В Казани обсудили проблемы детей с расстройствами аутистического спектра
О том, как важно детям с расстройствами аутистического спектра с раннего возраста иметь возможность общаться с социумом, говорили в Казани на коммуникационной сессии по вопросам инклюзивного образования детей с РАС.
Мероприятие было организовано по инициативе некоммерческой организации «Центр социальной поддержки «Школа для всех» (об этом проекте мы писали в «РТ» от 2.04.2021) при поддержке федерального Фонда президентских грантов. Одной из площадок сессии стал Казанский федеральный университет, где сегодня исследователи – педагоги и психологи – много работают над проблемами аутистичных детей.
Для казанских родителей, чьи дети страдают этим недугом, безусловно, сессия была в первую очередь ценна возможностью пообщаться с московскими специалистами, особенно с президентом московского Центра проблем аутизма Екатериной Мень, которая в России является одним из самых серьёзных экспертов в этой области, к тому же экспертом, что называется, «от земли» – Екатерина Евгеньевна сама мама аутистичного ребёнка и обо всех связанных с этим проблемах знает не понаслышке.
В своём выступлении на круглом столе в КФУ Екатерина Мень говорила об основных противоречиях в вопросах социализации детей с РАС. Одно из главных состоит в том, что болезнь как бы выталкивает таких детей из социальной среды, при этом только социальные практики, получение коммуникативных навыков их и лечат. И инклюзия должна быть не просто повсеместной (детсады, школы, культурные учреждения), она должна быть естественным состоянием общества.
Приходится слышать разговоры, что инклюзия – дело затратное. Но если не вложиться в аутистичных детей на раннем этапе их развития, в будущем родителям (и государству) придётся потратиться куда больше, ведь ребёнок, не имеющий навыков жизни в обществе, не сможет потом работать и содержать себя. Хотя большинство из них вполне на это способны. И всё будет гораздо проще, говорит Екатерина Мень, если пациенты с РАС и их потенциальные работодатели будут знакомы с детства, с детского сада, «будут сидеть на соседних горшках».
Кстати, в некоторых западных университетах, где занимаются проблемами аутизма, уже есть опыт приёма на работу сотрудников с РАС, в том числе невербальных – они помогают в исследованиях и могут выступить тут лучшими экспертами, так как точно знают, какие проблемы в этой области надо решать. Но, конечно, эти люди не смогли бы работать без системы инклюзивного образования, в которой они находились с самого детства.
Также именно в детстве, говорит Екатерина Мень, причём чем раньше, тем лучше, можно скорректировать многие будущие проблемы людей с РАС. Благо современные биомедицинские технологии позволяют выявлять проблему в очень раннем возрасте. Если до 9 месяцев выявить у ребёнка признаки аутизма (есть технологии, способные сделать это по взгляду младенца) и начать необходимую работу по коррекции и по обучению родителей правильной стратегии поведения, то к трём-четырём годам болезнь перестаёт прогрессировать.
К сожалению, рассказывают казанские эксперты по социализации детей с РАС, наши педиатры нередко говорят родителям, обеспокоенным необычным поведением своего малыша, приходить «лет после трёх», и драгоценное время теряется… Поэтому важны обучающие программы для педиатров. Как и для педагогов, к которым такие дети приходят в школы и детские сады. Если учитель не будет готов работать с аутистичным ребёнком, их общение станет пыткой для обоих. А это совсем не то, чего хочется добиться. Ведь инклюзивное образование, говорит Екатерина Мень, – это не цель, это средство, которое позволит многим ещё вчера обречённым на психоневрологические интернаты людям нормально жить в обществе. И на пути к тому, чтобы это стало возможным, нужно при поддержке государства объединять усилия медиков, психологов, педагогов и родителей.