Конституционный совет Республики Татарстан в составе председателя И.И.Гилазова, членов Р.Ф.Гафарова, Э.М.Мустафиной, руководствуясь частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан от 13 июня 2023 года №44-ЗРТ «О Конституционном совете Республики Татарстан», проверил часть 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» на соответствие части второй статьи 28, частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан.
Поводом к проверке послужило обращение гражданки Д.Г.Юсуповой. Основанием к проверке явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обозначенное заявительницей в обращении положение нормативного правового акта Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение члена Конституционного совета Республики Татарстан – докладчика Р.Ф.Гафарова, объяснения участников заседания – гражданки Д.Г.Юсуповой, представителя органа, издавшего рассматриваемый нормативный правовой акт, – главного советника отдела гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Е.Н.Ситдиковой, выступления приглашенных на заседание: представителя Раиса Республики Татарстан – главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Раиса Республики Татарстан Л.К.Валиуллиной, представителя Управления Госавтоинспекции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – заместителя начальника отдела технического надзора Управления Госавтоинспекции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан В.В.Кондратьева, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ф.Хусаенова, представителя Уполномоченного при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей – главного советника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Ю.В.Гавриловой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный совет Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный совет Республики Татарстан обратилась гражданка Д.Г.Юсупова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» (далее также – Закон Республики Татарстан №71-ЗРТ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ, легковое такси должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2022 года №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать белой или желтой цветовой гамме.
В обоснование обращения гражданка Д.Г.Юсупова указывает, что 29 апреля 2025 года она направила в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан запрос о внесении информации о принадлежащем ей транспортном средстве в региональный реестр легковых такси. С целью осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Татарстан заявительница предприняла последовательные действия для получения соответствующей лицензии.
Однако в оказании данной услуги автору обращения было отказано. Причиной отказа послужило несоответствие цвета его автомобиля – синего – критериям, установленным частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ.
По мнению заявительницы, указанное положение регионального законодательства нарушает права и законные интересы жителей Республики Татарстан, противоречит части второй статьи 28, а также частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан, создает дискриминационные условия в сфере труда и необоснованно ограничивает права граждан, владеющих транспортными средствами определенной цветовой гаммы, на осуществление трудовой деятельности в области легковых перевозок. Она подчеркивает, что вводимые ограничения лишены объективного основания, поскольку не обусловлены соображениями безопасности, субъекты права находятся в неравном положении.
Гражданка Д.Г.Юсупова выражает несогласие с позицией Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, обосновывающего введение цветовой гаммы легковых такси в Республике Татарстан необходимостью обеспечения их идентификационной уникальности в общем транспортном потоке с целью облегчения визуального распознавания. Она подчеркивает, что белый и желтый цвета автомобилей не являются уникальными для транспортных средств, используемых в сфере таксомоторных перевозок. Множество автомобилей белого и желтого цвета не работает в сфере перевозок. В плотном потоке машин такси можно безошибочно выделить по характерным визуальным признакам – фонарь на крыше или шашечки на кузове. Цвет транспортного средства никоим образом не служит критерием идентификации, не влияет на деловые качества водителя такси, уровень сервиса, техническое состояние автомобиля и т. д.
Заявительница отмечает, что оспариваемое положение нормативного правового акта создает ситуацию, при которой приоритетное право на осуществление деятельности в сфере таксомоторных перевозок может быть предоставлено лицу, страдающему от пагубных привычек, не владеющему в достаточной степени русским и (или) татарским языками, уличенному в многочисленных нарушениях правил дорожного движения, использующему транспортное средство, находящееся в неудовлетворительном техническом состоянии, но в правильном цвете. Данное положение вступает в прямое противоречие с конституционным принципом равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленным в Основном законе Республики Татарстан, который гарантирует отсутствие дискриминации по признакам имущественного положения, социального статуса и иных обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами и соблюдением правовых норм.
По мнению заявительницы, в результате введенного нормативного правового регулирования тысячи самозанятых водителей республики рискуют потерять законный источник дохода, оказавшись перед необходимостью поиска альтернативных, зачастую нелегальных, способов заработка. Это приведет к прерыванию их трудового стажа и, как следствие, к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Подобная ситуация возникает из-за формального требования, касающегося исключительно цвета транспортных средств. Ограничение, основанное на произвольном критерии, приведет к увеличению стоимости транспортных услуг, снижению доступности такси для населения и в конечном итоге негативно отразится на его платежеспособности.
На основании изложенного гражданка Д.Г.Юсупова просит Конституционный совет Республики Татарстан признать часть 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» не соответствующей части второй статьи 28, частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Свои заключения по рассматриваемому вопросу в Конституционный совет Республики Татарстан направили представители Раиса Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Управления Госавтоинспекции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Уполномоченного при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей.
В заключениях констатируется соответствие оспариваемой нормы Основному закону Республики Татарстан, обусловленное закрепленным федеральным законодателем правом субъектов Российской Федерации определять требования к цветовому оформлению легковых такси. В рамках своей нормотворческой компетенции региональный законодатель определил в части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ, что цветовая гамма кузова легкового такси должна быть представлена исключительно белым или желтым цветом. Законодатель Республики Татарстан, стремясь предоставить больше возможностей для лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не ограничился установлением единой цветовой схемы кузова, а ввел альтернативную цветовую гамму. В заключениях отмечено, что данное решение призвано расширить спектр выбора для предпринимателей и организаций, занятых в сфере пассажирских перевозок.
В ряде регионов России предусмотрены аналогичные требования к цветовому оформлению легковых такси. Требования к цветовой гамме не представляют собой непреодолимое препятствие ни для реализации права на труд, ни для осуществления предпринимательской деятельности. Лицо, намеревающееся осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, сохраняет возможность приобрести транспортное средство, соответствующее установленной цветовой гамме, или воспользоваться услугами аренды автомобиля требуемого цвета. Возможность заниматься предпринимательской деятельностью сохраняется, хоть и накладываются некоторые дополнительные условия, направленные на унификацию внешнего вида таксомоторного парка.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан от 13 июня 2023 года №44-ЗРТ «О Конституционном совете Республики Татарстан» при вынесении заключения Конституционный совет оценивает буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта. При рассмотрении нормативного правового акта Конституционный совет Республики Татарстан также оценивает смысл, придаваемый ему официальным и иным разъяснением или сложившейся правоприменительной практикой. Конституционный совет выносит заключение только по предмету, указанному в обращении, а при рассмотрении нормативного правового акта – лишь в отношении той его части, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный совет Республики Татарстан при вынесении заключения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного совета Республики Татарстан является часть 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» в части, касающейся установления обязательного соответствия цветовой гаммы кузова легкового такси исключительно белой или желтой гамме.
Надлежащая конституционно-правовая оценка рассматриваемого законоположения может быть дана в системной взаимосвязи с нормативными правовыми актами федерального законодательства, регулирующими отношения в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в контексте с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 72 (пункты «б» и «к» части 1) Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также административное законодательство отнесены к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В рамках данной компетенции издаются федеральные законы, определяющие общие принципы в указанных областях.
Согласно статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В сфере совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе развивать и конкретизировать регулирование, установленное федеральным законом, а также вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения, в случаях их неурегулирования в федеральном законе (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2003 года №19-П).
Таким образом, субъект Российской Федерации, участвуя в данных правоотношениях в той мере, в какой это предусмотрено и допускается федеральными законами, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти, вправе предусмотреть способы эффективного решения возложенных на него задач в регулировании вопросов, связанных в рассматриваемом случае с обеспечением общественной безопасности (с учетом региональных особенностей). Такая система обеспечивает комплексное и многоуровневое правовое регулирование, позволяющее эффективно реагировать на вызовы и обеспечивать защиту интересов граждан и общества на всей территории Российской Федерации.
Решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, создание условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится согласно пунктам 21, 23 и 24 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Реализация указанных полномочий осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за исключением случаев предоставления субвенций из федерального бюджета.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Правоотношения в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2022 года №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №580-ФЗ).
Некоторые положения указанного Федерального закона являются обязательными для исполнения на всей территории России, в то время как отдельные полномочия делегируются федеральными органами власти субъектам Российской Федерации, что позволяет учитывать региональные особенности и потребности при реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №580-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона №580-ФЗ, устанавливающего требования к внешнему оформлению легкового такси, субъекты Российской Федерации наделены правом законодательно определять цветовую гамму кузова легковых такси, используемых для перевозки пассажиров и багажа на их территории.
В целях реализации отдельных полномочий субъекта Российской Федерации, определенных Федеральным законом №580-ФЗ, Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан», который регулирует отдельные вопросы в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и при организации регионального государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Республики Татарстан (статья 1 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ).
Частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ установлено, что цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать белой или желтой цветовой гамме.
Таким образом, устанавливая требования к цветовой гамме кузова легкового такси, Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере транспортного обслуживания населения. Данное решение было принято в рамках реализации полномочий, закрепленных пунктом 2 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которому к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан.
3. Конституция Российской Федерации провозглашает в статье 8 (часть 1) свободу экономической деятельности как одну из основ конституционного строя. Принципом экономической свободы предопределены правомочия, составляющие содержание конституционно гарантируемого права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, реализуя которое граждане могут выбирать сферу этой деятельности и осуществлять ее индивидуально либо совместно с другими лицами, пользуясь конституционными гарантиями права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (статьи 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации).
При этом по смыслу статей 8, 17 (часть 3), 34 (часть 2), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы в сфере предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не должны осуществляться с нарушением прав и свобод других лиц и ставить под угрозу конституционно защищаемые ценности. В постановлении от 18 июля 2008 года №10-П Конституционный суд Российской Федерации указал, что в силу принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за хозяйствующими субъектами, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к ним требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность. Это согласуется и с положением статьи 75.1 Конституции Российской Федерации о необходимости обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей гражданина.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 13 июля 2010 года №16-П отметил, что, поскольку предпринимательская деятельность по своей природе направлена на извлечение прибыли и носит рисковый характер, а следовательно, может приводить к нарушению прав и законных интересов значительного числа лиц, прежде всего клиентов и контрагентов субъекта предпринимательской деятельности, федеральный законодатель правомочен, руководствуясь статьями 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливать условия ее осуществления в целях согласования частной экономической инициативы с интересами других лиц и общества в целом, включая потребности в предоставлении публично значимых услуг должного объема и качества, и предусматривать возможность соответствующего контроля, в том числе за использованием имущества, необходимого для занятия определенными видами деятельности, связанными с повышенной опасностью для окружающих.
Из указанного постановления также следует, что реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств (в том числе таксомоторов), являющихся источником повышенной опасности, обуславливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, то есть установленных в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Законодательное закрепление права субъектов Российской Федерации определять цветовую гамму кузова легкового такси основано на пункте 3 части 1 статьи 9 Федерального закона №580-ФЗ, регламентирующего требования к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Реализуя свою нормотворческую компетенцию и стремясь к обеспечению безопасности дорожного движения и приведению таксомоторной отрасли к цветовому единообразию и идентификационной уникальности автомобилей в транспортном потоке для их легкого распознавания, законодатель Республики Татарстан предусмотрел в части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №71-ЗРТ норму о том, что цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать белой или желтой цветовой гамме.
Такой подход корреспондирует с приведенной выше позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 июля 2010 года №16-П, в котором указано, что с учетом необходимости соблюдения баланса таких ценностей, как безопасность дорожного движения при оказании услуг населению автомобильным транспортом, в частности безопасность пассажирских таксомоторных перевозок, и свобода предпринимательской деятельности, законодатель субъекта Российской Федерации вправе – не нарушая федеральное законодательство – установить в сфере перевозок пассажиров таксомоторами индивидуального пользования в субъекте Российской Федерации правовой режим предпринимательской деятельности, который обеспечивал бы безопасность этих перевозок.
Такси – это не просто коммерческая услуга, а гарантия безопасности и спокойствия пассажира. Подобно тому, как городские маршрутные автобусы выделяются в транспортном потоке своей узнаваемой цветовой гаммой и четкими внешними признаками, так и такси должно быть легко идентифицируемо. Граждане безошибочно отличают общественный транспорт от корпоративного или частного, ориентируясь на его визуальные характеристики.
Региональное регулирование в рассматриваемой области преследует ряд значимых целей: обеспечение узнаваемости и безопасности пассажирских перевозок (единая цветовая гамма и опознавательные знаки способствуют оперативной идентификации легального такси, укрепляя доверие потребителей к услуге), противодействие нелегальной деятельности перевозчиков (облегчение выявления транспортных средств, не отвечающих установленным региональным стандартам), содействие формированию уникального регионального бренда (утвержденный цвет может стать неотъемлемой частью визуального облика региона) и, наконец, упорядочение рынка пассажирских перевозок путем внедрения четких правил и унифицированных стандартов для всех его участников.
В отличие от регулируемых государством услуг такси поездки с нелицензированными перевозчиками осуществляются на условиях личной договоренности, без гарантий правовой защиты в случае возникновения спорных ситуаций. Как было указано выше, цветовая дифференциация необходима для безошибочной идентификации транспортного средства, что является первостепенным фактором безопасности пассажира. Она позволяет избежать случайных посадок в неавторизованные и потенциально опасные транспортные средства, а также защищает от обмана и мошенничества, обеспечивая уверенность в надежности и легальности предоставляемой услуги.
Введение унифицированной цветовой гаммы для автомобилей такси облегчает выбор надежного и лицензированного перевозчика, что, как следствие, способствует укреплению доверия к отрасли. Данная мера является эффективным инструментом контроля качества предоставляемых услуг, поскольку позволяет потребителям быстрее и проще отличать легальные такси от нелегальных. Следовательно, введение единой цветовой гаммы направлено на защиту прав потребителей и повышение общего уровня сервиса в сфере пассажирских перевозок.
Требование о белой или желтой цветовой гамме кузова легкового такси содержалось и в ранее действовавшем Законе Республики Татарстан от 10 октября 2011 года №77-ЗРТ «О перевозках пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Татарстан», которым было реализовано закрепленное в подпункте «в» пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья утратила силу) право субъектов Российской Федерации на установление такого требования.
В этом случае республиканским законодателем соблюден принцип правовой определенности, важным аспектом которого является вытекающее из него требование стабильности правового статуса субъектов правоотношений. Введение нового правового регулирования, накладывающего обязательства на участников соответствующих правоотношений, должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это подразумевает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость произвольных изменений в действующей системе норм.
Подобный подход не только способствует укреплению социальной консолидации, но и обеспечивает устойчивое развитие общества, в котором каждый индивид ощущает защищенность своих прав и уверенность в предсказуемости законодательства.
Кроме того, до признания статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратившей силу в Конституционный суд Российской Федерации была подана жалоба, в которой гражданин просил признать положение пункта 1 части 16 указанной статьи и пункт «а» части 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года №1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Краснодарском крае», устанавливающего аналогичные цвета кузова легкового такси, не соответствующими статьям 8 (часть 1), 19 (часть 2) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, которому ранее было отказано в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, обозначенные законодательные положения явились избыточными, приводили к ограничению конкуренции и лишали его права на труд.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года №713-О в принятии к рассмотрению жалобы было отказано по мотиву того, что оспариваемые положения федерального закона и закона субъекта Российской Федерации направлены на обеспечение прав и законных интересов всех сторон складывающихся правоотношений в сфере пассажирских перевозок легковым такси и не могут рассматриваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
Высший судебный орган Российской Федерации не усмотрел неопределенности в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего цветовую гамму кузова легкового такси.
Оспариваемое ограничение по цветовой гамме легкового такси установлено Государственным Советом Республики Татарстан в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, согласуется с указанными выше положениями действующего законодательства, направленными на обеспечение безопасности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Орган законодательной власти Республики Татарстан, конкретизируя общие положения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, учитывал уникальные региональные особенности и финансово-экономический потенциал республики. Если принять во внимание обстановку, сложившуюся на момент принятия рассматриваемого нормативного правового акта, вводимые меры имеют разумное обоснование и предопределяются объективной необходимостью в охране конституционно значимых ценностей, обоснованны и соразмерны, не вступают в противоречие с задачей поддержания баланса законных интересов общества и личности.
Региональный законодатель принятием оспариваемого положения не ограничил конкуренцию, а реализовал предоставленное ему федеральным законом полномочие устанавливать дополнительное требование для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом. Участники спорных правоотношений поставлены в одинаковое положение, исключающее дискриминационные условия доступа к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Положение, изложенное в части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан», устанавливает единые требования к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, распространяющиеся на всех перевозчиков, действующих на территории Республики Татарстан, без каких-либо исключений.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный совет Республики Татарстан приходит к выводу, что правовое регулирование, установленное частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» в той части, которая регламентирует цветовую гамму кузова легкового такси, предписывая соответствие исключительно белой или желтой гамме, принято Государственным Советом Республики Татарстан в пределах своих дискреционных полномочий. Данное решение основывается на принципах соблюдения баланса между частной экономической инициативой и интересами иных лиц, а также общества в целом и стремится к обеспечению правовой определенности в регулировании соответствующих правоотношений на территории Республики Татарстан. Таким образом, рассматриваемое правовое регулирование само по себе не может быть расценено как нарушение конституционных прав граждан, включая права заявительницы, и, следовательно, соответствует части второй статьи 28 и частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан.
4. Конституционный совет Республики Татарстан принимает во внимание аргументы заявительницы, указывающие на то, что в связи с введением требований к цветовой гамме кузова такси на перевозчиков с автомобилями иного цвета возлагается дополнительная финансовая нагрузка, связанная с приобретением транспортного средства белого или желтого цвета, его покраской и т. д.
В Республике Татарстан динамичное развитие рынка такси в значительной степени обеспечивается предприятиями малого и среднего бизнеса.
Необходимость приведения автомобиля к критериям, установленным частью 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан», может повлечь за собой отказ части потенциальных перевозчиков от осуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок легковым такси. Финансовые издержки, сопряженные с приобретением нового транспортного средства желаемой цветовой гаммы, ставят автовладельцев, в частности самозанятых лиц, использующих личный автотранспорт в коммерческих целях, перед непростым выбором. В условиях действующих экономических санкций, характеризующихся сокращением поставок транспортных средств и ограничением возможностей для их ремонта, дополнительные затраты на перекраску автомобилей такси могут негативно сказаться на желании водителей осуществлять соответствующую деятельность. Данное обстоятельство также может стать дополнительным препятствием на пути легализации их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, субъектов малого или среднего предпринимательства.
Вместе с тем принцип свободы экономической деятельности, закрепленный в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, наделяет субъекта предпринимательской деятельности правом на самостоятельное осуществление этой деятельности на собственный риск. Это право включает возможность независимой и единоличной оценки эффективности и целесообразности предпринимаемых действий, а также самостоятельное определение прогнозируемых доходов и расходов, исходя из конъюнктуры рынка и собственных расчетов.
Расходы, понесенные водителями легкового такси в Республике Татарстан, связанные с вышеупомянутой деятельностью, представляют собой издержки, возникающие в процессе самостоятельной предпринимательской деятельности, осуществляемой на собственный риск и направленной на реализацию личной предпринимательской инициативы. Иными словами, несение этих расходов является неотъемлемой частью ведения коммерческой деятельности.
5. Социальная значимость права раскрывается в его потенциале служить катализатором общественного прогресса, обеспечивая как всему социуму, так и каждому законопослушному гражданину возможность реализации социально значимых целей, которые правовые нормы устанавливают и защищают. Одной из перспективных тенденций правового регулирования является поиск баланса между правом и другими формами социального регулирования.
Именно потребности экономического развития, а равно социальный запрос на решение возникших в общественных отношениях проблем посредством принятия, изменения или отмены правовых норм предопределяют принятие и содержание соответствующих правотворческих решений, непосредственно влияют на эффективность их реализации. Отсюда следует, что правотворческие решения, принятые в отрыве от реальных потребностей и в отсутствие явного социального запроса, неминуемо влекут за собой снижение эффективности данных решений, превращая благое намерение в формальность.
Условия социального бытия и потребности экономики порождают необходимость и особенности правового регулирования, являются базой для последующего применения правовых предписаний, которое будет эффективным только в случае соответствия социальным интересам. Эти факторы предопределяют объективную возможность успешного воплощения в жизнь правотворческих решений при условии наличия достаточных материальных ресурсов и развитой экономики.
В случае, если по результатам правового регулирования, являющегося предметом рассмотрения настоящего обращения, будет выявлено негативное влияние разрабатываемых механизмов на социально-экономические отношения, могут потребоваться изменения в законодательстве, направленные на минимизацию возможных негативных последствий или внедрение альтернативных (более эффективных) вариантов регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.
Признание рассматриваемой законодательной нормы соответствующей части второй статьи 28, частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан не препятствует Государственному Совету Республики Татарстан в рамках осуществления своих дискреционных полномочий рассмотреть возможность изменения нормативного правового регулирования в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, исходя из анализа социальных запросов и других вышеперечисленных обстоятельств.
На основании изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан от 13 июня 2023 года №44-ЗРТ «О Конституционном совете Республики Татарстан», статьями 32–35 Регламента Конституционного совета Республики Татарстан Конституционный совет Республики Татарстан
заключил:
1. Признать часть 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 21 июля 2023 года №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан», положения которой содержат указания на обязательное соответствие цветовой гаммы кузова легкового такси исключительно белой или желтой гамме, соответствующей части второй статьи 28, частям первой и третьей статьи 50 Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее заключение опубликовать в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU), а также на официальном сайте Конституционного совета Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель Конституционного совета
Республики Татарстан И.И.ГИЛАЗОВ
Члены Конституционного совета Республики
Татарстан Р.Ф.ГАФАРОВ, Э.М.МУСТАФИНА