Не так известна, как Лариса Долина, и не так удачлива, как Елена Маркелова, которой удалось дозвониться на прямую линию с Президентом России, казанская пенсионерка Ирина Игнатьева, также обманутая мошенниками на крупную сумму. В случае с Игнатьевой никто не бросился искать телефонных аферистов и не стал списывать с нее кредит, оформленный под чутким руководством мошенников. Напротив, банк, выдавший этот кредит пенсионерке практически не глядя, теперь настойчиво требует возврата долга.
«КАК ЖЕ БАНКИ ОДОБРЯЮТ?»
Летом прошлого года на всю страну прогремела история о том, как дистанционные мошенники обманули 69-летнюю певицу Ларису Долину, заставив ее перевести 200 млн рублей на «безопасный счет» и к тому же продать квартиру в центре Москвы. Недавно стало известно, что преступников нашли, квартиру и часть похищенных миллионов Долиной вернули.
А пенсионерку Елену Маркелову из Казани аферисты обманули, взломав ее аккаунт на «Госуслугах». Там на нее дистанционно оформили два банковских кредита на общую сумму около 2 млн рублей. «Как же банки, клиентом которых я являюсь и получаю пенсию 18 770 рублей, одобряют такие кредиты, не запрашивая никаких документов о моем доходе, никаких контактов знакомых, которые могли бы поручиться за меня?.. Не пора ли обязать банки более тщательно контролировать действия своих сотрудников и тщательно проверять заявки, особенно от лиц пожилого возраста?» – задала женщина резонный вопрос Президенту России Владимиру Путину, дозвонившись к нему не прямую линию 19 декабря 2024 года.
«Банки обязаны проверять платежеспособность клиента перед выдачей кредита. То, что происходит сейчас, вызывает тревогу. Объемы жульничества просто зашкаливают», – ответил на это Путин.
В итоге уже на следующий день Маркелову освободили от долговых обязательств перед банками. Но что делать другим жертвам дистанционных аферистов, которые оказались в такой же ситуации, как Лариса Долина и Елена Маркелова?..
ПОЛОЖИЛИ ПОД СУКНО
О том, как в сентябре прошлого года аферисты обманули 63-летнюю казанскую пенсионерку Ирину Игнатьеву, «РТ» уже писала. Ее, как и Долину, обрабатывала группа людей, главным их которых был «сотрудник Центробанка». По его указаниям Игнатьева сначала сняла со своих счетов в двух банках все сбережения и тут же передала их аферистам через подосланных к ней курьеров. Но на этом негодяи не успокоились. «Сотрудник Центробанка Берестов» плотно взял пенсионерку в оборот, заставил ее оформить кредит в ВТБ на сумму 635 тыс. рублей (полная стоимость кредита – 905 тыс. 701 рубль) и опять же отдать все деньги курьеру. Женщина отмечает, что мошенник отправил ее на такси в конкретный офиса Банка ВТБ на проспекте Ямашева, где ее якобы уже ждут, а сотрудницу банка, которая оформляла кредит, нисколько не смутило, что ежемесячный платеж пенсионерки по кредиту превышает размер ее пенсии. От оформления второго кредита в другом банке пенсионерку спасла бдительная диспетчер компании-оператора такси, которая догадалась, что женщину катают на такси по городу не просто так.
Когда Игнатьева поняла, что стала жертвой чудовищного обмана, она обратилась в полицию. 17 сентября по ее заявлению в ОП №5 «Московский» возбудили уголовное дело о мошенничестве. Там жертву аферистов сразу предупредили, что рассчитывать ей особенно не на что, такие, как она, пишут сейчас в полицию заявления пачками, но искать дистанционных преступников слишком трудно.
– Все сведения, которые могут помочь найти преступников, в том числе детализацию звонков, я передала следователю по делу Андрею Туруновскому. Однако, как оказалось, он в них даже не заглядывал и не пытался выяснить, кто и откуда мне звонил. Зато я сама два месяца названивала по номеру «сотрудника Центробанка». Днем телефон был заблокирован, а после полуночи включался – слышны были длинные гудки. И однажды на мой звонок ответила женщина, которая на просьбу позвать к телефону Берестова (ведь именно так представлялся мне «сотрудник Центробанка») ответила, что он вышел и пока не может говорить, – рассказала «РТ» пенсионерка, которая вынуждена была взять на себя роль миссис Марпл.
По ее словам, о своем звонке она тут же сообщила следователю в надежде, что тот вычислит мошенника.
– У меня сложилось впечатление, что этот «Берестов» проживает в Казани, очень уж хорошо он ориентировался в городе. Правильно произносил названия улиц, уверенно меня по ним «водил», даже знал, в каком отделении банка терминал с кнопочной клавиатурой, а в каком – с сенсорной. Когда я сказала Туруновскому, что мне удалось дозвониться по номеру «Берестова», он просто отмахнулся и запретил интересоваться ходом следствия. Я считаю, что у следователя были в руках инструменты для того, чтобы определить местонахождение и личность звонившего. Но он не сделал ровным счетом ничего! – возмущается обманутая женщина.
Поняв, что следователь просто тянет время, чтобы в конце концов положить ее дело под сукно, Ирина Николаевна написала жалобу в Прокуратуру РТ. Из ответного письма узнала, что следствие по ее делу в отделе полиции приостановлено «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Прокуратура признала такое решение полицейских необоснованным и отменила его. Уголовное дело вернули в следственный отдел ОП №5 «Московский» для возобновления и проведения необходимых процессуальных мероприятий. Вот только время уже упущено, ведь тех же курьеров, которые забирали у Игнатьевой деньги, нужно было искать по горячим следам. Впрочем, история с Долиной показывает, что найти можно всех, было бы желание.
«АННУЛИРОВАТЬ НЕ МОЖЕМ, ПЛАТИТЕ»
Вопрос, почему в Банке ВТБ ей легко одобрили кредит с ежемесячным платежом в 24 142 рубля, тогда как пенсия у заемщицы – 22 тысячи рублей, Ирина Игнатьева считает главным, так же, как и Елена Маркелова. Ведь арифметика, казалось бы, элементарная.
Задать этот вопрос сотруднице офиса ВТБ на проспекте Ямашева Алёне Шароновой, которая занималась оформлением ее кредита, жертве аферистов не удалось. Как выяснилось, вскоре после выдачи злополучного кредита девушку уволили «за многочисленные нарушения». Факт увольнения сотрудницы Игнатьева расценила как косвенное признание вины со стороны банка и, воодушевленная, обратилась туда с просьбой аннулировать кредитный договор.
Но не тут-то было. Банк прислал ответ следующего содержания: «Вернуть деньги и аннулировать договор не можем. В своем решении мы руководствуемся нормами законодательства и условиями договора… Заключив кредитный договор, вы подтвердили, что ознакомлены, понимаете и согласны со всеми условиями и приняли на себя определенные договором обязательства. С вашей стороны документы подписаны в электронном виде СМС-кодом в личном кабинете ВТБ Онлайн. Со стороны банка – с использованием простой электронной подписи уполномоченного лица банка. Электронное подписание равносильно совершению сделки в простой письменной форме».
Сейчас сотрудники Банка ВТБ требуют у Игнатьевой возврата денег: звонят по несколько раз в день, напоминают о графике погашения кредита и требуют предоставить автомобиль в качестве залога. Да, именно так: пенсионерка с удивлением узнала, что взяла не просто кредит, а автокредит с отложенным залогом. Это когда человек получает деньги на покупку машины, а потом предоставляет купленный автомобиль банку в качестве залога. Если автомобиль не предоставляется, то увеличивается процентная ставка. Что и произошло с кредитом Игнатьевой: ставка выросла с 30% до 43,2%.
Правду пенсионерка решила искать в Центробанке, который осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. Женщина попросила проверить правомерность действий Банка ВТБ, выдавшего кредит неплатежеспособному клиенту. Центробанк перенаправил обращение клиентки в ВТБ и на основе полученного от него ответа сообщил: «В анкете-заявлении Вы указали размер дохода в размере 35 000 рублей… По данным Банка ВТБ, превышения показателей долговой нагрузки не установлено».
Игнатьева уверяет, что никаких анкет она в банке не заполняла, ведь под заявкой на кредит стоит не «живая», а цифровая ее подпись. Получается, что та самая уволенная сотрудница ВТБ взяла с потолка сумму дохода в 35 тысяч рублей и внесла ее в анкету?
В любом случае с доходом в 22 тысячи рублей платить в месяц банку больше 24 тысяч пенсионерка не может, не квартиру же единственную для этого продавать. В отчаянии женщина решила объявить себя банкротом – это законный способ освободиться от долгов, которые гражданин не имеет возможности погасить. Однако процедура банкротства тоже требует определенных финансовых затрат. Собрать нужную сумму Игнатьевой помогли бывшие коллеги.
– Представляете, на днях Банк ВТБ прислал мне СМС с просьбой оценить его работу по предоставлению автокредита. Видно, не добиться мне правды. И почему я не Долина? – иронизирует сквозь слезы пенсионерка.
ДВА ДНЯ НА ОХЛАЖДЕНИЕ
Корреспондент «РТ» поинтересовалась у депутата Госдумы РФ от Татарстана Айрата Фаррахова, намерены ли законодатели принимать меры, чтобы сократить масштабы дистанционного мошенничества, которые стали поистине чудовищными.
– Ситуация действительно усугубляется, случаев очень много, в том числе с моими знакомыми, – согласился депутат. – Киберпреступления – обратная сторона того комфорта, который мы получили, когда телефоны стали привязывать к банковским счетам, картам, когда кредиты стали выдавать дистанционно. Это создает дополнительные возможности для мошенничества. Сейчас очень много мошенничеств, связанных с тем, что людей фактически принуждают брать кредиты и переводить деньги на указанные счета или передавать курьерам. Совсем недавно мы приняли в первом чтении законопроект о так называемом «периоде охлаждения». Он предусматривает, что банки будут давать кредиты свыше 200 тыс. рублей через два дня после обращения, чтобы у человека было время для того, чтобы принять взвешенное решение, посоветоваться с близкими. Я думаю, появятся и другие подобные инициативы.
– Почему, на ваш взгляд, киберпреступления так плохо расследуются? Случай с Ларисой Долиной, когда преступников удалось найти, едва ли не единичный на всю страну.
– Правоохранительные органы, безусловно, делают, что могут, но вопрос в том, что очень часто звонки от мошенников поступают из-за пределов Российской Федерации. Этим занимаются целые корпорации, а не отдельные люди. Бороться с этим злом очень тяжело. Приходится признать, что надежды на качественное расследование таких преступлений на сегодняшний день нет. Надеюсь, со временем появится. Поэтому важно, чтобы граждане сами были внимательными и осторожными, не имели привычки отвечать на звонки и сообщения с незнакомых телефонных номеров и не принимали никаких решений дистанционно. Я сам, если номер не определен, никогда не снимаю трубку, если звонят с незнакомого номера через WhatsApp, сразу блокирую такой звонок. Этому надо учить и детей, ведь в последнее время мошенники переключаются на них…