Неделя качества, которая в эти дни проходит в Татарстане, приурочена ко Всемирному дню качества, традиционно отмечаемому во второй четверг ноября.
Все эти дни специалисты Роспотребнадзора и Госалкогольинспекции – ведомств, осуществляющих надзор за сферой потребительского рынка, – проводят встречи с производителями и потребителями товаров и услуг, семинары, читают лекции, организуют на предприятиях круглые столы, на рынках – дежурства консультантов и потребительские дегустации…
Отмечено: потребительская грамотность татарстанцев за последние годы значительно выросла, они все успешнее отстаивают свое право на качественный продукт. По данным надзорных ведомств, чаще всего покупатели жалуются на нарушение прав при продаже им промышленных товаров, особенно дистанционным способом. Однако бороться за качество должны не только потребители, но и сами производители.
***
Ну очень «зубастая» проблема
Многие согласятся, что оказание некачественной медицинской помощи – далеко не редкость в наше время. Однако каждый надеется, что уж его-то чаша сия минует. Так до поры до времени считала и жительница Набережных Челнов, пока на старости лет не воспользовалась платными услугами стоматологической клиники.
В Набережночелнинском территориальном органе Госалкогольинспекции РТ раздался звонок. На другом конце провода – возмущенный женский голос:
– В декаду пожилых людей к нам приходили ваши сотрудники. Они поздравили нас с праздником, сказали, что, если нас где-то в магазине или салоне обманут, мы можем обращаться в Госалкогольинспекцию, в отдел защиты прав потребителей. Со мной случилась как раз такая история. Я пошла в медицинский центр нарастить зуб. Нарастила, заплатила большие деньги, но через полгода зуб стал крошиться. Тогда я вновь пошла в стоматцентр и попросила переделать зуб, но врачи отказались. Мне выдали договор на оказание услуги стоматолога с гарантийным сроком на год, и оказалось, что на наращивание зуба гарантия не распространяется. Но я считаю, что услугу мне оказали некачественно, и прошу вас помочь мне, – обратилась пенсионерка к специалистам.
Они не оставили просьбу без внимания: составили и передали исполнителю работ претензионное письмо с требованием устранить недостатки выполненной работы. Этого оказалось достаточно для решения вопроса в пользу пенсионерки: врачи центра отреставрировали зуб бесплатно.
В одной из клиник местная пенсионерка решила заказать зубные протезы. Специалист по протезированию снял мерки и к назначенному времени выполнил заказ. Клиентка примерила в клинике протезы, они ей показались «в пору», и она оплатила медицинские услуги. Однако дома обнаружила, что при приеме пищи протезы выпадают…
Аналогичная история случилась в Зеленодольском районе. В одной из клиник местная пенсионерка решила заказать зубные протезы. Специалист по протезированию снял мерки и к назначенному времени выполнил заказ. Клиентка примерила в клинике протезы, они ей показались «в пору», и она оплатила медицинские услуги. Однако дома обнаружила, что при приеме пищи протезы выпадают. «Сделаны, похоже, некачественно», – подумала женщина и решила вернуть стоматологам протезы, а себе – уплаченную сумму. Однако ей предложили провести гарантийный ремонт. Протезы отремонтировали, но это не помогло, они продолжали выпадать во время еды.
И вновь выручили специалисты отдела развития и координации внутреннего рынка, но теперь уже Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции. Они помогли пожилой женщине составить проект претензии о расторжении договора на оказание услуги ненадлежащего качества. Вопрос был решен в досудебном порядке, уплаченную сумму стоматологи вернули сполна.
***
Без права на полеты
В Марий Эл осудили летчика из Казани за оказание услуг, которые представляли опасность для жизни и здоровья потребителей. Казанец, даже не имея летных прав, устраивал «ознакомительные прогулки» в небе над Марий Эл – с сентября по ноябрь 2017 года на своем самолете Sky Dream RA-2759G катал пассажиров в Звениговском районе.
Как считают представители Марийской транспортной прокуратуры, подобные полеты создавали реальную опасность для жизни и здоровья пассажиров. Горе-летчик собрал целый «букет» грубых нарушений норм Воздушного кодекса РФ. Мужчина не обладал ни необходимой подготовкой, ни свидетельством пилота, ни сертификатом летной годности воздушного судна, и, наконец, он не проходил проверку состояния здоровья перед полетами у медиков. В результате Звениговский районный суд приговорил нарушителя к штрафу в 50 тысяч рублей, лишив его на один год права управлять воздушными судами.
***
Распоряжайтесь деньгами правильно
Банки, микрофинансовые организации и подобные им структуры плотно вошли в нашу жизнь, и каждый из нас рано или поздно сталкивается с ними. Но, как и в любой сфере, наряду с действительно профессиональными и честными организациями и здесь существует масса мошенников. «Не попасть в число их жертв просто, главное – соблюдать определенные правила», – уверен председатель Совета потребителей Татар-стана Марс Исмагилов.
– Как правильно выбрать банк, чтобы не лишиться своих денег? Могу предложить четыре пункта, на которые надо обязательно обращать внимание при выборе кредитной организации: лицензия, тип организации, страхование вкладов и отзывы клиентов, – поясняет он.
Наличие лицензии или иного разрешительного документа следует проверять в первую очередь. Такой документ выдается Центробанком России. Отсутствие лицензии означает, что вы имеете дело с мошенниками. Узнать, есть ли у организации лицензия, можно на сайте Банка России. Чтобы получить всю необходимую информацию, достаточно ввести в строке поиска название интересующей организации. Здесь же можно узнать и ее тип. И это очень важно, ведь следует понимать, что банки и микрофинансовые организации – это не одно и то же. Да, и те и другие дают деньги в долг, но только в последних ставка по кредиту в несколько раз выше. Поэтому, прежде чем брать заем или кредит, нужно внимательно изучить все нюансы.
Наличие лицензии или иного разрешительного документа следует проверять в первую очередь. Такой документ выдается Центробанком России. Отсутствие лицензии означает, что вы имеете дело с мошенниками
Перед открытием вклада стоит убедиться, что банк входит в систему страхования вкладов. Этим вы обезопасите себя от потери денег, ведь даже если у банка отзовут лицензию, клиент получит возмещение (в пределах 1,4 млн рублей). Узнать, имеет ли банк страховку, можно на сайте Агентства по страхованию вкладов. Не пренебрегайте отзывами клиентов – это самый простой и объективный источник информации. Перед обращением в банк почитайте отзывы о нем на специализированных сайтах. Довольные или недовольные клиенты – это индикатор работы организации. Здесь же можно увидеть, как банк реагирует на жалобы клиентов и ищет ли пути решения по спорным вопросам. Распоряжайтесь деньгами правильно и повышайте свою финансовую грамотность, тогда неприятные сюрпризы обойдут вас стороной.
***
Подсчитаем неустойку
– Купили кухонный гарнитур, его нам обещали доставить в течение 14 дней, но пришлось ждать 35 суток. Могу ли я обратиться за неустойкой и как ее высчитать?
Эльз ИКРАМОВ, город Бавлы
Отвечает руководитель Государственной инспекции Татар-стана по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей Жаудат Ахметханов:
– Главное, чтобы был заключен письменный договор купли-продажи и в нем установлен срок доставки товара. В случае нарушения срока передачи товара в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» вы вправе требовать от продавца уплаты неустойки в размере 0,5 процента от суммы предварительной оплаты товара (или от 100 процентов стоимости, если сумма была оплачена авансом в полном размере) за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара должна была быть осуществлена, до дня фактической передачи товара потребителю, даже если это случится только по судебному решению через несколько месяцев. Теперь считаем неустойку: 0,5 процента от суммы предварительной оплаты товара умножить на количество дней просрочки – получается сумма неустойки. Однако следует знать, что сумма взысканной вами неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. В случае отказа в добровольной выплате рекомендую обратиться в суд.
***
Автомобиль… из студии
В Роспотребнадзоре проанализировали правоприменительную практику Верховного суда РФ и рассказали, в какие сроки можно отказаться от дорогостоящей техники, а также о других подводных камнях возврата товара. Компьютерную технику (например, ноутбук или планшет) на гарантии обратно не примут даже в оговоренные законом сроки в 14 дней со дня покупки, если покупатель решил сдать ее из-за неподошедшей формы, габаритов, комплектации или ему просто не понравилась модель изделия. Но у потребителя есть 7 дней на возврат, если он купил технику через интернет-магазин и при этом сохранил ее товарный вид и потребительские свойства.
15 дней для возврата в автосалон есть и у покупателя автомобиля, если за это время он обнаружил в машине дефекты. И не важно, можно их устранить или нет – потребитель в любом случае имеет полное право расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Часто возникают вопросы и у отдыхающих, которые не смог-ли вылететь вовремя за границу из-за того, что не получили визу. В Роспотребнадзоре напомнили, что именно туроператор обязан вовремя предупредить отпускника обо всех обстоятельствах, из-за которых тот может не получить не только визу, но и другие услуги, включенные в турпродукт. «В этой связи туроператор должен компенсировать все убытки потребителя, если он не предоставил туристу необходимую информацию по оформлению соответствующих документов, и из-за этого гражданину было отказано в получении визы», – подчеркивают в ведомстве.
***
О возврате качественных товаров
В Госдуме готовится на рассмотрение законопроект, согласно которому потребители смогут возвращать в магазины товары, купленные в кредит, и отказываться от займа без штрафов.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин рассказал об этом «Российской газете»: «Предполагается, что покупатель сможет обменять или вернуть непродовольственный товар, если он был куплен в кредит, в течение 14 дней и расторгнуть договор займа. Банк не вправе будет требовать проценты с покупателя. Магазины станут сами возвращать кредиты покупателей банкам после возврата купленного товара. А дальше магазин должен в течение двух недель закрыть кредит перед банком. Потому что у магазина договор с банком, и он должен решать эти вопросы без привлечения потребителя». Если законопроект примут в предложенной редакции, эта норма будет распространяться на любые товары, купленные в кредит.