Он скончался на месте ДТП, поскольку не был пристёгнут ремнём безопасности.

 

ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ – САМАЯ УЯЗВИМАЯ КАТЕГОРИЯ

– В летний период растёт аварийность с участием мототранспорта. Текущий сезон не исключение?

– Да, это обычное явление. С наступлением тёплой погоды и появлением на дорогах двухколёсного транспорта произошло 23 ДТП с участием мотоциклистов. В результате 2 человека погибли и 25 травмированы. Например, 13 мая в Агрызском районе водитель мотоцикла «Ямаха» не выбрал безопасную скорость и наехал на металлический барьер. От полученных травм он скончался на месте.

 

 

Рустем ГАРИПОВ,
начальник Управления ГИБДД по РТ:

Привлекая к ответственности пап и мам за нарушения ПДД, совершённые их детьми, мы непосредственно влияем на поведение малолетних участников движения. За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию в текущем году возбуждено 28 административных дел.

– Что скажете об аварийности с участием пешеходов и по их вине?

– По итогам пяти месяцев произошло 336 наездов на пешеходов, в которых 19 человек погибли и 328 получили ранения. Отмечаем рост числа раненых на три пешехода, снижение количества наездов – на девять и числа погибших – на шесть человек.

По вине самих пешеходов зарегистрировано 109 ДТП, в которых погибли 13 и получили ранения 97 человек. Сотрудниками Госавтоинспекции в отношении нарушивших правила пешеходов составлено более 30 тысяч протоколов.

 

– Давайте остановимся на детской аварийности. Известно, что в каждой восьмой нынешней аварии участниками были дети.

– За данный период произошло 159 ДТП с участием детей до 16 лет, при этом 4 ребёнка погибли и 172 получили ранения. Это на 14 происшествий и на 18 раненых детей больше, чем за пять месяцев прошлого года. Число погибших осталось на том же уровне.

Почти половина происшествий от общего количества ДТП с участием детей приходится на малолетних пассажиров, где они, по сути, оказываются заложниками ситуации. С начала года произошло 72 такие аварии, в них 3 ребёнка погибли и 82 травмированы. 

Так, 26 февраля водитель Kia на большой скорости наехал на дорожное ограждение, затем вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком «МАЗ». От полученных травм на месте скончались семилетний мальчик и четырёхлетняя девочка, ехавшие в Kia. В текущем году произошло 54 столкновения авто с находившимися в них детьми, 2 ребёнка погибли и 63 получили ранения.

Несмотря на жёсткие санкции и профилактическую работу, ещё встречаются факты игнорирования использования детских автокресел. С нарушением правил перевозки детей зарегистрировано три ДТП, в них три ребёнка получили ранения. Так, 1 марта в Новошешминском районе водитель «Лады» на большой скорости совершила съезд в кювет,  машина опрокинулась. В результате десятилетний ребёнок, который перевозился без автокресла, был доставлен в больницу.

В очередной раз призываем взрослых со всей серьёзностью отнестись к безопасности перевозки детей, строго соблюдать скоростной режим, избегать опасных манёвров, особенно связанных с выездом на встречную полосу. И конечно, обязательно использовать детские автокресла. Они являются самым эффективным средством пред­отвращения детского травматизма и смертельных исходов в результате ДТП. Напомню, что штраф за нарушение правил перевозки детей составляет три тысячи рублей.

 

– 8 июня в Казани водитель Кia не выбрал безопасную скорость и совершил наезд на шестилетнего мальчика, который выбежал из-за припаркованной машины. В результате ребёнок получил травмы. Часто ли происходят такие ДТП и какие меры принимаются по их предотвращению?

– Дети-пешеходы являются самой уязвимой категорией. С их участием нынче произо­шло 64 аварии, а это 40,2 процента от общего числа ДТП с детьми. В этих авариях один ребёнок погиб и 66 получили травмы.

Случаются аварии по не­осторожности самих детей. В текущем году зарегистрировано 26 таких ДТП. Мы проводим большую работу по профилактике и предупреж­дению нарушений детьми правил безопасного поведения на дороге. При выявлении таких нарушений, в случае если подросток достиг 16-летнего возраста, оформ­ляется протокол об административном правонарушении.  Если же ребёнку ещё нет 16 лет, составляется рапорт и заполняется карточка, которая направляется по месту учёбы малолетнего правонарушителя для принятия профилактических мер.

Материал о выявленном нарушении передаётся в ПДН для вынесения предупреждения или направления материалов в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для постановки на учёт.

Наказываются и родители, которые обязаны быть примером для детей. Привлекая к ответственности пап и мам за нарушения ПДД, совершённые их детьми, мы непосредственно влияем на поведение малолетних участников движения. За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию в текущем году возбуждено 28 административных дел.

 

ПРИЗЫВАЮ РОДИТЕЛЕЙ УБИРАТЬ КЛЮЧИ ОТ МАШИН 

– 20 мая в Альметьевском районе 16-летний мотоцик­лист без права управления столкнулся с «Ладой». Его 15-летний пассажир, который был без мотошлема, доставлен в больницу. Что скажете родителям, покупающим своим детям мотоциклы, питбайки, скутеры, не осознающим, что это может повлечь очень серьёзные последствия?

– Аварийность с детьми, управляющими мототехникой, тоже вызывает тревогу. С их участием в текущем году зарегистрировано три ДТП, в которых один ребёнок погиб и три получили травмы.

Напомню, что управлять мопедом или скутером разрешено с 16 лет при наличии водительского удостоверения категории «М», а также лёгким мотоциклом с рабочим объёмом двигателя менее 125 кубических сантиметров при наличии прав категории «А1». За руль мотоцикла с объёмом двигателя более 125 кубических сантиметров можно садиться только с 18 лет при наличии прав категории «А». Для этого нужно пройти обучение. За управление ТС лицами старше 16 лет без водительского удостоверения грозит штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей с помещением транспорта на спецстоянку.

Ещё одним популярным, но не менее опасным транспортом являются квадроцик­лы. Они не допущены к эксплуатации на дорогах общего пользования. Для управления квадроциклом необходимо пройти обучение и по достижении 16 лет получить удостоверение тракториста-машиниста с категорией «A1».

Пренебрегать этими требованиями категорически недопустимо. Вот пример, закончившийся трагедией. 1 августа 2021 года в Мамадышском районе 12-летняя девочка на квадроцикле совершила наезд на забор. С травмами она была доставлена в больницу, где позже скончалась.

Существенная проблема – дети, которые без ведома родителей садятся за руль и совершают ДТП. Так, в 2018 году в Зеленодольском районе пятилетний ребёнок тайком взял ключи от автомобиля и произвёл запуск двигателя. Автомобиль начал движение и съехал в водоём. В результате ребёнок погиб. Призываю родителей убирать ключи от машин в недоступные для детей места и постоянно контролировать их местонахождение.

Сейчас у школьников любимая пора – каникулы. Они много времени проводят на улице и часто предоставлены сами себе. Как показывает анализ ДТП, более 30 процентов происшествий с детьми регистрируется именно во время летних каникул. Поэтому необходимо постоянно повторять с ними правила безопасного поведения на дороге, объяснять, как перейти через проезжую часть, вести себя во дворе, обращать внимание на опасные участки. Также нужно следить, чтобы на одежде ребёнка всегда были световозвращающие элементы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще