В пятницу и субботу в Казанском академическом русском большом драматическом театре имени В.И.Качалова прошли короткие гастроли Школы-студии МХАТ. Молодые артисты – студенты 4-го курса мастерской российского актера, театрального режиссера и педагога, профессора Виктора Рыжакова показали на основной сцене спектакль «Несовременный концерт». Оба дня постановка собирала полный зал.
Перед первым показом спектакль зрителям представили художественный руководитель театра Александр Славутский и сам Виктор Рыжаков.
«Мы только что вернулись из Ростова-на-Дону, где с большим успехом прошли гастроли нашего театра, и рады принять у себя в гостях молодой коллектив одной из лучших театральных школ мира, – сказал Александр Славутский. – Театр имени Качалова имеет со Школой-студией МХАТ почти родственные связи. Напомню, что Виктор Рыжаков, будучи еще начинающим режиссером, поставил у нас спектакль-сказку «Поющий поросенок», надолго прижившийся в репертуаре. А теперь его мечта – уже на базе этого курса создать театр. Спектакль, который артисты привезли в Казань, несколько необычный, и я желаю вам получить удовольствие от его просмотра».
Молодые артисты удивительно точно воспроизводят возрастные особенности пожилого человека – голос, манеры, чувство юмора, отношение к окружающему миру, воспоминания, так что грим не потребовался
«Никакие награды не делают человека лучше и добрее, – сказал в свою очередь худрук Центра имени Вс.Мейерхольда Виктор Рыжаков, – и главное, когда настигает успех, не превратиться, например, в морскую звезду. Казань для меня – особый город, здесь я получал театральный режиссерский опыт. Рад снова оказаться в Качаловском театре, в этом чудесно преобразившемся здании. Здорово, что руководство города и республики так уважительно относится к театрам.
Виктор РЫЖАКОВ, худрук Центра имени Вс.Мейерхольда: | |
Никакие награды не делают человека лучше и добрее. |
Коротко об истории спектакля – он родился из простого педагогического задания младшим коллегам. Они должны были найти пожилого человека, не моложе 80 лет, подружиться с ним и через эти отношения понять психологию представителей старшего поколения, живших во времена Советского Союза, – их мысли, чувства, мечты, поступки. Соединиться с историей страны. Это оказалось сложно. Были записаны десятки интервью, потом их расшифровывали, смотрели фильмы тех лет, слушали музыку, изучали моду, примеряли одежду. Поэтому и концерт «несовременный», как говорится, не в тренде».
Виктор Рыжаков рассказал, что премьеру спектакля играли в Париже. Режиссер и артисты переживали, что «советская» история не до конца воспримется европейцами. Но оказалось, что старость интернациональна, и во всем мире пожилых людей волнуют одни и те же вопросы…
Молодые артисты удивительно точно воспроизводят возрастные особенности пожилого человека – голос, манеры, чувство юмора, отношение к окружающему миру, воспоминания, так что грим не потребовался. Закроешь глаза и ощущаешь, что с тобой говорит ушедшая, но не пропавшая бесследно эпоха. Состарившиеся стахановцы, первые комсомольцы, колхозники, солдаты вспоминают о любви, о страданиях на войне, трудностях быта первых советских лет, и, что ценно, все эти монологи реальны.
В спектакль также вплетены сюжеты известных кинокомедий: «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Небесный тихоход». Судьбы их героев не столь печальны, как порой реальная жизнь их ровесников. Но наши бабушки и дедушки им подражали, искренне верили в возможное счастье, несмотря ни на что. И становились счастливыми, и остались такими.
Видно, что молодые актеры с большой любовью рассказывают нам эти истории, что подкупает больше всего. Хочется еще смотреть и слушать. Но «Необыкновенный концерт» идет всего 1 час 45 минут…