В этом году в работе государственных контрольно-надзорных органов произошли существенные изменения – при плановых проверках бизнеса они начинают применять риск-ориентированный подход.
В последние годы количество проверок и без этого снизилось, однако со стороны бизнес-сообщества продолжали поступать жалобы на давление контролирующих структур. И тогда Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании заявил о необходимости реформирования системы контроля и надзора.
В частности, глава государства предложил в течение двух лет перевести ее на риск-ориентированный подход, который означает, что интенсивность проверок должна быть пропорциональна уровню риска возможного вреда имуществу и здоровью людей. Появление контролеров на предприятиях, по мнению российского лидера, оправданно только для объектов с повышенным риском, а для бизнеса, не связанного с опасным производством и рисками причинения вреда при осуществлении деятельности, достаточно дистанционных форм контроля и надзора.
Президенту вторят экономисты, которые подсчитали, что девяносто процентов неэффективных издержек бизнеса связаны с выполнением предприятиями всевозможных неоправданных требований, и это ни много ни мало около пяти процентов ВВП. А вот риск-ориентированный подход, считают они, позволит не только сократить общее количество проверок на 30–90 процентов, снизить издержки бизнеса, но и рациональнее использовать ресурсы государственного контроля и надзора.
Владимир ПУТИН, Президент РФ в послании Федеральному Собранию: | |
В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход. |
В конце июля 2018 года законодательство о государственном надзоре изменили, определив для бизнеса шесть категорий риска – от низкого до чрезвычайно высокого. В зависимость от категорий должна быть поставлена интенсивность проверок контрольно-надзорных органов. Региональные власти получили право на установление видов регионального госконтроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. Также они получили право определять критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности при организации регионального государственного надзора.
На риск-ориентированный подход сейчас переходят многие контролирующие и надзорные ведомства. Не стали исключением и контрольно-надзорные органы, связанные с аграрно-промышленным сектором. Перед Управлением Россельхознадзора по Татарстану тоже поставлена задача – повысить эффективность государственного контроля и надзора, снизить административное воздействие на бизнес.
Как сообщил руководитель ведомства Нурислам Хабипов, в управлении ведется активная работа по распределению поднадзорных объектов (земельных участков) в соответствии с критериями риска. «Безусловно, данное нововведение позволит увеличить процент охвата потенциальных нарушителей и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда, а также наиболее эффективно использовать материальные и организационные, кадровые ресурсы надзорных органов», – считает Нурислам Хабипов.
Татарский природоохранный межрайонный прокурор Ильсур Гильмутдинов осторожен в своих оценках: «Я поддерживаю общую политику государства, которая целенаправленно уменьшает нагрузку со стороны контрольно-надзорных органов. В то же время есть отрасли, где уменьшение нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов не всегда идет на пользу. В частности, когда из-за допущенных нарушений ветеринарных правил банкротятся крупные хозяйства или под угрозу из-за птичьего гриппа попадает все птицеводство республики, а из-за допуска на территорию африканской чумы свиней может исчезнуть свиноводческая отрасль.
наша справка |
Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью: • для категории высокого риска – один раз в два года; • для категории значительного риска – один раз в три года; • для категории среднего риска – не чаще, чем один раз в пять лет; • для категории умеренного риска – не чаще, чем один раз в шесть лет. В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. |
Никаких поблажек не может быть и к нарушителям земельного законодательства. Так, в последнее время доход от продажи зерна стал больше, чем от продажи оружия. В прошлом году, например, бюджет России получил от продажи зерна более 37 миллиардов долларов, поэтому сбережение сельхозземель становится стратегической задачей, а их охране придается такое же значение, как защите государственной границы. Факты, которые часто выявляем совместно с Россельхознадзором в вопросах соблюдения земельного законодательства, показывают, что в этой сфере не все так благополучно.
Поэтому в данных вопросах, особенно в части незаконной разработки карьеров, порчи земли, мы ни в коем случае не будем уменьшать количество проверок», – пообещал природоохранный прокурор.
Мнение прокурора во многом совпадает с позицией Минсельхоза России, которое считает неэффективным использование концепции риск-ориентированного подхода в отношении объектов ветеринарного надзора. Судите сами: когда речь идет об африканской чуме свиней, гриппе птиц, сибирской язве, ящуре, нодулярном дерматите либо бешенстве, разве не самое главное в надзоре – его своевременность, оперативность и полнота? Любое промедление может привести к катастрофе. Поэтому по поручению федерального правительства Минсельхоз России разработал поправки, отменяющие риск-ориентированный подход в госветнадзоре. Будут ли они приняты – покажет время.
Как бы то ни было, к 2019 году риск-ориентированный подход должен быть внедрен практически в каждом надзорном ведомстве, а превентивный контроль должен будет заменить репрессии в отношении нарушителей. Но удастся ли снизить давление на бизнес со стороны государственных контрольных и надзорных органов и одновременно не ослабить деятельность государства по обеспечению общественной и национальной безопасности – вот в чем вопрос.