О «Священных садах» и чувстве ансамбля

В преддверии 80-летнего юбилея Государственный ансамбль песни и танца РТ  представил экспериментальную постановку «Священные сады» («Изге бакча»).

427

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

Фото: пресс-служба ГАПиТ РТ

 

tanez-16

 

В преддверии 80-летнего юбилея Государственный ансамбль песни и танца РТ, известный своей приверженностью к традиционным формам и жанрам татарского фольклора, представил экспериментальную постановку «Священные сады» («Изге бакча»).

 

Долгожданная премьера, работа над которой заняла почти год, состоялась 12 декабря на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля. Для воплощения творческого замысла петербургского режиссера Георгия Ковтуна, хорошо известного казанцам по спектаклям «Черная палата», «Золотая Орда» и другим, артистам Госансамбля пришлось овладеть акробатикой, элементами современной хореографии и, самое главное, актерским мастерством, без которого невозможно создание полнокровных сценических образов.

 


«Священные сады» – это настоящий «ролевой» спектакль, пожалуй, самыми мощными по эмоциональному воздействию стали именно массовые сцены, и во многом благодаря великолепному чувству ансамбля, которое уже почти в крови у артистов ГАПиТ


 

В основу сюжета двухактного спектакля легла старинная легенда о цветущих яблоневых садах, некогда окружавших город Булгар (в либретто используются и другие восточные образы и символы). Увы, сады были уничтожены вместе с городом. Его мудрый правитель задумал воссоздать сады, но не успел… Ханская дочь, оставшись сиротой, решает продолжить дело отца, в чем ей помогает отважный юноша-джигит. Он отправляется в долгое путешествие по Шелковому пути, на котором его ждет множество испытаний и соблазнов. Но каждый раз мысль о родине (в спектакле это голос муэдзина, искусно вплетенный в музыкальную ткань действия) возвращает его на путь истинный. Герой должен подняться на небеса и принести живую яблоневую ветку. «Только живое может дать жизнь живому» – гласит восточная мудрость. И эта же мысль стала лейтмотивом спектакля. В финале сады зацветут вновь, а мир и гармония будут восстановлены.

Как уже сказано, хореография спектакля представляет собой синтез традиционных и современных танцевальных элементов. Хор, оркестр тоже не стоят на месте, все, кто есть на сцене, пребывают в едином пластическом рисунке. В ходе работы над спектаклем Георгий Ковтун не раз подчеркивал, что ни в коем случае не намерен посягать на целостность традиционного татарского исполнительства. Однако смешение жанров и обилие акробатики обязывали артистов учиться и подтягиваться до уровня «синтетической» постановки.

 


Хореография спектакля представляет собой синтез традиционных и современных танцевальных элементов. Хор, оркестр тоже не стоят на месте, все, кто есть на сцене, пребывают в едином пластическом рисунке


 

Композитор Радик Салимов специально для «Священных садов» написал прекрасную музыку, в которой дух старины сочетается с ритмами современной жизни. Скажем, в создании образа шамана, наряду с хореографией, «участвуют» этнические, архаичные звуки. Основные музыкальные темы сохраняют суть татарского национального звучания, а в некоторых преобладает медитативное начало.

Автором сценографии выступила художник Анастасия Бузунеева. Неотъемлемой частью спектакля стали видеодекорации, созданные Дмитрием Шамовым. Еще одной художественной доминантой стали костюмы Асель Исмагиловой, в которых использованы богатая палитра тканей, меха и стразы.

При том, что «Священные сады» – это настоящий «ролевой» спектакль, пожалуй, самыми мощными по эмоциональному воздействию стали именно массовые сцены, и во многом благодаря великолепному чувству ансамбля, которое уже почти в крови у артистов ГАПиТ.

На премьере присутствовало много почетных гостей. Среди них – художественный руководитель Имперского русского балета Гедиминас Таранда. После спектакля известный хореограф вышел на сцену и тепло поздравил коллег и зрителей с успешной премьерой. По его словам, артисты проделали фантастическую работу, сравнимую с пятью спектаклями, теперь и другие фольклорные коллективы будут равняться на ГАПиТ в стремлении привести к общему знаменателю традиционное исполнительство и возможности современной хореографии.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще