После распада СССР интерес к религии в обществе не снижается. Порой этим пользуются люди, весьма далекие от истинной веры.
О традиционных верованиях, ценностях, мировоззрении людей и организациях нетрадиционных религий, усиливших свою деятельность в республике, шла речь на недавней пресс-конференции в Казани.
Исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадим Козлов в своем выступлении заметил, что каждый человек самоидентифицирует себя по вере, принадлежности к какому-либо социальному слою, по национальности и другим признакам. То же самое происходит с группами людей.
Если говорить о религиозной самоидентификации, то, по мнению Вадима Козлова, после распада Советского Союза произошел ренессанс интереса к этой теме.
Согласно опросам, с религиозной самоидентификацией определились от 70 до 80 процентов респондентов. О периодическом посещении храмов заявили 60 процентов мусульман и 62 процента православных. 80 процентов татар и 79 процентов русских отметили, что они ощущают этническую близость по отношению друг к другу
По словам Вадима Козлова, в 90-е годы прошлого века в республике появилось множество нетрадиционных религиозных групп. Сегодня эксперты считают, что в каждом городе с населением более 300 тысяч человек все существующие нетрадиционные религиозные и псевдорелигиозные организации представлены практически в полном составе.
С 2014 года, после событий на Украине и в Крыму, эти группы, головные офисы которых, как правило, находятся за пределами нашей страны, резко активизировали свою работу. Посещение пользователями интернет-порталов таких организаций с 2014 года увеличилось в 2,5 раза. В Россию стали чаще приезжать эмиссары с Украины и стран дальнего зарубежья.
Зачастую эти группы для вовлечения в свой состав новых членов пользуются тем, что человек попал в трудную жизненную ситуацию, имеет проблемы с близкими, со здоровьем, переживает другие невзгоды.
Доктор философских наук заведующая кафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова в своем выступлении заметила, что нередко человек сначала может даже не понять, что его приглашают в религиозную группу – его могут позвать на встречу под предлогом творческого общения, совместных интересов и т.п. Противодействовать влиянию этих организаций в России довольно сложно из-за пробелов в законодательстве, считает Астахова. Например, если религиозная организация в России хочет быть официально зарегистрированной государством, ей нужно соответствовать всего четырем признакам, тогда как в США – шестнадцати. А после регистрации подобную структуру можно запретить только решением суда, что довольно сложно, так как у нас наблюдается дефицит экспертов по религиоведению.
Зачастую псевдорелигиозные организации для вовлечения в свой состав новых членов пользуются тем, что человек попал в трудную жизненную ситуацию, имеет проблемы с близкими, со здоровьем, переживает другие невзгоды
По словам Ларисы Астаховой, сейчас можно часто наблюдать, как сторонники той или иной нетрадиционной религии раздают свои литературу и листовки в людных местах. По оценкам экспертов, до 10 процентов получивших предложение прийти на встречу или посетить собрание, семинар, откликается на такие приглашения.
Заведующая кафедрой также заметила, что если вокруг какой-либо религиозной организации такого рода возникает скандал в СМИ, число вновь приходящих туда людей сразу увеличивается до четырех раз.
Рустам-хазрат БАТРОВ, первый заместитель председателя ДУМ РТ: | |
Россияне исторически всегда пытались нести какую-то миссию, выполнять свое предназначение, и сегодня этой миссией является сохранение традиционных устоев в религии, культуре, мировоззрении, отношении к браку…
– Мы пытаемся сохранить все ценности, которые поколениями, порой через трудности и лишения вырабатывались нашими предками. Проникновение чуждых религиозных взглядов, иных норм морали и понятий в российское общество может опрокинуть страну, – считает Рустам-хазрат Батров.
По его словам, часто татары, живущие в республике, идентифицируют русских, принадлежащих к другой конфессии, по типу «свой», а единоверца, приехавшего из-за границы, – по типу «чужой».
– Поэтому Россия на сегодня является уникальной цивилизацией, сплавом этносов и конфессий, – считает первый заместитель руководителя ДУМ.
– В православии церковь воспринимается как семья, – сказал, обращаясь к собравшимся, руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий (Титов). – Каждый верующий как бы является частичкой одного организма. И если одному человеку плохо, то это сказывается и на других.
По мнению протоиерея Сергия, существующие семейные, морально-нравственные, религиозные ценности формировались веками, опыт народа получен в том числе и в результате страданий, поэтому важна преемственность в развитии нашего общества.
Нетрадиционные религиозные организации порой выдают себя за традиционные конфессии, очень часто умело манипулируя людьми, изображая любовь и сочувствие к ним. А результатом членства в этих организациях нередко бывают разрыв человека с друзьями и близкими, полное выпадение из социума, в котором он находился, а иногда и потеря всех денежных средств и имущества. Реабилитация таких людей проходит очень трудно и болезненно, считает церковнослужитель. Он убежден, что противостоять нетрадиционным религиям можно только воспитанием и образованием детей с самых малых лет и считает правильным введение в школах такого предмета, как основы православной и исламской культуры.
– Люди должны не только хорошо знать свою религию и религию тех, кто проживает рядом, но и чувствовать себя частью некоего духовного сообщества, семьи. Тогда их не смогут заманить в свои сети организации нетрадиционных религий, – уверен протоиерей Сергий.