Нобелевский лауреат Гэри Беккер считал экономический подход к решению всех вопросов настолько универсальным, что применял его к анализу самых неожиданных аспектов человеческой жизни – например, отношений внутри семьи, психологии преступников и расовой дискриминации.
В «Трактате о семье» заключение брака интерпретируется Беккером по аналогии с созданием партнерской фирмы: люди вступают в брак, если ожидаемый объем выпуска совместно производимых ими потребительских благ превосходит арифметическую сумму выпусков, которые они могут производить порознь. Поиск на брачном рынке аналогичен поиску на рынке труда, и рациональные агенты прекращают его, когда ожидаемая полезность от вступления в брак оказывается для них выше ожидаемой полезности от холостой жизни и дополнительных издержек на поиск лучшей пары.
В статье «Преступление и наказание» Беккер пишет, что преступники не психопатологические типы, а рациональные экономические агенты, предсказуемо реагирующие на возможности и ограничения. Выбор преступной деятельности – нормальное инвестиционное решение, если ожидаемые выгоды преступления превышают ожидаемые затраты (вероятность ареста и наказания).
А вот жизненный пример трактовки данной теории.
Однажды (еще в школьном возрасте) мы с другом шли в магазин на станции. Путь наш пролегал мимо военной части. Навстречу шли трое солдат. Как выяснилось во время разговора, один из них был экономистом, которого выгнали из университета. Он привел нам экономическое обоснование того, почему мы должны отдать им свои деньги: в то время как мы совершенно не инвестировали в свою безопасность (обучение бегу, увеличение мышечной массы, приобретение оружия или трату времени на более безопасный маршрут), они инвестировали в качалку в армии, в социализацию (чтобы собраться втроем) и в риски быть пойманными или в риски нарваться на тех, кто инвестировал в свою безопасность больше, чем они вложили в качалку и социализацию. Поэтому, если мы не хотим тратить деньги на бинты и пластыри, время на лечение и такую ценную вещь, как моральный ущерб, который нам пришлось бы восстанавливать за реальные деньги мороженым или каруселями, то нам нужно отдать им большую часть тех денег, которые у нас были с собой. Хотя бы за представление, которым мы наслаждались, и за эту лекцию.
С высоты прожитых лет могу сказать, что эта лекция оказалась самым выгодным вложением в мое бизнес-образование.
