В Казани обсудили проблемы и перспективы медиаотрасли
Как будет чувствовать себя профессиональная журналистика в ближайшем будущем? Сможет ли она перестроиться под новые форматы или проиграет социальным сетям? Как средствам массовой информации научиться сочетать оперативное реагирование на события с необходимостью правильно расставить акценты и осмыслить происходящее? Эти и другие насущные вопросы, стоящие перед медиаотраслью, обсуждали в среду на коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.
«ОНИ НА МНОГОЕ СПОСОБНЫ»
Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство потребителей новостей идут за ними сегодня в социальные сети, которые, как констатировал руководитель агентства Айдар Салимгараев, оказались гораздо более приспособлены к современным требованиям аудитории. Потому что события происходят быстрее, чем традиционные медиа могут их «переварить». Неудивительно, что и рекламные доходы перетекают в интернет, и профессиональные блогеры зарабатывают сегодня намного больше журналистов.
Впрочем, пандемия, которая, конечно, стала главным вызовом и для СМИ в прошлом году, показала, что потребность в достоверной информации у аудитории тоже есть, официальные аккаунты традиционных республиканских изданий в тех же социальных сетях в период массовой самоизоляции демонстрировали уверенный прирост подписчиков. Именно поэтому, подчеркнул Айдар Салимгараев, огромные ресурсы будут направлены на расширение работы СМИ в цифровых форматах.
Отчасти этому должно способствовать появление медиашколы, которую агентство планирует запустить в этом году. Она, с одной стороны, поможет журналистам старшего поколения освоить новые технологии, чтобы полнее реализовать себя («Это же люди, прошедшие девяностые, они на многое способны», – данной фразой руководитель агентства, видимо, дополнительно попытался вселить уверенность в ветеранов отрасли). С другой стороны, медиашкола поможет в целом журналистам найти новые смыслы в своей деятельности. Ведь всё, что с нами сегодня происходит, надо как-то осмыслять, а обществу пока, по мнению Айдара Салимгараева, недостаёт такого публичного дискурса.
ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ, НО ЕСТЬ И ЧИТАТЕЛИ
Условно работа коллегии была разбита на три тематических блока: судьба печатных СМИ, проблемы и перспективы регионального телевидения и новые медиа.
Что касается печатных СМИ, то их аудитория и тиражи продолжают уменьшаться. «Былой популярности не вернуть», – развёл руками Айдар Салимгараев. Но тут же привёл несколько противоречащие пессимистическим прогнозам данные международных исследований: 40 процентов взрослого населения мира продолжают ежедневно читать газеты. В России 38 процентов опрошенных считают газету основным источником информации, причём половина из них – это люди в возрасте 40–44 лет, то есть это не совсем уж древние консерваторы.
Но, конечно, проблем у «печатки» не счесть. Многие из газет и журналов связаны с «Почтой России». Цены на подписку растут, а доставка печатной периодики в отдалённые районы оставляет желать лучшего. Отсутствие почтальонов приводит к тому, что люди на селе нередко получают ежедневные газеты оптом один раз в неделю, а есть и такие случаи, когда пенсионеры сами ездят на ближайшую почту за газетой на такси.
В то же время Айдар Салимгараев отметил, что у печатных СМИ есть резервы по части розницы. Но и тут не всё так просто. Как рассказала главный редактор газеты «Казанские ведомости» и руководитель недавно организованной Ассоциации распространителей и издателей печатной периодической продукции РТ Венера Якупова, наладить работу с розницей мешает отсутствие нормальной сети киосков прессы. Вот в Липецке и Воронеже, посетовала она, такие киоски признаны социально значимым проектом, государство их поддерживает. И их много – комфортных, уютных, они в шаговой доступности… Как результат – тот же Воронеж сегодня лидер по распространению печатной прессы в стране. Татарстан, по мнению Венеры Якуповой, вполне может организовать что-то подобное и даже лучше. А директор ООО «Агентство торговли» Зуфар Хакимзянов рассказал, что нужно сделать, чтобы такие киоски процветали: снизить для них арендные ставки, дать льготы по налогам и тарифам на энергию, компенсировать логистические затраты.
Тут надо сказать, что разговоры про воронежско-липецкий опыт, который надо бы перенять, на коллегиях агентства идут не первый год. А про планы обустроить в республике удобные киоски, где, кроме печатной прессы, будет Wi-Fi, возможность купить билеты в театр, внести плату за услуги ЖКХ и штрафы, говорили на коллегии ещё в 2014 году. Как видим, дело не слишком движется. Так что перспективы «печатки» по-прежнему туманны. Но всё же, думается, небезнадёжны – 40 процентов читающих газеты землян нам в помощь!
НЕТ ВРЕМЕНИ НА МЕДЛЕННЫЕ ТАНЦЫ
Есть свои проблемы и у регионального телевидения – ему был посвящён второй блок коллегии. Да, у телеканалов, констатировал Айдар Салимгараев, имеются сильная техническая база, профессиональные коллективы и устойчивое ядро аудитории, особенно у новостных программ. Но в то же время растут расходы на доставку сигнала, ужесточаются лицензионные требования, традиционное телевидение становится неокупаемым. Оно теперь социальный продукт, а не коммерческий.
Тем не менее генеральный директор канала ТНВ Ильшат Аминов оптимистично заявил, что «эпоха телевидения только начинается». Потому что тренд нашего времени (и об этом говорили практически все выступающие на коллегии) – это визуализация контента. Смотреть проще, чем читать или слушать, поэтому и в соцсетях так активно сейчас развиваются именно видеоплатформы – «Инстаграм», «Тик-ток».
Так что и у телевидения потенциал всё ещё огромный. Надо только немного переформатироваться. Потому что, например, тот же «Тик-ток» – это не просто видео, а видео интерактивное, в которое зритель может вносить свои изменения. Да и вообще, заметил Ильшат Аминов, телевидению необходимо выходить на новые платформы и форматы. Стандартным телевещанием с заранее расписанной программой ограничиваться нельзя. Надо идти в кабельные сети, вести трансляцию на разных интернет-платформах, организовывать вещание по запросу зрителя…. Особое внимание – самым юным зрителям. Им нужен не просто видеоконтент, а клиповый контент. Впрочем, и с этим можно работать. Так, на «Шаян ТВ» планируют организовать собственную «фабрику» тиктокеров, чтобы, так сказать, самостоятельно воспитывать будущих властителей юных дум.
Хотя, по мнению принявшего участие в казанской коллегии генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» Александра Малькевича, догнать по популярности «Тик-ток» традиционное телевидение уже вряд ли сможет. «Мы всё время пытаемся бежать за уходящим поездом, бьём по хвостам, – констатировал питерский гость. – Но, к сожалению, сейчас традиционные СМИ проигрывают в скорости человеку со смартфоном. А ведь мы должны работать на опережение! Как сказал поэт, «нет времени на медленные танцы». Мы должны сами навязывать свою повестку!»
Кстати, одним из успешных примеров работы в новых условиях Александр Малькевич назвал татарстанский опыт привлечения популярных блогеров к освещению выборов осенью 2020 года.
И всё же вопрос о том, смогут ли традиционные СМИ переформатироваться в успешные новые медиа, до конца так и не был раскрыт на многочисленных выступлениях в ходе коллегии…
НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ С АУДИТОРИЕЙ
В условиях, когда человек со смартфоном постоянно опережает профессионального журналиста, не приходится удивляться тому, что появляется так много фейков. «2020 год побил все рекорды по количеству фейковых новостей, – констатировал, выступая на коллегии, руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров. – Фейки раскалывают общество, поэтому для СМИ крайне важна оперативная коммуникация с аудиторией. С ней надо говорить на одном языке. От СМИ сегодня ждут не просто освещения ситуации, но и поиска решений через публичное обсуждение».
Асгат Сафаров напомнил также, что 2021 год в Татарстане – это Год родных языков и народного единства. Он призвал развивать средства массовой информации на языках народов республики, подчеркнув, что татарстанские журналисты умеют создавать качественный контент на родных языках, но теперь им надо выходить на новые площадки коммуникации с аудиторией, отказываясь от неработающих форматов.
«Надо помнить, что креативный подход приносит эффективный результат и при этом необязательно дорого стоит. А качественный продукт будут смотреть везде – и на телевидении, и в интернете, и в соцсетях», – отметил Асгат Сафаров.