Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан
Принят Государственным Советом Республики Татарстан 3 ноября 2016 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона и правовая основа обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан
- Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (далее – материалы и изделия), изготавливаемых и (или) находящихся в обороте на территории Республики Татарстан, устанавливает отдельные меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также правовые основы взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан с органами местного самоуправления и организациями в целях повышения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, производимых и (или) реализуемых на территории Республики Татарстан.
- Правовую основу обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ), иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Татарстан.
- Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе № 29-ФЗ и иных федеральных законах.
Статья 2. Меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий в Республике Татарстан обеспечиваются в том числе посредством:
1) проведения физическими или юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
2) проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
3) внедрения системы «Национальная торговая марка» путем учреждения в Республике Татарстан информационного знака «Национальная торговая марка» и определения порядка его использования;
4) применения мер по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе нарушений требований нормативных документов, а также применения мер гражданско-правовой, административной и иной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений;
5) оказания помощи в продвижении на рынке пищевых продуктов, материалов и изделий организаций или индивидуальных предпринимателей в Республике Татарстан, соответствующих требованиям качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
6) содействия росту конкурентоспособности пищевых продуктов и продвижению на рынке органической пищевой продукции, сырья и продовольствия;
7) информирования населения через средства массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
8) применения иных мер обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий относятся:
1) принятие нормативных правовых актов Республики Татарстан, направленных на поддержку обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
2) взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями с целью обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
3) создание и организация деятельности Межведомственного координационного совета по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевых продуктов (далее также – Координационный совет);
4) организация и содействие развитию системы «Национальная торговая марка», а также организация деятельности государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Национальная торговая марка» (далее – Республиканский центр качества);
5) утверждение порядка получения и лишения права использования информационного знака «Национальная торговая марка», а также требований к получению информационного знака «Национальная торговая марка» по предложениям Координационного совета;
6) организация мероприятий, направленных на стимулирование повышения производителями качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе маркированных информационным знаком «Национальная торговая марка»;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 4. Полномочия органов исполнительной власти Республики Татарстан в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
К полномочиям органов исполнительной власти Республики Татарстан в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах их компетенции относятся:
1) участие в разработке и реализации нормативных правовых актов Республики Татарстан, направленных на поддержку обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
2) взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, Республиканским центром качества, иными организациями с целью обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
3) разработка предложений по проведению мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, увеличение качественных и безопасных пищевых продуктов в целях повышения продолжительности жизни населения и уменьшения воздействия факторов, негативно влияющих на здоровье человека;
4) содействие развитию системы «Национальная торговая марка»;
5) выработка дифференцированных, в зависимости от места проживания, трудовой деятельности, половозрастных и иных особенностей, медицинских показаний для отдельных групп населения, рекомендаций к качеству и составу пищевых продуктов;
6) осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного экологического надзора;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 5. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны отвечать требованиям, установленным Федеральным законом № 29-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 6. Информационный знак «Национальная торговая марка»
- В целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в Республике Татарстан учреждается информационный знак «Национальная торговая марка».
- Маркировка пищевых продуктов информационным знаком «Национальная торговая марка» информирует население о том, что данные пищевые продукты не содержат генномодифицированных организмов, отвечают установленным нормативными документами требованиям к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соответствуют по составу и нормам сырьевых компонентов требованиям, определенным Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с пунктом 5 статьи 3 настоящего Закона.
- Производители пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и местонахождения имеют право на равной, добровольной основе в заявительном порядке обратиться в Республиканский центр качества за получением права использования информационного знака «Национальная торговая марка».
- Порядок получения и лишения права использования информационного знака «Национальная торговая марка», а также требования к получению информационного знака «Национальная торговая марка» утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом предложений Координационного совета.
- Информационный знак «Национальная торговая марка» подлежит правовой защите в порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Республиканский центр качества
- В целях стимулирования повышения качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан создается Республиканский центр качества, являющийся юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия.
- Республиканский центр качества осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными в уставе Республиканского центра качества, утвержденном Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 8. Межведомственный координационный совет по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевых продуктов
- Межведомственный координационный совет по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевых продуктов является коллегиальным совещательным органом, создаваемым в целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Республиканского центра качества, производителей пищевых продуктов и их объединений, перерабатывающих и торговых, экспертных и иных организаций по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Республики Татарстан.
- Задачами Координационного совета являются обеспечение повышения качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан, рассмотрение направлений развития системы «Национальная торговая марка» и предложений по ее совершенствованию, вопросов, возникающих в процессе функционирования системы.
- Состав Координационного совета и положение о Координационном совете утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
- К полномочиям Координационного совета относятся:
1) анализ статистических и иных материалов и информации, касающихся обеспечения повышения качества и безопасности пищевых продуктов, их производства и оборота на территории Республики Татарстан;
2) разработка мер по повышению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в Республике Татарстан;
3) внесение предложений в Кабинет Министров Республики Татарстан о порядке получения и лишения права использования информационного знака «Национальная торговая марка», а также разработка и внесение требований к получению информационного знака «Национальная торговая марка»;
4) разработка рекомендаций:
а) по увеличению выпуска и реализации на территории Республики Татарстан пищевых продуктов, маркированных информационным знаком «Национальная торговая марка»;
б) по проведению новых видов исследований в целях выявления вредных для здоровья и жизни человека пищевых и иных добавок, а также фактов фальсификации продукции;
в) по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
5) информирование населения через средства массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевой продукции;
6) формирование предложений по развитию системы «Национальная торговая марка».
- Для осуществления своих функций Координационный совет имеет право:
1) запрашивать от органов государственной власти, организаций и граждан необходимую информацию по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевой продукции;
2) давать разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Координационного совета;
3) приглашать на заседания представителей органов государственной власти, общественных и иных заинтересованных организаций и граждан;
4) привлекать в установленном порядке экспертов, а также представителей научно-исследовательских, проектных и образовательных организаций;
5) образовывать рабочие группы, комиссии по вопросам обеспечения повышения качества и безопасности пищевой продукции.
Статья 9. Финансирование мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
Финансирование мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников, в том числе средств физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Президент Республики Татарстан Р.Н. МИННИХАНОВ
Казань. Кремль. 17 ноября 2016 года. № 82-ЗРТ